Грюневальд Б.Б. Наркомания, алкоголизм и другие злоупотребления у подростков

Пример. В свои шестнадцать лет Сара представляла для консультанта трудный случай. Она была направлена из-за употребления наркотиков: марихуаны и эпизодического использования героина. На ее родителей это произвело сильное эмоциональное воздействие и крайне рассердило, потому что ее старший брат умер от передозировки героина. Она была их единственным оставшимся в живых ребенком, и родители испугались, что ее ждет участь брата.

Пример. Двое семнадцатилетних братьев-близнецов были направлены матерью на консультирование из-за их хронического пристрастия к кокаину. Их отец умер из-за трагической случайности два года назад, и мать считает, что она полностью утратила власть над ними. Они постоянно требовали от нее денег. А она так была напугана ими, и вместе с тем так за них боялась, что не только давала им требуемую сумму денег, но и сама отвозила их на машине к месту, где они покупали наркотики.

Пример. На консультирование были приведен тринадцатилетний мальчик, подверженный бурным эмоциональным вспышкам и проявляющий крайнюю степень неповиновения. Каждые выходные дни он употреблял марихуану. Родители были очень озабочены и перепробовали все виды наказания одно за другим. Это привело еще большему отдалению и неповиновению ребенка.

Пример. Желание обратиться к школьному консультанту проявили родители пятнадцатилетнего мальчика и пятнадцатилетней девочки. Родители были напуганы тем, что их сын использует стероиды для "накачивания мышц", чтобы выглядеть более мужественно, и тем, что их дочь чрезмерно озабочена похуданием и использует диетические таблетки, продаваемые без рецепта.

Эти случаи стали бы нелегкой задачей для любого консультанта, даже для тех, кто прошел тренинг по работе с проблемами наркомании и алкоголизма у юношей. Чтобы принять решение как продолжить работу нужно исследовать множество факторов. Для понимания движущих сил семьи в качестве отправной точки большое значение приобретает концепция Адлера, позволяющего выяснить цели поведения в контексте семьи и общества. Исследования в рамках этой концепции могут выявить крайне важные факты, как о подростке, так и о родителях и о расширенной семье. Кроме того, несмотря на то, что консультант обладает дополнительными специальными знаниями об употреблении алкоголя и наркотиков, злоупотреблении ими и зависимости от них, тем не менее, он может не знать, как полностью оценить представленную проблему, что приводит к снижению эффективности лечения. Оценка заключает в себе физические признаки и симптомы, реакцию семьи, затрагиваемые факторы риска, степени проникновения в культуру потребления наркотиков, в чем должна заключаться роль консультанта, какие рекомендации следует дать семье, включая и человека, обратившегося за консультацией, и какой подход в лечении может оказаться самым лучшим.

Данная глава представляет собой обзор этих проблем. Цель ее - обеспечить систему ориентиров, помогающих консультанту лучше понять их границы, предложить критерии, помогающие понять, когда необходимо к ним обратиться, и дать методы оценки ресурсов самого общества, чтобы лучше справиться с ситуацией.

Теория Адлера и зависимость от наркотиков или алкоголя.

Употребление наркотиков - целенаправленное поведение. Употребление алкоголя или наркотиков может иметь разные непосредственные причины: желание не отличаться от сверстников и быть ими принятым, любопытство, демонстрация независимости, желание выразить свое превосходство ("ничто не может принести мне вреда"). Все они подпадают под четыре категории целей плохого поведения, определенных Дрейкурсом (1968): внимание, власть, месть и признанная неспособность. Каждый человек обладает системой определенных когнитивных убеждений и пользуется паттернами, отражающими долгосрочные цели "стиля жизни". Концепция Я, идеального Я, взгляд на людей и на мир и конечные выводы человека приводят к всеобщему восприятию "ценности" и "принадлежности". По мере приближения жизненных задач (социальных, интимных, связанных с работой или учебой) он может создать симптомы с целью избежать необходимости справляться с грядущими трудностями. В этом случае употребление наркотиков или алкоголя можно считать идентифицированным симптомом (поведением), возникающим вследствие утраты веры в свои силы и дающим обладателю перерыв во времени, возможность задержать наступления этих трудностей и отвлечься от них.

Понимание цели, когнитивных убеждений и стремления приблизиться к жизненным задачам или избежать их могут принести чрезвычайную пользу в деле убеждения клиента и мотивировании изменения, но они являются лишь частью картины. Многие адлерианцы зачастую упускают из виду, что употребление наркотических веществ может воздействовать на физиологию, а в конечном счете, на функциональное поведение, в особенности у детей, чей организм находится развивается. Поскольку алкоголь и наркотики поражают различные органы человека, повреждают его телесную часть, то функциональное поведение отходит на второй план до тех пор, пока, хоть на некоторое время, не удастся избавить организм от наркотиков. Консультанты должны лечить симптомы холистически (не отдельные части, а полностью). Следует помнить, что наркотики воздействуют на все - на сознание, тело и эмоции.

Чтобы полностью оценить уровень поражения, наносимого наркотиками и алкоголем, и затрагиваемые при этом факторы риска, консультант обязан различать употребление наркотиков, злоупотребление ими и зависимость от них. Принимая это во внимание, мы исследуем теперь эти факторы.

Употребление, злоупотребление и зависимость

Джонсон (1983) обсуждал четыре стадии употребления наркотиков и алкоголя: экспериментирование, поиски эмоционального подъема, склонность обращаться к ним для эмоционального подъема и употребление наркотиков (алкоголя) для того, чтобы привести себя в нормальное состояние. Можно дать другое объяснение - в понятиях экспериментирования, регулярного употребления (в поисках эмоционального подъема), злоупотребления (склонность обращаться к ним для эмоционального подъема) и зависимости (необходимость использования наркотиков для того, чтобы почувствовать себя в нормальном состоянии).

Во время экспериментальной стадии наблюдается картина эпизодического употребления (зачастую таких вещей как пиво, марихуана, и вдыхание паров клея или аэрозоли). Это слабо сказывается на школьной учебе, на взаимоотношениях со сверстниками, в семье и на самой личности. Во время этой стадии из-за низкой толерантности легко достигается состояние опьянения. Распространены следующие причины употребления: для того, чтобы не отличаться от сверстников, быть принятым ими, для демонстрации независимости, из любопытства или в контексте целей плохого поведения (для привлечения внимания, протеста, мести или для демонстрации неспособности).

На стадии регулярного употребления алкоголь и наркотики часто используются по окончании рабочей недели и эпизодически в течение всех выходных дней. Школьная обычно бывает нестабильной, подросток начинает пропускать школьные занятия. Возникают нарушения сознания. Обычно начинаются нарушения памяти, когда ребенок не может вспомнить определенные события. Бывает, что подросток начинает употреблять алкоголь или наркотики самостоятельно в одиночестве. И (или) он входит в компанию сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики. Обычно в семье в этот период возрастают конфликты. У подростка происходят изменения в одежде и музыкальных предпочтениях. Появляются резкие изменения в настроении, в особенности при возросшей толерантности (необходимости принимать все большие дозы для достижения того же эффекта) и начинают наблюдаться признаки, присущие воздержанию от приема. Затем возрастает объем потребления наркотиков или алкоголя и вместе с этим возрастает самоуверенность в своей способности самостоятельно справиться с этим. Появляется зависимость от употребления, и подросток начинает заранее планировать следующее опьянение. Следовательно, он вынужден постоянно заботиться об источнике пополнения наркотиков. Реагируя на все более поздние возвращения домой, родители часто усиливают репрессивные меры. Ребенок же скрывает то, что он употребляет наркотики и тратит на них много денег. Естественно, что многие виды деятельности оказываются заброшены. В особенности это касается школы и спорта.

Стадия злоупотребления характеризуется эпизодическим употреблением наркотиков в свободное время. Она сопровождается следующими эффектами: снижается успеваемость в школе, близкие друзья избегаются, ссоры и драки в семье; депрессия, воровство, ложь и искаженное восприятие действительности. Увеличивается потребление все более сильных наркотиков (например, амфетаминов, кислоты, барбитуратов и PCP). На этой стадии состояние опьянения становится нормой. Для того, чтобы добиться денег на наркотики подросток может пускаться на кражи, и в результате у него могут появиться конфликты с законом, включая обвинения в "управлении транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения".

На заключительной стадии, зависимости, алкоголь или наркотики используются для того, чтобы чувствовать себя нормально, как необходимая часть для выполнения повседневной деятельности. Наркотики или алкоголь теперь употребляются ежедневно, другая деятельность прекращается. Такой подросток часто бросает школу или его могут исключить из нее. Наблюдается значительное отчуждение от друзей и существенное асоциальное поведение и сексуальное отреагирование. Семейные конфликты достигают максимального накала. Отчасти из-за значительных изменений в физиологии появляется целый спектр чувств: злость, паранойя, депрессия, вина, жалость, кроме этого ухудшается физическое состояние, наблюдается потеря веса, частые болезни, потеря памяти и даже мысли о самоубийстве.

На любой из стадий консультант ни в коем случае не должен отстраняться от темы употребления наркотиков и алкоголя. Физические последствия алкоголя и наркотиков значительны и приводят к очень сильным нарушениям. Любая попытка разговора с подростком, злоупотребляющим алкоголем, наркотиками или зависимым от них, подобно беседе с глухим. К тому же ухудшение когнитивных способностей может помешать появлению настоящего понимания. По мере развития проблемы подросток будет всё больше отрицать ее степень. Придерживаясь такого поведения, ему нет нужды менять что-либо или что-то предпринимать в отношении своей проблемы. Всё вышесказанное может выглядеть со стороны как теоретические измышления. Тем не менее, пагубные последствия от употребления наркотиков могут и в самом деле привести к тому, что состояние будет восприниматься самим человеком как нормальное, тогда как в действительности для любого постороннего человека будет совершенно очевидно наличие данной проблемы.

Важно понимать, что из-за повышения толерантности человек, употребляющий наркотики или алкоголь, может выглядеть нормальным и без каких-либо видимых ухудшений, но в действительности у него очень сильно повреждена когнитивная сфера. Многие консультанты, чья работа в той или иной степени затрагивает тему алкоголя и наркотиков, сталкивались с ситуацией, когда клиент пребывал в полностью отключенном сознании, был не способен вспомнить ничего из сказанного. При этом консультант не догадывался об истинном его состоянии.

Данная модель четырех стадий может помочь в оценке факторов риска и способов лечения. Важно, при любой возможности получать информацию от людей отовсюду, где может проявиться поведение подростка, подобно школе или семье. Если полагаться только на самого человека, употребляющего наркотики или алкоголь, то обычно это приводит к неточности или к минимизации проблемы. Информация, полученная из других источников, увеличивает вероятность раннего вмешательства и выработке успешной стратегии лечения. Хотя многие из описанных типов поведения могут указывать и на другие проблемы, но в сознании консультанта должно удерживаться высокая вероятность наличия алкогольной или наркотической проблемы.

Предостерегающие признаки, которые можно заметить в школьных условиях

Учителя регулярно общаются с детьми и могут внести свой вклад в то, чтобы заметить употребление наркотиков на ранних стадиях. Если появляются вопросы о степени употребления подростком алкоголя или наркотиков или беспокойство по этому поводу, то получение информации у учителей может обеспечить хорошую систему проверки и корректировки. Далее приводятся ситуации, которые могут сигнализировать о наличии алкогольной или наркотической проблемы:

  • Снижение успеваемости
  • Переход от одной группы сверстников к другой
  • Опоздания в школу и на уроки
  • Прогулы из-за пропаданий во дворе
  • Позднее выполнение заданий или меньшее их количество
  • Засыпание на уроках
  • Чрезмерная тревожность
  • Прогулы, особенно по понедельникам и пятницам
  • Оправдания, алиби
  • Невыполнение обещаний
  • Снижение внимания, способности его концентрировать
  • Уменьшение внеклассной деятельности, занятий спортом
  • Проблемы со слуховой памятью
  • Уменьшение мотивации и заинтересованности
  • Появление в школе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
  • Появление в тетрадях граффити, связанных с наркотиками или хард роком
  • Изменение во внешнем виде; более неряшливый вид
  • Быстрая смена настроения; отреагирование действием, дерзкое, вызывающее поведение в классе
  • Дезориентация
  • Изменение в лексиконе. Он становится более сфокусирован на наркотиках
  • Повышенная подозрительность к другим
  • Провалы в памяти, отключения сознания
  • Резкое изменение в весе (прибавка/потеря)
  • Повышенная склонность к заболеваниям (простудные заболевания, головокружения, шаткая походка)

