Надежда Александровна Коскина. Здоровый образ жизни и олимпизм'

Здоровый образ жизни и олимпизм"«ЗОЖ и  олимпизм.»
По определению почетного президента Международного Олимпийского Комитета Хуана Антонио Самаранча: «Олимпизм - это философия, которая объединяет спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным  этическим принципам».
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях  их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них- это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или  иных привычек и формировались вовремя. В детском саду приоритет должен быть отдан воспитательным задачам.
Воспитывающее воздействие на детей в рамках образовательной деятельности  оказывает три фактора:
*личность педагога;
*преподаваемый материал,
*форма образовательной деятельности.
Детское отношение к взрослому, который представляет собой творческую личность, вникает в интересы детей, строится на доверии. Воспитание личностью -- это воспитание своим примером. Данное утверждение в полной мере относится и к родителям. Дети внимательны и чутки даже к мельчайшим деталям человеческой натуры—характерные речевые обороты, манера поведения, привычка одеваться. Воспитатель просто обязан быть образцом в доброжелательном отношении к окружающим детям и взрослым, во внешнем виде, отсутствии вредных привычек.
Стоит задуматься: «не это ли образ жизни основанный на воспитательных ценностях хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам». (по определению «олимпизм» Х.А. Самаранча).
Слово «олимпизм» выстраивает в логическую цепочку такие слова как : олимпиада, олимпийское движение, олимпийские игры, спорт, спортсмен, сильный, ловкий, быстрый, целеустремленный, волевой, стремящийся к победе над собой, над соперником.
Олимпизм предполагает вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом. Действительно, любое спортивное упражнение всегда предполагает преодоление препятствий или трудностей. Для успешного его выполнения необходимо усилие воли. Физическое воспитание дошкольника включает в себя не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретения опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного,  эстетического, и патриотического воспитания — посредством интеграции образовательных областей. Вот и получается та самая «философия, которая объединяет спорт с культурой, стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия».                   ( по определению «олимпизм» Х.А. Самаранча).
Понятия ЗОЖ и олимпизм неразрывно связаны между собой своими задачами. Решать эти задачи нужно в системе. Очень важно именно на дошкольном этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Работа  по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного  возраста включает в себя следующие цели.
1 Сформировать у дошкольников предпосылки здорового       образа жизни; 
2 Привить навык осознанного выполнения правил здоровьесбережения; 
3 Привить навык осознанного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи работы:
1 создать целостное представление о своем теле, научить «слушать» и «слышать» свой организм;
2 осознать ценность своей жизни  и ценность жизни другого человека и формировать потребность  в здоровом образе жизни;
3 привить навыки профилактики и гигиены,  развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков и поступков  своих сверстников;
4 формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий.
ЭТО СИСТЕМА РАБОТЫ.
В системе 6 направлений (блоков) работы
1 блок    « Физическая культура»
В своей работе я применяю следующие средства двигательной направленности: физические упражнения,  спортивные  досуги, праздники, физкультурные минутки, динамические паузы, утренняя гимнастика, гимнастики после сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная гимнастика, подвижные игры,  самомассаж  рук, стоп, ушей, активных точек, самостоятельная  двигательная деятельность детей.
В группе создана  предметно-развивающая среда.
Оборудован физкультурный уголок, в нем имеются разнообразные пособия для общеразвивающих упражнений, косички, ленточки, платочки, тарелки –шумелки, мягкие мячики. Детям в любое время  доступны обручи, мячи, кегли. В физкультурном  уголке находятся  различные массажные коврики и дорожки, сделанные руками родителей из бросового и природного материала, мягкая гусеница предназначена для профилактики плоскостопия, черепашка для массажа стоп.
Ежедневно в своей работе с детьми используем  пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.  Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках, в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, шишками, счётными палочками, массажными мячиками Су-джок, грецкими орехами.
В группе имеется картотека стихов, пальчиковых игр, пособия для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Беседы с детьми о спорте, чтение художественной  литературы, авторских сказок, стихов -- позволяет детям свободно общаться со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. Рассматривание  иллюстраций, наглядо-методических пособий расширяет кругозор ребенка, формирует целостную картину мира. В группе мы создали макет спортивного зала.   А одна из моих воспитанниц в 2012 году принимала участие  в  областных лыжных соревнованиях.
