Белоусова Наталья Ильинична. Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возрастаВзаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Итоговая работа

Выполнил: Белоусова Наталья Ильинична МБДОУ №350 «Яблонька» Воспитатель Cамара 2015

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

 

Скачать: Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста (полный конспект)

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.

Целью нашей работы стало: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

Задачи:

  • сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-
  • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью психологического климата;
  • оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
  • привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

2 Семья как фактор воспитания

Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей.

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, — но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким.

…Каждый раз, когда родители сдерживают в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, они исполняют только свою обязанность. Дети наверное заметят, хотя в детстве, может быть и не формулируют эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут — сперва по подражанию, потом по убеждению — управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания.

К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюнян.

По ее мнению, существует три варианта семьи; традиционная, детоцентрическая и супружеская.

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших.

Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка

в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную" структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

  • В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
  • Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
  • Супружеская семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье — взаимное доверие, принятие и автономность членов. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.

2. 1. Рекомендации по установлению отношений сотрудничества с ребенком А. Адлера:

  1. Семья — это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;
  2. Родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка — безусловная гарантия его воспитуемости.
  3. Чувства следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи совместными усилиями должны создавать теплые и дружеские отношения между собой. Люди могут сотрудничать, будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность.
  4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя. Разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя.
  5. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения. Родители должны позволить ребенку прочувствовать последствия их действий и поведения — так ребенок поймет, как устроен мир. Следует использовать естественные последствия, а не контролировать детей с позиции силы.
  6. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
  7. Лучшая поддержка в развитии ребенка — его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.
  8. 2.Основные подходы к обучению родителей

Основные подходы к обучению родителей (адлерианский, гуманистический тренинг родительской эффективности, бихевиоральный подход. Игровая терапия детско-родительских отношений).

Обучение родителей – это отдельное направление.

Направления обучения родителей:

  • обучение родителей эффективному общению с детьми
  • обучение родителей игровой психотерапии с детьми

Зачем это нужно?

  • поддержание контакта с детьми
  • создание мотивации родителей ходить на психотерапию
  • учение правильно взаимодействовать с детьми
  • повышение самооценки родителей

Основные программы обучения родителей:

  • программа, основанная на идеях Адлера. Развитие челоека определено некоторыми целями. Любому человеку присущ социальный интерес и потребность присоединения. Неправильное поведение связано с неправильными целями. Адлер и Дрейкурц – первые создали семейное консультирование. Работа с целями. Дрейкурц – последователь Адлера в семейном консультировании.

Дрейкурц. 4 неправильные цели поведения ребенка:

  • привлечение дополнительного внимания (ребенок неправильно себя ведет, чтобы привлечь внимание)
  • борьба за власть (между родителями и ребенком идет борьба за власть)
  • месть (месть как цель поведения появляется не сразу, он попробовал привлечь внимание, пробовал бороться за власть, ничего не получилось, он начинает мстить)
  • ребенок уходит из ситуации, обесценивая себя самого (да, я ничего не умею, я плохо учусь, я ничего не знаю). Потом формируется тип неудачника

Направление, основанное на поведенческой терапии (идеи Скиннера об оперантном научении)

Направление, основанное на идеях Рождерса (развито Гордоном «Тренинг родительской эффективности»)

Подход Гордона: У любого человека есть стремление к самореализации, развитию, и если общество его не понимает, то у него формируются защиты, человек не принимает себя, своего опыта. Работа с собственным опытом, с самопринятием. Гордон создал «Тренинг эффективности».

Здесь важно отделять проблему ребенка от проблемы родителя. Однако бывают такие проблемы, которые и не ребенка и не родителя. В зависимости применяются разные техники:

  • Если проблема родителя – техника активного слушания.

Этапы активного слушания:

Внимательное выслушивание

Отражение чувств

Обратная связь

Выработка поведения

Помощь в реализации

  • Если проблема ребенка – техника «Я-высказывания».

Эта техника направлена на то, чтобы ребенок услышал родителя

Высказывание строится таким образом:

Родитель говорит о своих чувствах

Родитель описывает поведение ребенка

Объяснительная часть (почему?)

Как бы он хотел, чтобы себя вел ребенок

Пример: «Я чувствую раздражение, когда ты не выносишь ведро, потому что тогда в квартире неприятный запах, и я бы хотела, чтобы ты каждый вечер выносил ведро»

Родителям объясняют, какие высказывания являются неэффективными. Неэффективная коммуникация:

  • направленная на воздействие на ребенка, на поведение (здесь ребенок находится в зависимом положении):
  • приказы, распоряжения, команды
  • угрозы, предупреждения о возможности отрицательных последствий для ребенка (если ты не сделаешь, то…)
  • проповеди, нотации, морализирования (ты должен, ты обязан)
  • советы и разъяснения
  • наставления, логические аргументации, поучения (вот всегда, вот как обычно, если ты не будешь учиться, ты не поступишь в институт)
  • Направленная на оценку личности:

Негативная оценка, осуждение, порицание

Наклеивание ярлыков, обзывание. Высмеивание

Похвала (неадекватная похвала, ребенка хвалят за то, чего он не сделал, не осуществил, это вызывает у ребенка подросткового возраста агрессию)

Захваливание (у ребенка ведет к неадекватной самооценке)

  • направленная на интерпретацию поведения ребенка:

«Я знаю, почему ты это сделал, я знаю». Ребенок здесь как объект анализа, у ребенка создается ощущение небезопасности

Вопросы, расследования, допросы

  • утешение, успокоение. Тут как бы обесценивается проблема ребенка «да не переживай ты так», обесцениваются чувства ребенка. Здесь важно ориентироваться на возраст ребенка, подросток может к этому отнестись как к отвержению, маленький ребенок может воспринять утешение хорошо.

Эффективная коммуникация состоит из:

  • Я-высказывания
  • Активного слушания

Активные методы работы с родителями

Представление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется значительно большая затрата энергии, глубоко укоренилось в нашем сознании. Однако это представление неправильное, и, опираясь на разумное использование жизненного и взрослого опыта, можно существенно снизить затраты сил и времени.

Теория и практика организации работы с родителями может строиться на разных концепциях. Не существует какой-то одной теории, а есть множество разных направлений, подходов, точек зрения. Нам известно немало мудрых изречений и наставлений, однако, воплощённые в мудрых мыслях, истины, касающиеся практической жизнедеятельности, не будучи пережиты индивидом, не могут органично включаться в систему его собственной регуляции. Поиск готовых образцов, схем «мудрого поведения», как отмечает Л. Г. Гримак, безнадёжен и тормозит собственное творческое развитие личности.

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях.

Исследовательская ориентация в организации работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.

В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, тесты.

3 Воспитание детей дошкольного возраста при использовании технологий: здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.

Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения в практике дошкольного образования можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала.

Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

Определяют основные принципы при работе с семьей.

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Системность и последовательность работы
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей

Д.Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:

  • Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
  • Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
  • Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

3. 1Формы работы с семьей.

Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Просмотров: 1026
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Рогачева Елена Сергеевна. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ОТРАЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА!
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Мушкетова Юлия Сергеевна. ПАМЯТКА для родителей о культуре и здоровье ребенка
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Познавательные интересы вашего ребенка»
  • Степанова Марина Юрьевна. Вопросы консультирования родителей (законных представителей) ребенка с РАС на разных этапах инклюзивного образования.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь