Проблема: «Недостаточный уровень знаний детей о традициях и культуре Донского края».
Актуальность.
Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.
Именно знания истории Донского края дают возможность глубже понимать истоки нашей нации, её культуру и формируют основу национального самосознания. Изучение обрядов, обычаев, традиций казачества открывают перспективу сознательного осмысленного усвоения ценностей духовной культуры, развития речи, которая позволяет обогащать лексику, овладевать навыками словообразования, словесного общения и включение их в содержание образования.
Цель:
формирование у детей интереса к культуре, быту и искусству казачьего народа, развитие нравственной и познавательной культуры дошкольников, развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи проекта:
- познакомить с традициями Донского края, культурой, искусством, особенностями характера, поведения.
- обогащать словарный запас детей типично донскими словами;
- формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;
- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество;
- воспитывать культуру отношения к другому и самому себе;
- развивать интерес к донским праздникам, особенностям казачьего характера (желание быть воином, трудоспособным, радушным, гостеприимным, заботливым хозяином);
- формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам донского декоративно – прикладного искусства.
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей интереса к культуре и истории Донского края;
- развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости.
Работа с родителями:
- изготовление макетов казачьего быта;
- игрушек для сюжетно- ролевых игр,
- создание презентации «Как у нас на Дону»,
- создание альбомов по казачеству.
Содержание проекта:
I этап — подготовительный.
- Подбор и систематизация методической и художественной литературы, наглядных и дидактических пособий. Изучение методической литературы по проектной деятельности
- Привлечение специалистов ДОУ (музыкального руководителя. Физ. инструктора) к участию в проекте.
- Анализ предметной среды группы по проблеме.
- Разработка диагностического материала. Выявление уровня развития детей.
- Разработка проекта, формулировка цели и задач проекта.
II этап — практический.
ОО «Социально- коммуникативное развитие».
Задачи: Продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками. Расширять кругозор. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному дому, городу, уважение к окружающим нас людям
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В донском курене», «Посиделки в казачьем стиле».
- Дидактические игры: «Подбери узор для костюма», «Узнай технику по узору».
- Рассматривание иллюстраций о предметах быта, уклада жизни казаков, казачьих костюмов, военных походах, оружии казаков.
ОО «Познавательное развитие».
Задачи: Расширять и закреплять знания детей о родном крае, познакомить детей с историей возникновения Казачества. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.
Беседы: «Хозяйкины помощники – предметы быта»,
- «Как воспитывали казака (девочек и мальчиков)»,
- «Сердце матери – лучше солнца греет (отношение казаков к женщине — матери)»,
- «Казачий костюм»,
- «Казачья кухня».
- «Казаки –люди вольные (заповеди казаков)».
- «Военные походы», «Казачьи традиции, обряды».
- Казачья символика.
- Просмотр DVD о Казачестве.
Конструирование.
Задачи: Упражнять в составлении планов строительства. Формировать совместную поисковую деятельность. Совершенствовать конструкторские способности.
- «Мы построим Курень сами».
ОО «Речевое развитие».
Задачи: Закреплять понятие «малая родина»; обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
Совершенствовать навык ведения диалога. Развивать поэтический слух, учить понимать образную речь.
- Прослушивание диска «Донские сказки».
- Чтение сказок П. Лебенко: «Петрусь-мальчонка русский», «Бисеринка», «Сказка о Чудище-заморском, девице-красавице и серой волчице», «Игнатка», «Иван Светильник», «Про царскую дочь и козлёнка» и др.
- Чтение рассказов: «Донская степь» М. Шолохов, «Донская степь в романе «Тихий Дон»» М. Шолохов, «Легенды о травах», «Незнакомые насекомые» Д. Долинский и др.
- Заучивание пословиц и поговорок о родине, загадки.
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи: Продолжать знакомить детей с природно-экологическим своеобразием родного региона, открыть простор для детской фантазии;
развивать творческое мышление, интерес к самостоятельной деятельности, фантазию и воображение. Учить слушать, импровизировать, развивать ритмику движений, учить соответствовать выбранной роли.
Изо-деятельность:
Рисование:
- Рисование элементов Семикаракорской росписи.
- «Осень на Дону».
- «На машине, на машине с поля едет урожай...»
Аппликация:
Лепка:
- Лепка казачьей утвари, изготовление плоскостных кукол.
- «Хлебом богаты наши нивы и поля». ( «Хлебный колос».)
«Музыкальная деятельность:
- Слушание и пение казачьих песен, частушек;
- элементы казачьих танцев,
- импровизированное исполнение на народных инструментах.
ОО «Физическое развитие».
Задачи: Развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через русские народные подвижные игры и забавы.
Подвижные игры:
- «Жмурки», «Золотые ворота», «Гуси-лебеди», «Салки», «Казаки», «Колечко», «Пуговица» «Краски», «Карусель».
III этап – заключительный.
- Подведение итогов проекта.
- Театрально-музыкальное развлечение «Казачьи посиделки».
Вывод.
В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
|