2 блок Соблюдение правил гигиены.
Закрепляю потребность в чистоте и аккуратности, совершенствую культурно-гигиенические навыки, а так же формирую  представления о необходимости соблюдения гигиенических правил. В своей работе использую различные методические приемы: показ с подробным объяснением действий, словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, оценка. Приемы меняются по мере усвоения детьми  навыков.
Широко применяю беседы и ситуативные разговоры с детьми. Помимо закрепления КГН совершенствуется  речь детей, развиваются познавательные интересы.  В дидактических играх  «Что к чему», «Разрезные картинки», «Предметы личного пользования», «Что лишнее? «Собираем из частей», «Сложи и назови»,  «Девочка чумазая»  развивается мышление, внимание, закрепляются названия предметов личной гигиены. В группе подобраны стихи и  познавательные сказки  для детей от врачей «Как Маша и Миша учились мыть руки», «Как Витю учили есть ложкой» ; «Как Ваня стал чистым» Ю.Кислицина, Н. Шалагинова, «Почему у мышонка заболел живот»  Д. Минеева, «Путешествия в страну Умывай-ка» Е. Михалицина и др.
Дети с удовольствием слушают стихи из книги «Правила поведения для воспитанных детей».  Литературные художественные образы помогают детям осмыслить ценности ЗОЖ, вызывают живой эмоциональный отклик.  Желание подражать любимым героям,  помогает предотвращать опасные контакты и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности.
Вместе с детьми мы создали альбом «Первые шаги к здоровью» цель: закрепить знания детей о здоровом образе жизни, правилах гигиены, правильном питании. В дидактических играх «Съедобное – не съедобное» , «Магазин полезных продуктов», «Полезные и вредные продукты», «Что лишнее?, «Что изменилось?  развиваю навыки здорового питания, воспитываем умение правильно выбирать продукты для здорового питания. За счет употребления обобщающих слов, расширяется словарный запас развивается  память и внимание. Дети неукоснительно соблюдают правила гигиены при организации питания: перед тем как накрывать на стол, обязательно вымой руки с мылом.
Рассказываю детям о микробах, доказываю необходимость использования мыла и воды. А для наглядности мы создали игру «Грязнули».  Цель игры: помочь детям запомнить ситуации, когда необходимо мыть руки и демонстрация способов распространения бактерий и микробов от  одного человека к другому.
Блок 3         Узнаем свое тело.
Знакомлю с внешним строением тела человека, с возможностями организма (Я –человек! Я умею  кричать, ходить, петь, слушать, видеть, чувствовать.). Воспитываю чувство гордости, что я человек. Стараюсь вызвать интерес к  дальнейшему познанию себя. Для этого в группе у нас имеются книги-энциклопедии «Мое тело»,  плакаты «Строение тела человека», « Органы чувств».  Разработаны  дидактические коллажи по пяти органам чувств. Они используются на занятиях в качестве наглядных пособий, а так же могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности с использованием фишек-смайликов  красного и синего цвета. В группе создала  уголок «Здоровейка». В нем книги, иллюстрации, алгоритмы  чистки зубов, мытья рук, дидактические игры, наглядные пособия и др. Рассматривая их, у детей развивается  познавательный интерес к своему телу, своему здоровью.  Интеграция с образовательной областью «Безопасность» позволяет детям дать знания о безопасном поведении в быту и на улице, элементарные правила охраны органов чувств, основные правила заботы о своем теле. Вместе  с детьми и родителями  работали  над проектом «Для чего  человеку кожа».
Блок 4. Скажи «нет» вредным привычкам.
Продолжаю формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказываю что человек - живой организм, и что бы жить, необходимо активно  двигаться. Для этого и предназначены органы человека - руки, ноги, туловище, голова. Формирую  привычку к соблюдению правил личной гигиены. Помогаю установить связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием  организма, настроением самочувствием. (Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня болеть не будут.) В своей работе  использую рассказы, ситуативные разговоры, беседы, стихотворения. Моделирование различных проблемных ситуаций, заставляет детей думать, находить решения. Рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок позволяет детям  зрительно запоминать ситуации. Широко использую ролевые, настольно-печатные  и дидактические игры.
Блок 5       Соблюдение режима  дня.
Рассказываю детям о том, что организм человека имеет одну особенность о которой нельзя забывать : он старается соблюдать свое внутреннее расписание и очень страдает, когда этот порядок нарушается. Беседы, ситуативные разговоры,  подобранные стихи, авторские  познавательные сказки, художественная литература -- все эти средства помогают решать задачу   соблюдения режима дня. В уголке «Здоровейка»  имеются наглядно-дидактические пособия «Распорядок дня», «Разложи по порядку», «Что перепутал художник?». И, конечно же, проводим большую работу с родителями: четкое соблюдение всегда и всех без исключения правил режима  дня, необходимость составлять распорядок дня так, что бы ребенку всегда было чем заняться, напоминаем о важности личного примера.
Блок 6        Следим за  своим настроением.

Для решения этой задачи в группе я  оформила «стенд приветствий», создала картотеку игр-минуток вхождения в день, минуток шалости. Вместе с родителями  оформили  мешочки настроений.   Это способствует психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, созданию  позитивно-эмоционального настроя, умению замечать в людях положительные качества и говорить об этом. Для меня существует один приоритет: каждому ребенку в моей группе  должно быть хорошо, уютно и комфортно. В книжном уголке имеем подборки  книг и стихотворений  для создания добрых и дружеских взаимоотношений.  Этические беседы «Зачем говорят «здравствуй», «Праздник вежливости», «Правила дружной игры», «Зайчик, который всем помогал» помогают установить дружеские взаимоотношения между детьми. В моей группе имеется «Дерево доброты» с сердечками.  За каждое доброе дело (помог товарищу, покормил птиц, полил цветок, помог няне убрать со стола и т.п) ребята вешают на деревце сердечко, вырезанное из картона красного цвета.

Работа с родителями.

Особое место уделяю  работе с родителями. Руками родителей изготовлены пособия для развития самостоятельной двигательной деятельности, для общеразвивающих упражнений и развития основных движений. В приемной оформлен  уголок «Неболейка», имеется стенд с фотографиями из жизни группы.   Каждый месяц выпускаем «Валеологическую газету», проводим анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ, родители с радостью принимают участие  в спортивных мероприятиях детского сада. Владение этой информацией сделало наших родителей   контактными, заинтересованными.

Результат работы.

У детей сформирована  устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья;

Сформированы элементарные знания, умения, навыки валеологического характера;

У дошкольников сформированы и совершенствуются элементарные культурно-гигиенические навыки;

В группе созданы и накоплены наглядные пособия по формированию традиций и обычаев здорового образа жизни.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Чем больше мы будем ребенку показывать и рассказывать о здоровье, заниматься физической культурой и спортом, тем лучше для его развития.

«Детям, совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого надо делать.

Объясним им, и они будут  беречься».

Януш  Корчак   «Педагогика сердца».

Просмотров: 1098
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Федосова Елена Александровна. Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет «В здоровом теле-здоровый дух»
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Рязанова Наталья Сергеевна. Формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Данчын Саяна Соруктуг-ооловна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух».
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна. Конспект НОД по формированию здорового образа жизни с детьми старшей группы «Страна Здоровья»
  • Сафонова Екатерина Юрьевна. Проект организации здорового образа жизни «Воспитание культурно-гигиенических навыков в ходе организации режимного момента» (питание) во второй младшей группе
  • Анна Степановна Балтрушина. Совместная деятельность с детьми по формированию здорового образа жизни у дошкольников
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Сытобудская Наталья Викторовна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Поможем Крошу быть здоровым»
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья: «Формирование правил здорового образа жизни у дошкольников»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Митина Оксана Николаевна. Формирование основ привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Мазанова Мария Александровна. Картотека игр по формированию здорового образа жизни у детей
  • Кузнецова Юлия Владимировна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Яфаева Ирина Рафаизовна. Сборник сценариев праздников и развлечений направленных на воспитание привычки здорового образа жизни 'Учимся быть неболейкой'
  • Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
  • Рыдаева Юлия Александровна. Интерактивные формы взаимодействия с родителями по формированию семейного здорового образа жизни
  • Панина Елена Александровна. «Формирование здорового образа жизни дошкольников — приоритетное направление в работе с семьями воспитанников»
  • Коломоец Людмила Ивановна. Презентация 'Опыт работы по привитию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста'
  • Сергеева Зинаида Витальевна. Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь