Цель: Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки»
Образовательные задачи:
- довести до детей, что береза издревле, являлась символом России, ею восхищались, поклонялись и воспевали в стихах и песнях;
- познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником; расширить знания и представления детей о берёзе.
Развивающие задачи:
- развивать умение узнавать по описанию (загадке);
- способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;
- воспитывать любовь к природе, родному краю.
Интеграция областей: музыка, познание, коммуникация, здоровье, физическая культура.
Виды детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Оборудование: диски с записями музыкальных произведений, ленты, платочки.
Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, подвижных игр.
Работа с родителями: рассказать о русском празднике «Русской берёзы» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан, для демонстрации в мини-музее.
Предполагаемые результаты: систематизация знаний о празднике, обрядах и обычаях.
Проведение развлечения. Праздник проводится в мини – музее «Горница». Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла», воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, заходят в музей, встают в круг.
Ведущий: — Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки. Берёзка пригласила нас на праздник, который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок. Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.
Например, на праздник Троицу, который празднуется летом, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.
Ребенок: — Берёзка белая Сарафан надела, Кудри завила, Косы заплела.
До чего же хороша, Словно девица-душа!
Ребенок: Белоствольная берёза – Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей.
Ребенок: Разбежались по лужайке Беззаботной, лёгкой стайкой, Словно девочки-подростки, Белоствольные берёзки.
За руки взялись, и вот – Закружился хоровод!
Ведущий: — Давайте, девочки, и мы поводим вокруг берёзки хоровод.
Звучит музыка хоровода «Берёзки русские»
Ведущий: — Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы».
(Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)
Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)
Правильно, ребята, дерево — это, конечно, берёза.
В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой.
Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли (демонстрация березового веника).
Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей (в бутылочке показать березовый сок).
Ведущий: — Ребята, а вы знаете стихи о берёзе? Мы с удовольствием послушаем.
Ребенок: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)
Ребенок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к берёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
Ребенок: Берёзы белоногие,
Колготки со штрихами,
Кудрявые, высокие
Серёжки с янтарями.
Сверкают, как монетками
Лощёными листочками,
И машут они ветками,
Как девушки платочками.
(Ф. Соколова)
Ребенок: Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Дети поют песню «Во поле березка стояла»
Раздаётся стук.
Ведущий: — Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!
Появляется Березонька
Березонька: — Нет, это я, Березонька.
(Подходит к берёзке, разглядывает.)
Березонька: — Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видела хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев. У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Давайте поиграем.
На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».
Игра «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходят ним, он произносит:
- Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети- «цветы» отвечают:
- Не хотим, чтоб нас сорвали
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться.
Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.
Ведущий: — Русская берёза красива в любое время года!
Ребенок: Каждый день я вижу
Берёзу из окна –
И нет подруги ближе,
Милей мне, чем она!
Ребенок: Зелёной лёгкой дымкой
Окуталась весной,
И ветер невидимка
Колышет лист резной.
Ребенок: А летним днём струится
Она живым шатром,
В листве щебечут птицы,
Порхая за окном.
Ребенок: Лишь осень золотая
Лист опалит огнём,
Берёзка облетает,
Тоскует под дождём.
Ребенок: Укрытая снегами,
Стоит она зимой.
В расшитой жемчугами
Накидке кружевной.
Березонька: -Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
1. Зеленеют луга,
В небе радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето.
Всех зовёт купаться … (лето)
2. Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (солнце)
3. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (Лес)
4. Плачет по весне слезами,
В почках растворяет камень
И бумага для письма,
И – резные терема.
Белая сорочка – царя лесного дочка,
В бане – хозяйка
А ну-ка, угадай-ка! (Берёза)
5. Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Подскажите, дети.
Ответ: Земля-Кормилица
Березонька: — Молодцы! Давайте, ребята, исполним песню «Земелюшка-чернозём».
Песня «Земелюшка — чернозём»
Березонька: — Спасибо, ребята, повеселили меня. Пора мне в лес возвращаться. До свиданья. Праздник весёлый удался на славу. Я думаю, всем он пришёлся по нраву!
Ведущий: — Сегодня у берёзки был праздник. Она веселилась и радовалась вместе с нами. Но и нам пора прощаться.
|