Коваленко Т. Психологическое краткосрочное консультирование соматических больных

В начале своего выступления я хотела рассказать о том, чем для меня, студентки 3 курса, была эта практика в соматической больнице. Учась 3 года в институте, многие из нас имели еще смутное представление о практической стороне вопроса, так как основная часть практической стороны дела ограничивалась треннинговыми занятиями в институте, т.е. мы еще практически не начали работать со здоровыми людьми, а здесь вдруг - больные люди.

И первые ощущения, которые сопровождали меня по дороге в больницу, это и неуверенность, и тревожность, и даже злость на организаторов практики - для чего это надо? Что за экстрим? Чем я могу помочь этим больным людям?

Может быть, мне повезло с пациенткой, но уже первая встреча развеяла мою тревожность. Доброжелательность, разговорчивость пациентки располагали к работе, к сбору всей необходимой информации.

Вспоминая о наставлениях преподавателя, я старалась полнее представить историю жизни больной, узнав больше о членах семьи, об их отношениях, о жилищных условиях, об их профессии и профессии больной. Понимая, что история жизни, так или иначе, дополнит историю болезни.

Больная лежала в отделении острой кардиологии. Пять лет назад - первый инфаркт, прошла операцию по шунтированию. Уже тогда с ней долго работали психологи. И это помогло больной изменить взгляд на многие проблемы. Больше думать о своем здоровье, быть спокойнее, на какие-то проблемы смотреть иронически.

На все мои последующие вопросы: о её нынешнем состоянии, о том, навещают ли её близкие, об атмосфере, сложившейся в палате, я получала только бодрые, положительные ответы. И вообще, у нее все было хорошо.

Эти ответы меня даже обескуражили. А где же запрос?! А был ли он? И нужен ли психотерапевт этой больной?! Я вынесла свои вопросы и сомнения на первую супервизию. Да, действительно, запроса не было, но больная готова была побеседовать с психологом. А уже наша задача выяснить, как человек без проблем оказывается в отделении острой кардиологии.

Именно этот вопрос стал главным во время нашей второй встречи. Действительно ли только дожди и ветер были причиной того, что у нее заболело сердце, и поднялось давление. Как человек, у которого всё хорошо, оказывается в отделении острой кардиологии? Она думала некоторое время. Потом согласилась со мной.

К. – Да, конечно. У меня много проблем. Мы живем с мужем и двумя дочерьми в 2-х комнатной квартире. Старшая дочь замужем. Чтобы им не мешать, я весной уезжаю на дачу и живу там до осени. 
…Я очень переживаю, что у меня нет внуков, и я могу их не дождаться.
…У меня остались обиды, я не могу их забыть.

Мы начинаем говорить об обидах.

Т. – А что Вы делаете, если обижаетесь? Пытаетесь ли Вы прояснить ситуацию, проговорить её или молчите?
Она привела пример конфликта с соседом по даче, с которым не смогла договориться по-хорошему, и все кончилось скандалом. И осталась обида на него.

Т. – Но ведь эти переживания сказываются опять же на Вашем здоровье? Не получается ли в такой ситуации попытаться поговорить по-хорошему, а может быть, постараться и вовсе простить и успокоиться?

К. – Да, Вы правы. Это и вправду возможно. Ведь это очень важно для моего здоровья.

После второй встречи я почувствовала изменение в своем отношении к этой работе, к нашей практике. Я стала понимать, что мы уже можем помогать. Я получила обратную связь.

Также я поняла, что психолог в больнице часто может сделать то, чего не сделают уколы и таблетки, тем более, что у больного в больнице достаточно времени для размышлений.

У меня оставалось третья встреча. Супервизоры помогли мне сформулировать еще один важный вопрос, который необходимо было проговорить. Это вопрос о её переживаниях.

Несмотря на то, что на последней встрече больная чувствовала себя не очень хорошо и лежала под капельницей, она все равно ждала и готова была со мной беседовать. И начала она разговор сама о том, что к ней пришел муж.

И она старалась на многие вещи, о которых они говорили, смотреть уже по-другому. Ей не хотелось это время встречи портить претензиями, спорами. Наоборот, говорили о планах на даче, о том, что надо помириться с соседом, ведь обо всем можно просто поговорить.

А потом мы стали говорить о её переживаниях. Как она переживает? А ее ли это проблемы? Может ли она их решить? А если нет, зачем переживать? Надо решать свои проблемы. Как работать с собой? Что такое переживание вообще? Человек переживает, гоняет эмоцию по сердцу, а выхода нет. А потом боли в сердце, а ведь это своего рода сигнал: Что-то не так, где-то не доработал. А ведь надо себя беречь.

Она приводила разные примеры. Во многом соглашалась, но одновременно говорила о том, что её поколение – другое: они привыкли все пропускать через сердце – и хорошее, и плохое.

Но вместе со мной соглашалась, что часто это может быть удобной позицией, ведь в любом случае своим детям, а в будущем и внукам она в первую очередь нужна живой и здоровой.

Так закончилось мое краткосрочное консультирование. Я поблагодарила ее за плодотворную работу, пожелала ей долгих лет.

В ответ услышала благодарность за то, что я ее внимательно слушала и помогала взглянуть на многие вещи с совершенно другой стороны. Таким образом, в процессе работы я поняла: во-первых, что студенты старших курсов при помощи супервизора могут оказывать психологическую помощь, во-вторых – психологическое консультирование в соматических больницах очень помогает больным, в-третьих, опыт студентов, приобретенный в больнице во время такой практики, несомненно, будет полезен в дальнейшей практической деятельности.




Просмотров: 808
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Валента М. Что такое драматерапия
  • Холлис Дж. Что такое «преодолеть» и «пережить»
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Дёмина К.А. «Нарисуй меня здоровой!» – Особенности работы с подростками в условиях Онкоцентра
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1-3 встреч с клиентом
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Шавеко О.Ю.. Психолог или гость? Психологическое консультирование с учетом культурного контекста
  • Киселева М.Г. Практика в больнице: первое погружение
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Райл Э. Фокус в краткосрочной интерпретативной психотерапии: дилеммы, ловушки и препятствия как проблемы-мишени
  • Лазарева Е.В. Психологическое консультирование семей в условиях стационара
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Ягнюк К.В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.
  • Реснек-Саннез Х. Стыд: желание быть на виду и потребность спрятаться
  • Ливингстон М.С. Побудь с этим еще немного: поддерживающая эмпатия, уязвимость и близость в терапии пар
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Ягнюк К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь