Педагогический проект: Развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста посредством создания ландшафтного дизайна на территории летнего участка
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида "Росинка" обособленное структурное подразделение детский сад № 9 "Золотой петушок"
Составили: воспитатель Жукова Татьяна Михайловна, Холодова Лариса Анатольевна, воспитатель 1 кв. к г. Новоуральск, 2016
Актуальность:
Лето — удивительная пора! Каждый ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период, когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти.
Находясь в соприкосновении с природой, дошколята реально познают мир, его звуки, краски, получают яркие впечатления, которые оставляют след в детской душе на всю жизнь.
Необходимо окружить детей красотой, чтобы они прониклись мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя. Летом на участке детского сада малыши проводят много времени. От того, насколько летний игровой участок будет ухоженным, красивым, периодически обновляющимся, с разумно спланированными зонами, совмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного и сенсорного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.
Скачать: Педагогический проект: Развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста посредством создания ландшафтного дизайна на территории летнего участка (полный конспект)"
Каждый раз, с наступлением летнего оздоровительного периода, особенно актуальной становится вопрос оформления участка детского сада, благоустройства его территории, создание в его пределах разнообразной и эстетичной предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги группы, всегда подходим к решению этого вопроса творчески, каждый раз стараясь привнести в оформление участка что-то оригинальное. К выполнению данного педагогического проекта нас побудила забота о детях, совместное желание педагогов и родителей сделать территорию группового участка для прогулок еще красивее и комфортнее.
Мониторинг детей на конец учебного года показал, что у некоторых детей возникают затруднения с названием животных, насекомых, растений и их классификацией, цветоразличением, у многих ребятишек нашей группы есть большая потребность в развитии активного словаря, крупной и мелкой моторики.
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в возрасте 3-4 лет переоценить трудно. Младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Следовательно, в воспитательно-образовательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная цель которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Особенности сенсорного развития детей 3-4 лет заключается в том, что оно тесно связано с мозговыми центрами, которые активно развиваются в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозговых центров. В этот период особенно активны органы восприятия — слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
Занятия с детьми должны иметь постоянный, систематический характер, не только в ДОУ, но и дома, в семье.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.
Целью данного педагогического проекта является:
Создание благоприятных условий для сенсорного развития детей 3-4 лет, обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития посредством создания ландшафтного дизайна на территории летнего участка.
Объект:
Дети младшего дошкольного возраста группы "Дюймовочка"
Предмет:
Организация воспитательно- образовательного процесса в форме познавательно-дидактических игр на летнем участке детского сада.
Задачи:
- Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными стандартами и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
- Совершенствовать эстетику окружающего мира (природного и рукотворного) в условиях летнего участка детского сада.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе и к окружающему миру.
- Создать благоприятные условия для самостоятельной познавательной активности и обогащения сенсорного опыта, активного словаря у детей.
- Формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов.
- Привлечь родителей для создания благоприятных условий на территории участка.
- Поощрять активность родителей и повышать уровень их знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Длительность проекта:
С июня по август (3 месяца).
Гипотеза:
Если при организации воспитательно-образовательного процесса для обогащения сенсорного развития младших дошкольников использовать:
- весь спектр созданных педагогами и родителями условий;
- игровые и проблемные ситуации;
- художественное слово;
- дифференцированные, индивидуальные задания;
- положительную оценку действий ребёнка;
- создание ситуации успеха для каждого воспитанника.
это безусловно благотворно будет влиять на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта:
Воспитатели группы;
Дети второй младшей группы «Дюймовочка»
Родители (законные представители).
Ожидаемые результаты:
- проект благоустройства летнего участка поможет решить задачи сенсорного, эстетического и нравственного воспитания детей, создать комфортные условия для прогулок детей;
- родители и педагоги, объединив усилия, создадут для детей интересную среду, позволяющую играть и отдыхать, заниматься познавательной деятельностью;
- возрастёт заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, родители смогут реализовать свои творческие способности;
- территория площадки станет яркой, не похожей на другие участки детского сада.
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- анализ состояния летнего участка;
- обсуждение с родителями (создание "почтового ящика" для внесения предложений по благоустройству участка группы)
- постановка целей и задач;
- разработка педагогического проекта;
- определение объема работы;
- конкурс среди семей: — на лучший цветник,
- поделку из бросового материала
- оригинальную идею оформления участка.
2 этап – внедренческий
- Акция «Все на субботник» (родители и воспитатели детского сада)
- Оформление клумб (победители конкурса среди семей)
- Высадка рассады многолетних и однолетних цветущих растений.
- Художественное оформление участка (дизайнерские задумки родителей, покраска)
- Внесение элементов для сенсорного развития детей 3-4 лет.
- Открытие летнего участка; Совместный праздник «День защиты детей» июнь Музыкальный руководитель, воспитатели, родители группы.
3 этап – заключительный
- Фотосессия на фоне летнего участка в разных видах детской деятельности.
Проведение мониторинга на конец ЛОК (название животных, насекомых, растений и их классификация, цветоразличение, развитие активного словаря, крупной и мелкой моторики.)
Прогнозируемый результат:
при реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
- проект благоустройства летнего участка помог решить задачи сенсорного, эстетического и нравственного воспитания детей, создать комфортные условия для прогулок детей;
- родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть и отдыхать, заниматься познавательной деятельностью;
- возросла заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, родители смогли реализовать свои творческие способности;
- территория площадки стала яркой, не похожей на другие участки детского сада.
|