Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Итоговая работа
Выполнил: Белоусова Наталья Ильинична МБДОУ №350 «Яблонька» Воспитатель Cамара 2015
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Скачать: Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста (полный конспект)
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
Целью нашей работы стало: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.
Задачи:
- сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-
- обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью психологического климата;
- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
2 Семья как фактор воспитания
Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей.
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, — но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким.
…Каждый раз, когда родители сдерживают в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, они исполняют только свою обязанность. Дети наверное заметят, хотя в детстве, может быть и не формулируют эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут — сперва по подражанию, потом по убеждению — управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания.
К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюнян.
По ее мнению, существует три варианта семьи; традиционная, детоцентрическая и супружеская.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших.
Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка
в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную" структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
- В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
- Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
- Супружеская семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье — взаимное доверие, принятие и автономность членов. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.
2. 1. Рекомендации по установлению отношений сотрудничества с ребенком А. Адлера:
- Семья — это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;
- Родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка — безусловная гарантия его воспитуемости.
- Чувства следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи совместными усилиями должны создавать теплые и дружеские отношения между собой. Люди могут сотрудничать, будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность.
- Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя. Разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя.
- Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения. Родители должны позволить ребенку прочувствовать последствия их действий и поведения — так ребенок поймет, как устроен мир. Следует использовать естественные последствия, а не контролировать детей с позиции силы.
- Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
- Лучшая поддержка в развитии ребенка — его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.
- 2.Основные подходы к обучению родителей
Основные подходы к обучению родителей (адлерианский, гуманистический тренинг родительской эффективности, бихевиоральный подход. Игровая терапия детско-родительских отношений).
Обучение родителей – это отдельное направление.
Направления обучения родителей:
- обучение родителей эффективному общению с детьми
- обучение родителей игровой психотерапии с детьми
Зачем это нужно?
- поддержание контакта с детьми
- создание мотивации родителей ходить на психотерапию
- учение правильно взаимодействовать с детьми
- повышение самооценки родителей
Основные программы обучения родителей:
- программа, основанная на идеях Адлера. Развитие челоека определено некоторыми целями. Любому человеку присущ социальный интерес и потребность присоединения. Неправильное поведение связано с неправильными целями. Адлер и Дрейкурц – первые создали семейное консультирование. Работа с целями. Дрейкурц – последователь Адлера в семейном консультировании.
Дрейкурц. 4 неправильные цели поведения ребенка:
- привлечение дополнительного внимания (ребенок неправильно себя ведет, чтобы привлечь внимание)
- борьба за власть (между родителями и ребенком идет борьба за власть)
- месть (месть как цель поведения появляется не сразу, он попробовал привлечь внимание, пробовал бороться за власть, ничего не получилось, он начинает мстить)
- ребенок уходит из ситуации, обесценивая себя самого (да, я ничего не умею, я плохо учусь, я ничего не знаю). Потом формируется тип неудачника
Направление, основанное на поведенческой терапии (идеи Скиннера об оперантном научении)
Направление, основанное на идеях Рождерса (развито Гордоном «Тренинг родительской эффективности»)
Подход Гордона: У любого человека есть стремление к самореализации, развитию, и если общество его не понимает, то у него формируются защиты, человек не принимает себя, своего опыта. Работа с собственным опытом, с самопринятием. Гордон создал «Тренинг эффективности».
Здесь важно отделять проблему ребенка от проблемы родителя. Однако бывают такие проблемы, которые и не ребенка и не родителя. В зависимости применяются разные техники:
- Если проблема родителя – техника активного слушания.
Этапы активного слушания:
Внимательное выслушивание
Отражение чувств
Обратная связь
Выработка поведения
Помощь в реализации
- Если проблема ребенка – техника «Я-высказывания».
Эта техника направлена на то, чтобы ребенок услышал родителя
Высказывание строится таким образом:
Родитель говорит о своих чувствах
Родитель описывает поведение ребенка
Объяснительная часть (почему?)
Как бы он хотел, чтобы себя вел ребенок
Пример: «Я чувствую раздражение, когда ты не выносишь ведро, потому что тогда в квартире неприятный запах, и я бы хотела, чтобы ты каждый вечер выносил ведро»
Родителям объясняют, какие высказывания являются неэффективными. Неэффективная коммуникация:
- направленная на воздействие на ребенка, на поведение (здесь ребенок находится в зависимом положении):
- приказы, распоряжения, команды
- угрозы, предупреждения о возможности отрицательных последствий для ребенка (если ты не сделаешь, то…)
- проповеди, нотации, морализирования (ты должен, ты обязан)
- советы и разъяснения
- наставления, логические аргументации, поучения (вот всегда, вот как обычно, если ты не будешь учиться, ты не поступишь в институт)
- Направленная на оценку личности:
Негативная оценка, осуждение, порицание
Наклеивание ярлыков, обзывание. Высмеивание
Похвала (неадекватная похвала, ребенка хвалят за то, чего он не сделал, не осуществил, это вызывает у ребенка подросткового возраста агрессию)
Захваливание (у ребенка ведет к неадекватной самооценке)
- направленная на интерпретацию поведения ребенка:
«Я знаю, почему ты это сделал, я знаю». Ребенок здесь как объект анализа, у ребенка создается ощущение небезопасности
Вопросы, расследования, допросы
- утешение, успокоение. Тут как бы обесценивается проблема ребенка «да не переживай ты так», обесцениваются чувства ребенка. Здесь важно ориентироваться на возраст ребенка, подросток может к этому отнестись как к отвержению, маленький ребенок может воспринять утешение хорошо.
Эффективная коммуникация состоит из:
- Я-высказывания
- Активного слушания
Активные методы работы с родителями
Представление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется значительно большая затрата энергии, глубоко укоренилось в нашем сознании. Однако это представление неправильное, и, опираясь на разумное использование жизненного и взрослого опыта, можно существенно снизить затраты сил и времени.
Теория и практика организации работы с родителями может строиться на разных концепциях. Не существует какой-то одной теории, а есть множество разных направлений, подходов, точек зрения. Нам известно немало мудрых изречений и наставлений, однако, воплощённые в мудрых мыслях, истины, касающиеся практической жизнедеятельности, не будучи пережиты индивидом, не могут органично включаться в систему его собственной регуляции. Поиск готовых образцов, схем «мудрого поведения», как отмечает Л. Г. Гримак, безнадёжен и тормозит собственное творческое развитие личности.
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях.
Исследовательская ориентация в организации работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.
В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, тесты.
3 Воспитание детей дошкольного возраста при использовании технологий: здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.
Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения в практике дошкольного образования можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала.
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.
Определяют основные принципы при работе с семьей.
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Системность и последовательность работы
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
Д.Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:
- Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
- Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
- Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
3. 1Формы работы с семьей.
Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
|