МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 ГОДА) «НА БОЛЬШОМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ…»
Авторы: Князева Клавдия Петровна и Помарина Ирина Александровна воспитатели ГБОУ школа №1504 г. Москвы.
Данный мастер-класс «На большом воздушном шаре…» включаем в себя работу с детьми второй младшей группы по художественному эстетическому развитию в малоизвестной технике «Узелковая батика», которая все больше набирает интерес у работников дошкольного образования и раскрывает у детей любознательность, творческий подход к обычным предметам. Из обычного сделать, сделать необычное…
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- Познакомить детей с новым методом работы в ИЗО деятельности — узелковая батика.
- Закрепить основные правила в работе с красками.
- Закрепить полученные знания о семье и праве.
Скачать: МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 ГОДА) «НА БОЛЬШОМ ВОЗДУШНОМ ШАРЕ…» (полный конспект)
2. Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к членам своей семьи.
- Прививать навык аккуратности в работе.
- Воспитывать желание доводить дело до конечного результата.
3. Словарные задачи: Открытки, стропы, нить мулине, бисер, пайетки, портрет.
Оборудование: 3 белых медведя, воздушный шар с корзиной, открытки с природой разных стран. 5 кусков ткани (бязь) размером 30х30 см.; 5 прозрачных ванночек, наполовину налитые водой; 5 стаканов-непроливаек с водой, кисти щетиной №9- 5 штук, палитры с гуашью, разных цветов-3 шт.; салфетки, нитки, фартуки по кол-ву детей и для воспитателя.
Подготовка воспитателя: Подбор информации, написание конспекта, подготовка оборудования.
Ход мастер-класса.
Первый этап.
Части занятия Методы и приёмы Содержание работы
Организационная. Группа детей располагается в игровой зоне. На столе, накрытым клеёнкой, располагается две палитры с разными цветами краски, 5 прозрачных ванночек с водой, непроливайки с налитой водой, кисти с щетиной №9 на каждого ребёнка, 5 кусочков холста (бязь) размером 30х30 см, нитки (только для воспитателя), клеёнчатые фартуки для детей, один для воспитателя фартук.
Вводная часть Сюрпризный момент В группу прилетает воздушный шар, к нему прикреплена корзина, в ней сидят семья белых медведей.
В:– Ребята, к нам сегодня на воздушном шаре прилетели гости. Это семья белых медведей. Папа медведь, мама медведица и их сынок, медвежонок Умка. Они, путешественники и прилетели к нам из далёкого севера на воздушном шаре.
Посмотрите, они привезли вам много открыток из разных стран, где они побывали. (Воспитатель показывает открытки с изображением природы разных стран).
А вы бы хотели попутешествовать со своей семьёй на большом воздушном шаре?
Д: — Да, хотели бы путешествовать.
В: — Тогда я предлагаю, вам занять места в нашей маленькой мастерской, чтоб смастерить для своей семьи воздушный шар для путешествий.
Организационный момент.
Показ-объяснение Воспитатель с группой детей (3-4 человека) подходят к накрытому для занятия столу, и предлагает детям надеть фартуки и засучить рукава, указывая на то, что нам предстоит работать с водой и красками. После этого, предлагает детям присесть в нашу мастерскую и рассмотреть предметы, стоящие на столе.
В: — Мы с вами решили отправиться с семьёй в поход на большом воздушном шаре, а кто из вас помнит, в какую погоду можно отправляться в поход?
Д: — В поход можно отправляться в солнечную и тёплую, хорошую погоду.
В: — Правильно, ребята, а мы с вами отправляемся в поход на воздушном шаре и небо у нас должно быть безоблачным и голубым. А хотите мы наш холст, превратим с вами в кусочек голубого неба?
Д: — Да.
В: — Вот смотрите, ребята, передо мной стоит ванночка с простой водой. Каким она цветом?
Д: — У неё нет цвета, она прозрачная.
В: — А как вы думаете, что с ней надо сделать, чтоб она стала синяя?
Д: — Добавить синюю краску в воду.
В: — Правильно, давайте мы с вами возьмём в руки наши кисти. Только вы знаете, что кисть в руках надо держать правильно, иначе у нас ничего не получиться. (Воспитатель проверяет, правильно ли дети держат кисти в руках, поправляет у кого не правильно). Теперь возьмём из нашей палитры кисточками синюю краску и опустим её в наши ванночки с прозрачной водой. Аккуратно размешает краску в воде. Что произошло с водой в ванночке?
Д: — Вода в ванночке окрасилась в синий цвет.
В: — Воду мы с вами окрасили, а как же нам теперь окрасить наш холст, как вы думаете?
Д: — Надо наш холст поместить в ванночку с синей водой.
В: — Правильно, но только давайте, договоримся, что мы будем очень аккуратны, не будем спешить. Вы посмотрите, как сначала это сделаю я, а потом попробуете повторить. Я беру свой холст и окунаю его в ванночку с синей водичкой, немного его в воде помну руками и аккуратно отожму над моей ванночкой от лишней воды, вот так, чтоб с моего холста не текла водичка. Теперь я его расправлю на столе. Посмотрите, он стал синего цвета. Был белым, стал синим.
В: — Теперь вы, берите свои холсты, аккуратно опускайте в свои ванночки, проследите, чтоб холст намок весь, и отожмите его над своими ванночками. Теперь расстелите его перед собой, у вас получилось? (При выполнении окраски, воспитатель помогает детям).
Д: — Да, он превратился в небо.
В: Вот видите, небо голубое у нас есть, чего же не хватает?
Д: — Воздушного шара.
В: — Кто помнит, какой формы воздушный шар?
Д: — Круглый, слегка овальный.
В: — Каким цветом они бывают?
Д: — Разного, яркого.
В: — Вот мы с вами ещё не может красиво нарисовать круглый шарик, но нам поможет для этого наша смекалка. Посмотрите, ребята, я нахожу на нашем небе середину, и мои пальчики сделают один шаг вверх-вот так (воспитатель показывает детям). Теперь я беру наш кусочек неба в том месте, куда пришли мои пальчики и начинаю закручивать нашу ткань.
В: — Посмотрите, у меня получается морковка. Чтоб она не сломалась у меня, я быстро обмотаю её ниточками. Попробуйте теперь и вы. (Дети пробуют сделать морковку из ткани, воспитатель быстро обматывает их ниточками.)
В: — Получилось?
Д: — Да.
В: — А теперь к нам на помощь придут наши кисточки. Возьмём их в руку. Кончик морковки мы будем красить с вами в одни цвет, а остальную часть морковки в другой цвет. Посмотрите, как это сделаю я. Беру кисточку правильно в руки. Опускаю её в стакан с водой, а потом в краску красного цвета и наношу краску на кончик морковки, затем опять макаю кисть в воду и теперь добавляю водичку на кончик моей морковки, это для того, чтоб кончик моей морковки окрасился не только с наружи, но и внутри. Затем, смываю остатки краски с кисти и беру ей жёлтый цвет и наношу его на оставшуюся часть моей морковки, и также добавляю воды на мою морковку, чтоб и жёлтый цвет попал внутрь морковки. (Для полной прокраски желательно повторить 3-4 раза). Теперь, быстро разматываю ниточку и разглаживаю свой холст. Смотрите, у меня получился практически воздушный шар. (Если рисунок не очень чёткий или плохо прокрашены контуры круга, его возможно дорисовать уже в развёрнутом виде при помощи кисти).
В: — Теперь давайте вы попробуете нарисовать свои воздушные шары. При покраске детьми, воспитатель следит, что работа проводиться поэтапно, с обильным нанесением краски и воды, затем помогает детям снять нити и расстелить холст на столе. При необходимости, помогает детям докрасить или придать форму шара.
В: — Посмотрите, ребята, у нас получились наши воздушные шары. Такие яркие, красивые.
Закрепление Художественное слово.
Воспитатель читает детям стихотворение о воздушном шаре:
Я улетаю ввысь на шаре, В корзине ивовой стою. Иду навстречу с небесами, Оставив грусть и суету.
Еловый лес, в снегу стоящий, Коттеджи, люди, купола, И воздух чистый и звенящий, Ликуй душа, лети душа...
(Ивушкина Любовь)
В: — А теперь нашим воздушным шарам необходимо высохнуть. Для этого, мы с вами отнесём их в сушилку, а сами пойдём мыть руки.
Итог В: — Молодцы, вы так все постарались. У вас такие красивые и яркие получились работы.
Длительность занятия: 15 минут.
Второй этап.
Оборудование: Открытки с изображение природы, конверт, скатерть, две чаши с крупными пайетками, 5, вырезанных воспитателем, корзины из фетра, клей-карандаш — 5шт., 5 кусочков холста (бязь) размером 30х30 см с нанесённым рисунком, нитки мулине 2-3 цветов (только для воспитателя), иголка (только для воспитателя), ножницы с затупленными концами, крупный бисер для украшения – 10 шт., вырезанные портреты семей детей, фоторамки -5 шт. До начала мастер-класса холст, проглаживается воспитателем утюгом без участия детей.
Части занятия Методы и приёмы Содержание работы
Организационная. Группа детей располагается в игровой зоне. На столе, накрытым скатертью, располагается две чаши с крупными пайетками, 5, вырезанных воспитателем, корзины из фетра, клей-карандаш — 5шт., 5 кусочков холста (бязь) размером 30х30 см с нанесённым рисунком, нитки мулине 2-3 цветов (только для воспитателя), иголка (только для воспитателя), ножницы с затупленными концами, крупный бисер для украшения – 10 шт., вырезанные портреты семей детей.
Вводная часть Сюрпризный момент В группу входит воспитатель с письмом.
В:– Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим, что там?
Воспитатель вскрывает конверт и обнаруживает там несколько открыток. Читает адрес на конверте.
В:- Это наши друзья, семья белых медведей, прислала нам подарок — открытки из новых стран, где они побывали. А мы с вами тоже готовились к путешествиям с нашими мамами и папами. Так давайте доделаем наши воздушные шары?
Д: — Да, давайте.
В: — Тогда я предлагаю, вам занять места в нашей маленькой мастерской, чтоб смастерить для своей семьи воздушный шар для путешествий.
Организационный момент.
Воспитатель с группой детей (3-4 человека) подходят к накрытому для занятия столу, предлагает детям присесть в нашу мастерскую и рассмотреть предметы, стоящие на столе.
В: — Мы с вами уже сделали воздушные шары на нашем кусочке неба. Пожалуйста, возьмите свой воздушный шар. (Дети берут холст с нарисованным воздушным шаром).
В: — Вот теперь он ваш воздушный шар высох, и мы можем продолжить нашу работу. Проведите по своему воздушному шару пальчиком. Покажите свои пальчики, сухие они?
Д: — Да.
В: — Ребята, давайте приделаем к нашему шару корзину, где будут располагаться наши семьи?
Д: — Да.
В: — Вот смотрите, корзины обычно плетут из дерева и они коричневого цвета, и я приготовила вам корзины, они только не из дерева, а из плотной, тёплой ткани, но тоже коричневого цвета. А для того чтоб нам её правильно прикрепить к нашему воздушному шару, мы от середины низа шара, отступим вниз два шажочка пальчиками. (Воспитатель показывает детям личным примером). Положим на отмеренное место нашу корзину. Возьмём в руки клей — карандаш, откроем его и нанесём его на края нашей корзины, затем переворачиваем нашу корзину и приклеиваем в отмеренное пальчиками место на наш кусочек неба. Попробуйте теперь вы. (Дети пробуют выполнить задание воспитателя, при необходимости воспитатель помогает детям). Получилось?
Д: — Да, получилось.
В: — Но посмотрите, у нас теперь корзина есть, и шар есть, только они не связаны между собой. Что же нам надо сделать?
Д: — Необходимо приделать верёвочки, чтоб соединить шар и корзину.
В: — Правильно, вот смотрите: верёвочки у настоящих воздушных шаров называются стропами – это очень прочный канат. Вот и у меня есть очень прочные нети, их называют — мулине, и они у меня разного цвета. Сейчас я отмерю вам расстояние от шара до корзины, сложу ниточку пополам, отрежу её там где я отмерила. Держи (Маша), это тебе. (Воспитатель проделывает данную работу со всеми детьми).
В: — Теперь посмотрите, наши канаты, почти как настоящие, состоят из многих одинаковых ниточек и чтоб он в полёте не распустился, и корзина не упала, необходимо завязать на узел кончики. (Воспитатель отступает от края и завязывает на ниточках узелки). Как же нам их теперь присоединить, кто мне скажет?
Д: — Необходимо приклеить. (Воспитатель пробует приклеить нити к холсту, но нити плохо крепятся к поверхности ткани).
В: — Нет, ребята, не получается. Я думаю мне для этого понадобиться одна вещь, которую мне подарила моя бабушка. Отгадаете загадку что это?
Ждёт меня подружка – На макушке – ушко. Если танцевать пойдёт, Всё заштопает, зашьёт.
(Иголка).
Д: — Это иголка!
В: — Правильно, но только давайте, договоримся, что с иголкой пока буду работать я, а вы посмотрите и поучитесь глазками.
Воспитатель продевает оставшийся кончик нитей мулине, до узелка в ушко иглы, затем находи край воздушного шара с одного бока и продевает иглу с лицевой стороны, протаскивает нить до узла и со стороны изнанки завязывает узел. (Такое действие он проделывает со всеми работами).
В: — Посмотрите, наши стропы прикреплены к корзине?
Д: — Нет, они прикреплены только к шару.
В: — Правильно, но для того, чтоб нашу корзину прикрепить к воздушному шару, давайте с вами выберем одну пайетку, а я воспользуюсь своей помощницей, иголкой. Продеваю ниточку через изнанку нашего холста и края корзинки, одеваю пайетку, затем одну бисеринку, и возвращаю иголку обратно. Посмотрите, у нас получилось не только украшение корзинки, но и необходимый элемент для крепежа корзины к шару. Теперь вы возьмите в руку одну пайетку и я повторю данную работу с вашими работами. (Воспитатель пришивает пайетки, по бокам корзины). Красивая корзина получилась?
Д: — Да.
В: — Ну а сейчас, вы возьмите свои стропы-верёвочки и зацепите, за пайетку с каждой стороны, так, будто у вас получилась петелька. Сначала посмотрите, как это сделаю я. Воспитатель проделывает работу по закреплению нитей мулине за пайетки. Просит детей повторить действия воспитателя. Воспитатель контролирует работ. Помогает детям, у которых не получается. У вас получилось?
Д: — Да.
В: — Теперь при помощи нашей помощницы иголки, я закреплю концы наших строп на воздушном шаре, для этого я продену их в иголку и пришью к верхней нашей верёвочке. (Воспитатель, закрепляет нить в верхней части нитки мулине на всех работах детей).
В: — Посмотрите, теперь у нас получился, наш воздушный шар для путешествий со своей семьёй. Но что-то не хватает в нашей корзине, как вы думаете?
Д: — Не хватает нашей семьи, папы и мамы.
В: — У меня как раз есть семейные портреты ваших семей.
Воспитатель показывает уже обрезанные портреты детей, те выбираю свой портрет. Воспитатель просит рассказать каждого ребёнка о члене своей семьи, куда бы он хотел полететь на воздушном шаре со своей семьёй и т.д.
В: — Давайте посадим нашу семью в корзину и отправимся в путешествие.
Дети прикрепляют фото своей семьи в корзину.
Воспитатель, по желанию детей, может пришить пуговицу к корзине, для украшения.
После всех проделанных работ, воспитатель, вставляет работу в рамку, обрезает лишние края у холста и показывает детям.
Закрепление Художественное слово.
Воспитатель читает отрывок стихотворения Пьера-Жана Беранже — «Путешествие».
«Хочешь, — молвил «шар воздушный, — К облакам взлететь со мной? К блеску звезд неравнодушный, Ты коснешься их рукой!
Мир неведомый, чудесный Я исследовать привык; Ты, проникнув в свод небесный, Будешь знать, как мир велик!»
Итог В: — Молодцы, вы так все постарались. У вас такие красивые и яркие получились работы, мы обязательно их покажем вашим родителям, и вы отправитесь в путешествия на воздушном шаре.
Длительность занятия: 15 минут
|