Сопутствующие факторы риска

Ослабленные действием наркотиков или алкоголя подростки склонны иметь сопутствующие проблемы. Молодые люди (или девушки) в состоянии опьянения более склонны к импульсивным поступкам, и могут совершать такое, на что в ином состоянии они бы не пошли. В сопутствующие факторы риска входят:

  • Они могут вступить в половые отношения без средств защиты. Очень многие молодые люди были инфицированы СПИДом именно таким образом.
  • Когда один или оба находятся в состоянии наркотического опьянения, то существенно больше вероятность изнасилования.
  • Повышен риск автомобильных аварий, в соответствии с возросшей общей вероятностью несчастных случаев.
  • Когда подростки оказываются связаны с большой группой людей, употребляющих наркотики, то очень высока вероятность проявления насилия.
  • Неосведомленность об последствиях от употребления алкоголя или наркотиков, или незнание о степени очищенности употребляемых наркотиков, может привести к смертельным исходам.

Наиболее распространенные злоупотребляемые наркотики и их воздействие

Консультант должен обладать знаниями о наиболее распространенных наркотиках и об оказываемых ими воздействиях. Эта информация бывает критически важна, когда проводится оценка риска, при определении тяжести проблемы и возможных последствий употребления. Как минимум, такая информация поможет понять, следует ли обратиться к профессионалу, специализирующемуся по работе с людьми, страдающими зависимостью, для более тщательного обследования. Она также поможет дать обеспокоенным родителям определенные рекомендации.

Вначале, в этом разделе дается классификация и обзор наркотиков и обсуждаются общие сведения о них. Обсуждается воздействие наркотиков на здоровье и некоторые общие симптомы, появляющиеся при их употреблении. Далее приводится классификация наиболее распространенных среди наркоманов наркотиков:

  • Депрессанты (успокоительные средства) - алкоголь, барбитураты, транквилизаторы
  • Стимуляторы - кокаин, амфетамины, никотин, кофеин
  • Галлюциногены - LSD, мескалин, PCP, псилоцибин psilocybin-psiocin (в грибах)
  • Средства, употребляемые при вдыхании - веселящий газ (закись азота), бутил нитрит, амил нитрат, хлоруглеводороды (например, аэрозольные краски и чистящие жидкости) и углеводороды (например, бензин, клей, растворитель красок и корректирующая жидкость для пишущих машинок)
  • Наркотики - опиум, морфин, кодеин, героин, метадон
  • Конопля - марихуана, гашиш
  • Медикаменты, отпускаемые без рецепта - любое лекарство или вещество, направленное на поддержание желаемого эффекта, такого как снижение веса, большая энергичность и т.д.
  • Диетические добавки

Поскольку вы стремитесь лучше понять наиболее часто встречающиеся в среде наркоманов наркотики, то помните, что при употреблении различных наркотиков одного класса достигается больший эффект, чем при употреблении такого же количества одного наркотика. Например, любой человек, употребляющий алкоголь вместе с транквилизаторами, такими как валиум, подвергается гораздо большему риску потенцированного эффекта, чем, если бы он принял эквивалентную дозу любого одного из них. Смешивание наркотиков различных классов, но обладающих сходным воздействием на физиологию, также может привести к еще большим проблемам.

Алкоголь

В настоящее время алкоголь - наиболее распространённый наркотик. Да, это - наркотик, депрессант, снижающий частоту сокращений сердца, может привести к невнятности речи, слабой мышечной координации, депрессии и агрессии. Алкоголь представляет собой вызывающий зависимость наркотик, проникающий непосредственно в кровь и действующий как общий анестетик, подобный эфиру, на центральную нервную систему. Это в дополнение к тем факторам риска, упомянутым в предыдущем разделе. В зависимости от веса тела и других факторов даже одна-две дозы (одна доза составляет 12 унций пива, 6 - 8 унций вина или 1 маленький стакан крепкого ликера) могут привести к нарушению функций организма. Частое употребление может привести к циррозу печени, панкреатиту, нарушению функций мозга, нехватке витаминов и недостаточности питания. Интересно отметить, что во многих культурах употребление алкоголя рассматривается как атрибут переходного возраста, и общество с терпимостью относятся к чрезмерному употреблению алкоголя. Из-за общепринятости в такой культуре употребления алкоголя многие родители чувствуют облегчение, когда слышат, что их дети "употребляют только алкоголь, а не наркотики" - однако это ошибочное понимание.

Симптомы составляют красные глаза, отекшее лицо, депрессия, потеря ориентации, неразборчивая речь, неглубокое дыхание, тошнота, холодная и влажная кожа и обезвоживание.

Марихуана

Активная компонента марихуаны (травка, гашиш, THC) - THC, вещество, растворимое в жирах, которое сохраняется клетках в течение длительного времени. Оно ухудшает память, вызывает изменения чувства времени, снижает концентрацию внимания, координацию и быстроту реакции. В дыме содержится гораздо больше канцерогенов, чем в табаке. Может увеличить частоту сокращения сердца на 50%. Она оказывает влияние на репродуктивную систему, снижая количество сперматозоидов, хотя этот эффект в общем случае обратим. У людей, постоянно употребляющих марихуану, снижается стремление что-либо делать. Поскольку все связанное с марихуаной - нелегально, то отсутствует контроль над количеством в составе зелья пестицидов. Подобно алкоголю и табаку марихуана считается промежуточным наркотиком при переходе молодых людей к употреблению веществ, вызывающих изменение настроения.

Симптомы: эйфория, ослабленное торможение, дезориентированное поведение, остановившийся взгляд, беспричинный смех, искаженное восприятие времени, налитые кровью глаза, сухость во рту и горле и голод.

Кокаин и крек

Кокаин (кока, снег, удар, леди, пушок, золотая пыль) употребляется, чтобы вызвать состояние эйфории. В основном кокаин представляет собой белый порошок, который вдыхают через нос. Жидкие формы можно вводить при помощи инъекций или вдыхать. Последняя форма представляет наибольшую опасность, поскольку в этом случае употребляющий приобретает зависимость за очень короткий промежуток времени. Последствиями употребления кокаина являются: раздражение слизистой носоглотки, паранойя, раздражительность, тревога, бессонница, галлюцинации, различные приступы, остановка дыхания, остановка сердечной деятельности, кома и психоз. Спустя некоторое время после употребления наблюдается ломка, во время которой человек испытывает крайнюю степень апатии и депрессии. Кроме того, нарушается поведение. Чтобы избежать ломки нужно принять дозу, которая стоит недешево. При употреблении расширяются зрачки, повышается артериальное давление, частота сокращения сердца, частота дыхания и температура тела.

Симптомы: тревога, сопение, бессонница, паранойя, галлюцинации, снижение веса, апатия и сильное стремление к употреблению кокаина.

Крек (лед) - это синтетический кокаин, предназначенный для курения. Это гораздо более сильная форма кокаина, зависимость к которому может развиться в короткий промежуток времени. Повреждение легких, нарушение функций мозга и сердечные приступы наблюдаются гораздо чаще, поскольку крек более сильнодействующее вещество, чем кокаин.

Амфетамины

Эти наркотики (черная красавица, белый крест) часто употребляются для снижения веса или при необходимости поддерживать бодрствование в течение длительного периода времени, например, для зубрежки тестов или подготовки к экзаменам. Они увеличивают частоту сердечного ритма, частоту дыхания и повышают артериальное давление. высокие дозы могут привести к тремору, потере координации и к смерти от сердечной недостаточности и сердечного приступа. Длительное употребление приводит к нарушению деятельности мозга, к язве и недоеданию.

В симптомы входят: пониженный аппетит, расширенные зрачки, бессонница, резкие перепады настроения, необычайное увеличение энергичности и деятельности, паранойя и галлюцинации.

Галлюциногены

Эти наркотики (LSD, мескалин, псилобицил, грибы) изменяют восприятие, чувства, мышление, эмоции и самосознание. При употреблении возникает утрата контроля. Этот наркотик растворим в жирах и в течение длительного времени сохраняется в клетках. Могут происходить ретроспективные повторы событий, особенно в тех случаях, когда ощущения во время приема наркотиков воспринимаются как негативные или как "плохой улет". Человек, употребивший этот наркотик, спустя недели, не принимая больше его, может опять утратить контроль.

Симптомы: расширенные зрачки, тошнота, повышенное артериальное давление, галлюцинации, спазмы желудка, нервное и раздражительное поведение, смех, слезы, изменения личности и смешение чувств (например, видеть запахи, слышать цвета).

РСР

Хотя он тоже является галлюциногеном, этот наркотик (ангельская пыль, семена убийцы, слоновий транквилизатор, пыль) приводится отдельно из-за своих уникальных свойств. Он приводит к необычным побочным эффектам, таким как буйное и неестественное поведение, конвульсии, тревога, потеря памяти и утрата способности концентрировать внимание, мышечная напряженность. Наблюдается повышенное сердцебиение и артериальное давление.

Симптомы: головокружение, оцепенение, галлюцинации, потливость, спутанность сознания, возбуждение, буйное и агрессивное поведение или состояние замкнутости.

Барбитураты

Эти наркотики (куаалюды, луды, желтые оболочки, красные чертики) могут привести к замедлению рефлексов, ослаблению способности рассуждать трезво, шаткой походке, невнятной речи и потери ориентации - очень сходными с симптомами алкогольного отравления. Большое количество барбитуратов может привести к остановке работы сердца и остановке дыхания из-за чрезмерного седативного эффекта. Они особенно опасны в сочетании с алкоголем.

Ингаляторы

Для того чтобы добиться интоксикации пары этих веществ (окис азота, бутил нитрит, амил нитрат, аэрозоли с краской, бензин, клей, растворитель красок, жидкость для коррекции печати пишущих машинок) вдыхаются из пакета. Употребление может привести к спутанности сознания, снижению частоты пульса и снижению артериального давления. При употреблении в течение длительного времени может привести к патологии мозга. Поскольку эти наркотики вдыхаются, то это может привести к раздражению легких.

Симптомы: галлюцинации, головокружение, спутанность речи, запах вдыхаемого продукта.

Наркотики

Эти очень быстро вызывающие привыкание наркотики (опиум, морфин, кодеин, героин, метадон) изначально использовались как болеутоляющие. Цель употребления наркотиков - снижение чувствительности и устранение любого напряжения и боли. "Пребывание под кайфом" описывается как приятное чувство и уход от реальности. Появляется физическая зависимость, приводящая к симптомам абстиненции (дрожь, рвота, слезоточивость и сопливый нос, желудочные спазмы, повышенная потливость, озноб и диарея). Эти наркотики можно вдыхать, они могут приниматься орально, подкожно при помощи инъекций или иным способом.

Симптомы: слезящиеся глаза, зевота, одурманенный или сонный взгляд плюс все вышеперечисленные симптомы абстененции.

Иные наркотики или вещества, вызывающие зависимость

Синтезированные наркотики. Производство наркотических веществ определенного химического состава или молекулярной структуры запрещено. Часто их производят нелегально. Для того, чтобы избежать проблем с легальностью химики видоизменили вещества, вроде наркотиков или галлюциногенов, превращая их в новое вещество, а следовательно не подпадающими под классификацию запрещенных. Люди, покупающие эти медикаменты, не знают о чистоте вещества и возможных последствиях. Примерами наиболее распространенных наркотиков являются MDMA, или экстази, и MPTP.

Анаболические стероиды. Это искусственно синтезированные медикаменты, сходные с тестостероном (мужским гормоном). Их употребляют атлеты из-за их способности увеличивать мышечную массу и обеспечить кратковременное увеличение силы, и т.п. Эти наркотики изменяют сознание и приводят к изменению настроения и отношения. Увеличивается агрессивность, возбудимость, раздражительность, появляется склонность к вспышкам раздражения. Могут быть психотические проявления с рядом симптомов, связанных с гормональными изменениями. У мужчин гормональные изменения могут привести к снижению количества спермы, уменьшению в размерах яичек, облысению и увеличению груди. У женщин такие изменения могут проявляться в понижении тембра голоса, появлении волос на лице, облысении и уменьшении груди. Помимо этого существуют другие факторы риска для здоровья. Поскольку подавлена иммунная система, процессов выздоровления замедляется, появляются угри и прыщи, вероятно развитие рака печени и хронического гепатита или других проблем с печенью, различного вида ударов, болезней сердца и т.д.

Медикаменты, отпускаемые без рецепта. Диетические добавки. Они употребляются по многим причинам: снижение веса, изменение настроения, увеличение энергии и т.п. Чрезмерное употребление любого из перечисленных продуктов, таких как: носовые спреи, кофеин или лекарства от простуды - должно вызывать подозрение. Многие из них продаются теперь в магазинах продуктов для здоровья, в "лавках жизни" и т.п. В результате, уже были факты, когда дети, не зная о последствиях, умирали от них. Зачастую эти продукты неправильно преподносятся и неверно классифицируются и маркируются, и не следует их недооценивать как источник зависимости.

Краткий итог

Мы решили ввести этот раздел для того, чтобы консультанты с большей чуткостью относились к этой области, как при непосредственной работе с подростком так и при работе с родителями. Как у употребляющего наркотики, так и у взаимодействующих с ним членов семьи развивается психологическая защита - отрицание. И это еще одна трудность при работе с этой проблемой. Не принимайте высказывания за чистую монету. Будьте активны при оценке ситуации, в особенности, если поведение или отношение ясно указывает на вышеописанные симптомы. Важно понять воздействие, оказываемое на всю семейную систему, чтобы спланировать стратегию вмешательства.

Последствия, проявляющиеся в семье

В предыдущих главах мы уже обсуждали последствия избалованности ребенка и значение установления системы логических последствий при плохом поведении. У некоторых родителей есть трудности в установлении границ. Зачастую это является следствием их собственных личностных особенностей. У родителей может существовать потребность нравиться или потребности в том, чтобы их воспринимали как хороших родителей. Возможно, им важно быть честными или мерой их успешности как родителей является степень успешности их детей. Эти взгляды вполне могут наблюдаться у родителей, чьи дети имеют проблемы с алкоголем или наркотиками. Чтобы помочь таким родителям, объяснить им, как ставить границы, одного вмешательства должно быть достаточно. И это уже само по себе создает такую структуру, которая может остановить употребление наркотиков.

Мы уже обсуждали технику конфронтации с целями и намерениями и как помочь родителям достичь понимания их позиции как части этого процесса. Если симптомы употребления наркотиков не настолько серьезны, чтобы отправлять подростка к профессионалу, специализирующемуся на зависимости от наркотиков, то в этом случае обращайтесь с этой проблемой как с целью плохого поведения. Далее обсуждаются иные подходы к лечению. В зависимости от проблемы, самым эффективным может оказаться комбинация подходов.

По мере того, как проблема алкоголя или наркотиков становится все серьезней, родители реагируют на саму картину их употребления. На ранних стадиях они злятся, теряются и их ответная реакция на подростка может принимать самые разные формы: обвинения, ворчание, чтение нотаций, увещевания, поучения, наказания, контроль, угрозы, спасение, подкупа. По мере ухудшения проблемы некоторые родители полностью сдаются, поскольку они чувствуют свою полную беспомощность, а другие все больше укрепляются в позиции принятии ответственности за подростка.

Родители, не знающие как правильно реагировать, предоставляют проблеме возможность развиваться дальше. Когда их реакции крайне эмоциональны, то этим они лишь предоставляют подростку мишень для обвинений и оправдание для дальнейшего употребления наркотиков. Родители могут избегать поисков помощи в решении проблемы из-за страха ухудшить положение дел или из-за испытываемого в связи с этой проблемой чувства неудобства или стыда. Они могут сомневаться в себе и считать, что если бы они поступали правильно, то ребенок вырос бы другим. Они могут избегать постановок ясных ожиданий и последствий поведения ребенка. Они могут оправдывать поведение ребенка и полагать, что со временем это пройдет, что ребенок с возрастом это переживет. Необходимо помочь родителям понять свои чувства и реакции. Нужно, чтобы они стали лучше понимать, что делать дальше. Используя современный жаргон, такие родители созависимы в поддержании такого злоупотребления.

Вполне возможно, что у самих родителей есть проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков. При оценке проблемы исследуйте и эту возможность, даже если родители предоставили вполне правдоподобную картину. Отрицание такого рода проблем распространено довольно широко, и многие специализирующиеся на этом консультанты упускали этот вопрос. Существуют разногласия относительно того, являются ли проблемы с алкоголем или наркотиками своего рода "болезнью", наследуемой генетически. Многие специалисты отрицают такую точку зрения и рассматривают ее лишь как функциональную проблему. Многие консультанты, специализирующиеся на алкогольной или наркотической зависимости, слишком свободно использовали этот ярлык, ставя диагноз "заболевания" любому, у кого были проблемы с алкоголем или наркотиками.

Нет никаких сомнений в том, что семейная атмосфера и семейные ценности оказывают влияние на поведение подростка. Это остается справедливым и по отношению к ценности и поведению, связанному с алкоголем или наркотиками. Кроме того, исследования показали, что у определенного процента населения метаболические процессы, связанные с алкоголем, протекают по-другому, или, говоря другими словами, при употреблении спиртных напитков они подвергаются большему риску. Были предоставлены доказательства на генетическом уровне. Тем не менее, эта проблема не представляет собой ясную причинно-следственную взаимосвязь. Если алкоголь или наркотик употребляет человек с генетической предрасположенностью, то его организм, в сравнении с организмом человека, не отягощенного наследственностью, будет реагировать совершенно по-другому. Необходимо не упускать из виду возможность наличия семейной истории, связанной с алкогольной или наркотической проблемой и возможность генетической предрасположенности. Это может оказаться критически важной информацией для эффективности оценки и стратегии лечения. Следует рассматривать эту гипотезу в отношении всех семей, в которых подростки употребляют алкоголь или наркотики. Не забывайте, пожалуйста, что высока вероятность, что в семье прочно установилась система отрицания. Не только подросток, но и никакой другой член семьи может не захотеть добровольно предоставить такую информацию. В процессе получения информации о жизни семьи обратитесь к возможности рассмотреть семейную историю на протяжении множества поколений с самых различных сторон. Это даст большую свободу для естественного изложения информации. Не делайте вывода об отсутствии истории злоупотребления, только на том основании, что семья отрицает эту гипотезу. Она может появиться позднее, когда установятся отношения взаимопонимания.

Стратегии идентификации и интервенции

Консультанту необходимо помочь родителям распознать признаки и симптомы употребления наркотиков. Обсуждение с родителями того, как распознать эту проблему и как реагировать в случае обнаружения употребления алкоголя или наркотиков - важная отправная точка. Большинство таких организаций как школы, церкви и общественные группы приветствуют возможность обеспечить родителей такой информацией.

Если родители обнаружили факт употребления алкоголя или наркотиков, то им следует попытаться сохранить спокойствие и хладнокровие. Если ребенок пришел пьяным или оцепеневшим, им не следует пытаться уложить его в постель, а следует попросить совета у врача, есть ли необходимость оценивать состояние ребенка. Если произошла передозировка, то иногда это приводит к летальному исходу. Если ребенок принимал таблетки вместе с алкоголем, то последствия могут проявиться не сразу. Если ребенок первоначально выглядит вполне благополучно, то родителям следует регулярно проверять его состояние, чтобы убедиться, что оно не ухудшилось. Родителям необходимо знать, что разговаривать с ребенком в такое время бесполезно, это лишь приведет к еще большим проблемам и к отчуждению.

Когда ребенок придет в нормальное состояние, то родителю необходимо поговорить с ним во взаимно уважительном тоне. Угрозы, обвинения и унизительные прозвища приводят к обиде и неповиновению. Родителям не следует предполагать самого худшего. Иногда ребенок совершает ошибку, но если ему дать возможность, то в будущем он примет более благоразумное решение. Если это привело к каким-то проблемам, например, появлению беспорядка (в результате рвоты) или неприемлемому поведению в обществе, то родителю следует заставить ребенка взять на себя ответственность за совершенные действия. Для прояснения ситуации, была ли ребенку предоставления возможность выбора - употреблять или не употреблять - родителю следует разузнать обстоятельства употребления алкоголя или наркотиков (где и с кем). Родитель должен ясно выразить, что он не приемлет такого поведения и отрицательно относится к дальнейшему употреблению. Следует предоставить ребенку возможность принять участие в серьезном обсуждении выбора и его последствий. Родителям следует попытаться потребовать от ребенка каких-нибудь предложений по улучшению его поведения. Нужно постараться, чтобы он предложил те последствия, которые должны будут наступить при невыполнении их. Необходимо установить стандарты поведения относительно того, когда возвращаться, когда идти гулять с друзьями. В случае если последствия оказались тяжелыми, то данную ситуацию со всей серьезностью следует передать на рассмотрение профессионалу, специализирующемуся на случаях наркотической или алкогольной зависимости. Основными причинами, по которым лечение можно считать неудавшимся являются: затрата слишком большого времени на идентификацию проблемы и родительское отрицание существования проблемы.

Если по всем признакам ситуация указывает на употребление наркотиков в качестве эксперимента, то родители должны ясно представлять себе последствия в случае повторного их употребления. Следует полностью информировать ребенка об этих последствиях. Может быть ребенок рассмотрит эти последствия. Родителям необходимо выбрать основную генеральную линию, которую обязательно нужно обсудить со своим подростком. Если у консультанта или родителя появятся подозрения на отрицание или искажение представлений о ситуации, то для идентификации употребленных наркотиков и их количества бывает полезно использовать анализы мочи.

Тестирование с помощью анализа мочи

Специалистам следует ознакомиться с имеющимися в этой области возможностями. Затем, он может порекомендовать родителям воспользоваться тестом на наличие наркотиков по анализу мочи. В программах по работе с подростками должна быть точная информация о стоимости таких тестов, и какие наркотики они могут обнаружить. Тестирование с помощью анализа мочи скорректирует описанную картину употребления наркотиков. Изредка положительные результаты могут оказаться ложными, но повторное тестирование может выправить любую ошибку такого рода. Без такого тестирования высока вероятность упущения какой-то части информации, что может привести к неправильному решению о том, как произвести интервенцию. Если тесты с очевидностью показывают положительный результат, то мы настоятельно рекомендуем обратиться к специалисту, работающему с наркотической или алкогольной зависимостью, за помощью в оценке полученных результатов, чтобы лучше понять природу проблемы.

Подходы в лечении

Для подростка, попробовавшего алкоголь или наркотики в качестве эксперимента, может оказаться достаточным серьезное обсуждение последствий продолжения употребления. Кроме того, для определения ресурсов преодоления важно оценить следующие области:

  • Жизненные навыки - способности решать проблемы, принимать решения, общительность, четкое представление о ценностях
  • Здоровые альтернативы - виды деятельности и род занятий, не связанных с наркотиками или алкоголем
  • Просвещенность относительно алкоголя и наркотиков - Разъяснения об алкоголе и наркотиках, и последствий их употребления, изложенные ясным и понятным языком

Крайне важно, чтобы дети, у которых, судя по всем признакам, проблемы гораздо серьезней, были направлены к специалисту с соответствующей специализацией.

Оказываемая подростку поддержка должна быть направлена на помощь по предотвращению рецидивов, создание нового образа поведения и новых навыков, создание сообщества, окружения, которое оказывало бы поддержку, и давало возможность опереться на него, на повышение самооценки. Специалисту понадобится время для того, чтобы полностью оценить программу лечения на соответствие этическим нормам. Некоторые программы больше ориентированы на получение прибыли и оказывают ограниченную поддержку для слишком большого числа подростков, тогда как более подходящим может оказаться программа меньшего уровня.

Нетрадиционное лечение

В дополнение к традиционным подходам, упомянутым выше, некоторые центры лечения предлагают другие подходы, как например Outward Bound, в которой используются путешествия по диким местам. Подростки подвергаются физическим, интеллектуальным и эмоциональным испытаниям при выполнении таких вещей, о возможности которых они никогда не думали. При помощи таких испытаний у подростка появляется возможность узнать себя с лучших сторон, развить чувство ответственности и стремление чего-то достичь. И, самое главное, выделяется значение группы, что воспитывает чувство локтя, сотрудничество.

Превентивные стратегии

В школах, общественных центрах, церквях, юношеских программах и т.п. предлагаются многочисленные превентивные программы. Они обычно различается по учебной программе, предлагаемой для детей младшего возраста (К-6) и для детей старшего возраста (от 6 класса до 12-го). Одними из целей являются: 1) становление и развитие в ребенке позитивного отношения и положительного представления о себе для воспитания в ребенке личной ответственности при принятии решения относительно употребления и злоупотребления алкоголя или наркотиков; 2) обеспечение конкретной, на фактах, информацией об употреблении и злоупотреблении различных веществ и связанных с этим последствиями; 3) предоставление альтернатив употреблению веществ, изменяющих настроение; 4) обучение детей необходимым навыкам по решению проблем; 5) помочь детям понять положительные и отрицательные последствия давления со стороны сверстников; 6) помочь детям лучше осознать свою личную систему ценностей и систему ценностей семьи и общества; 7) обучить эффективным навыкам общения и групповым навыкам; 8) научить детей понимать причины стресса и пользоваться соответственными техниками, помогающими справиться со стрессом.

В большинстве общественных организаций имеются программы по предотвращению употребления наркотиков. При большинстве, если не при всех, администраций штатов есть управления по профилактике и предотвращению злоупотребления алкоголя и других веществ, вызывающих зависимость, которое финансирует целый ряд направлений деятельности от профилактики до всех уровней лечения. У них к тому же есть уже реальные материалы, пригодные для начала программ профилактики, и направлений в организации, активно занимающимися этой деятельностью.

Ресурсы общества

Консультанту следует заранее исследовать возможности общества, не дожидаясь, пока он не столкнется с подростком с соответственными проблемами. Ответственный консультант должен обладать подробнейшими знанием общества и разузнать обо всех имеющихся в распоряжении ресурсах, начиная от государственных и местных агентств по алкоголю и наркотикам, и кончая программами лечения, программой поддержки в 12 шагов, и добровольцами. Мобилизация существующего окружения оказывается гораздо более эффективной, чем трата драгоценного времени и энергии в поисках ресурсов во время кризиса. В спокойное время установление контактов занимает несколько часов, что позднее сбережет много времени. Большинства агентств и программ предоставляет список ресурсов, а специалисты, занимающиеся лечением, обычно оказывают содействие, делясь сведениями о доступных ресурсах.

Другие зависимости

Возможно трудно представить, что подростки могут иметь зависимость еще от чего-то, кроме как от алкоголя или наркотиков. В действительности под зависимостью понимают любую навязчивую привычку, которая довлеет над поведением. Вероятность зависимости есть там, где наблюдается сужение внимания на исключительно одном аспекте жизни, где есть чувство, что что-то принуждает совершать один и тот же паттерн поведения. Таким образом, зависимость может принимать разные формы.

Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость - это новая проблема подростков. Изучение Интернет и Всемирной паутины дает много преимуществ. Тем не менее, когда подростки перестают выполнять домашние задания, когда у них не хватает времени на социальное общение, когда они отказываются спать и постоянно стремятся выйти в Интернет, то тогда такое использование становится зависимостью. Даже несмотря на то, что Интернет открыт для общения и дает возможность установить контакты по всему миру, это все же виртуальный мир, а не реальный. Компьютеры в своем мультимедийном качестве, оснащенные видео и CD-ROM устройствами, могут быть захватывающими. Легко утратить всякое представление о времени и реальности.

Компьютер - прекрасное средство для исследований, учебы и веселья. Компьютер не критикует и обеспечивает стимул к учебе. Однако для некоторых подростков он является средством бегства от болезненных переживаний и причиняющего неприятные переживания окружения. Тем не менее, проблемы остаются, и с людьми нужно иметь дело лично. Реальность ждет его.

Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок, чем он пренебрегает, и каково физическое и эмоциональное состояние подростка. Засыпает ли он в классе? Пренебрегает ли он социальной жизнью? Пропускает ли он семейные мероприятия?

Как и в большинстве зависимостей, в данном случае обычно наблюдается некоторая степень отрицания, и если к такой деятельности проявляется повышенное внимание, то она оберегается и защищается. Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и подростку необходимо обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы подросток ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобное время и место для обсуждения этой проблемы - Семейный совет.

Сексуальная зависимость

Многие консультанты испытывают неловкость при работе с сексуальными проблемами. Возможно они не получили нужной тренировки по работе с ними и, поэтому всюду, где только возможно, пытаются избежать этой темы. При работе с сексуальными проблемами есть ряд факторов, которые обязательно нужно рассмотреть. Это, например, религиозные и моральные ценности семьи, юридические и этические аспекты, в особенности, когда имеются случаи сексуального или физического насилия. Сам консультант должен проявлять осторожность в словах и поступках, чтобы их нельзя было интерпретировать как сексуальное покушение.

Однако бывают времена, когда консультанту приходится иметь дело с чрезмерно навязчивым отреагированием действием подростка. В таких ситуациях, по возможности, желательно присутствие на сессиях консультирования родителя и другого консультанта.

Интимная, частная природа сексуальности превращает ее в лучшем случае в трудную тему. Если подросток действительно имеет зависимость от сексуальной деятельности, то она может приобрести качество ужасного секрета, который нужно охранять и отрицать. Подросток может быть крайне обеспокоен чувством стыда и вины, чувством изолированности и отвержения, и его могут посещать суицидальные мысли. Подросток может навешивать на себя унизительные ярлыки (например, "Я не нормален", "Я - извращенец", "Я - позор общества"). Кроме этого присутствует страх, что если другие узнают о сексуальной наклонности, то они станут смеяться, иронизировать, подвергнут остракизму и всячески будут наказывать.

В Адлерианском подходе поддержка и помощь и родителям и подростку заключается в проявлении понимания и успокаивании подростка мягкой, позитивной и искренней беседой о сексуальности. Консультанту следует указать, что в таком возрасте сексуальность находится на пике, и что у всех подростков очень сильные сексуальные потребности. Он должен заверить ребенка, что это временная фаза. Также следует разъяснить, что не должно быть никакого стыда или вины, связанной с мастурбацией, и что это безвредно. Такое же значение имеет честное обсуждение секса вообще. Следует указать на опасность инфицирования и последствия незащищенного секса. Необходимо предупредить родителей, чтобы они не проявляли ни ужаса, ни отвращения, ни отвержения или критики, когда в конце концов подросток соберется с мужеством для того, чтобы честно констатировать наличие проблемы. Необходимо, чтобы родители и подросток почувствовали, что когда проблема стала открытой, то начался процесс эмоционального выздоровления.

Кроме всего, консультанту следует не упускать из виду цель поведения подростка. Если у ребенка до этого были плохие отношения с родителями, и если он считал, что они причиняют ему боль, если родители очень религиозны, то подросток может использовать секс как способ с ними поквитаться. Консультанту, возможно, придется конфронтировать подростка с такой возможностью, и проследить за рефлексом узнавания.

Пример. Четырнадцатилетняя девочка рассказала одному из авторов, что ей очень хотелось бы забеременеть. Как причину она объяснила, что это был бы способ причинить родителям наибольшую боль. Ее родители в своем окружении занимали очень высокое социальное положение, и ее поведение нанесло бы им сильный удар. Она добавила, что это доставило бы ей самое большое удовлетворение.

Курение табака

Некоторые подростки и их родители воспринимают курение табака как часть атрибутики переходного возраста. Часто они отрицают наличие зависимости. Часто родители не обращают внимания на излишества подростка, считая их превратностями роста, и интерпретируя зависимость как форму неповиновения - стадию, через которую проходят все подростки. Однако, курение может стать переходным этапом к зависимости от более серьезных веществ, и кроме того, подросткам это запрещено законом. Необходимо, чтобы родители и подростки были просвещены об общих последствиях для здоровья от курения.

Основной вопрос заключается в следующем: "С какой целью курит подросток? В чем суть проблемы?"

В общем случае основным мотивом курения у подростков является желание выглядеть многоопытным, вызвать восхищение у сверстников. Иногда это является выражением неповиновения. Оно направлено против ценностей родителей и ценностей общества в целом. Консультанту нужно помочь подростку понять цель его курения. Следует побудить их пройти семейное, и индивидуальное, консультирование. Обязательно следует избегать обвинений, приклеивания ярлыков и поиски виноватого.

Нам удавалось добиться успеха с чрезмерно курящими подростками в сокращении количества выкуриваемых в день сигарет. Мы спрашивали подростка, хотел бы он сократить количество выкуриваемых сигарет с четырех пачек до трех пачек в день. Большинство подростков изъявляли желание провести эксперимент. Они постепенно привыкали к тому, что им хватало и трех пачек в день. Мы их поздравляли с этим, и просили их сократить курение до двух с половиной пачек в день. Так как они получили уверенность в своих силах во время первого эксперимента, то они постепенно изъявляли желание сократить курение до одной пачки в день. Успех, достигнутый в сокращении курения с четырех пачек до одной пачки в день, вселял в них уверенность в своих силах, и некоторые из них вообще отказывались от курения.

В заключение, необходимо, чтобы родителям помогли осознать, что они являются образцом, с которого моделируется поведение, и дети будут следовать их примеру. Поэтому, рекомендуется самим родителям воздержаться от курения. Подростки не принимают такого, что для них курение вредно, а для родителей - нет.

Еда

Некоторые люди пытаются избежать проблем, замещая деятельность, вызывающую фрустрацию, или другие вещи, с которыми, как им кажется, они не смогут справиться, чрезмерной едой. У них может появиться постоянное желание съесть что-нибудь. Некоторые могут потакать этой слабости, поедая сладости и конфеты одну за другой, или могут пробираться в кухню и съедать все, что они найдут в холодильнике. Многих родителей раздражает и пугает увеличение веса их детей. Они пытаются контролировать привычки детей к еде, стыдя их ("Ты выглядишь отвратительно - жирная как свинья!"), или, угрожая ("Ты никогда не сможешь найти работу, если будешь так выглядеть". "Мне так стыдно за тебя, я никогда не возьму тебя с собой в отпуск"). Некоторые родители выхватывают пищу из рук ребенка, другие шлепают его. Когда дело касается еды, то родители должны быть терпеливы, проявлять понимание и оказывать поддержку. В отношении проблем с едой также эффективен должен оказаться тот же подход, применяемый в случае с прекращением курения. Ребенок может согласиться съедать по утрам только три ломтика тоста, вместо обычных четырех; или съедать только два кусочка сладости, или дважды откусить от плитки шоколада, вместо того, чтобы съесть ее всю. Когда подросток достигнет успеха, то обычно он (она) хочет еще больше сократить количество съедаемого, пока не станет есть только необходимое организму количество. Родителям обязательно нужно объяснить, что они не должны искушать ребенка, запасая пищи больше, чем это необходимо.

Какова бы ни была зависимость, крайне важно, чтобы родители искали помощи у профессионального консультанта.




Просмотров: 903
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Волкан В. Смерть в семье: как скорбят родители и дети
  • Гронский А.В. Психологический эксперимент «Если бы я жил в 1937 году»...
  • Изучение краткосрочного и долгосрочного воздействия психоаналитического лечения
  • Вите О.Т. Палеопсихология Поршнева и психоанализ: тревога восьмимесячного и некоторые смежные проблемы психического развития
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Благовещенская М.Н. Некоторые проблемы детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми, перенесшими онкологическое заболевание, на этапе реабилитации
  • Мирошкин Р.Б. Психологические проблемы семей с детьми, перенесшими онкозаболевание, на этапе ремиссии и методы работы с ними
  • Фисун Е.В. Проблема эмоционального выгорания у родителей детей, находящихся на стационарном лечении онкозаболевания
  • Реснек-Саннез Х. Стыд: желание быть на виду и потребность спрятаться
  • Стил Б.Ф. Некоторые последствия сексуального злоупотребления детьми
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Комарова Л.Э. Тревога неопределенности и проблемы формирования психоаналитического сообщества в России



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь