(для детей старшей логопедической группы).
Воспитатель: Миннибаева Эльвира Рашитовна г.Заинск. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Заинского муниципального района Республики Татарстан 2018г.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний, умений и навыков в развитии элементарных математических представлений.
Цели и задачи:
1. Обучающие:
- выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года
- совершенствовать умение находить место числа в ряду, прямой и обратный счет до 10
- совершенствовать знания о геометрических фигурах: овал, круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник.
- совершенствование временных представлений (части суток)
- закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «середина», «правый верхний, нижний угол»
- отгадывать математические загадки, выставлять решение задачи с помощью знаков и цифр
- совершенствование умения пользоваться математическими знаками «>», «<» или «=»
- повторить дни недели
- использовать в речи определения «большой, средний, маленький».
- развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность
- активизировать словарь по данной теме
- продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами
- продолжать учить отгадывать математические загадки.
2. Развивающие:
- продолжать развивать мыслительные операции, речь, внимание, воображение, сообразительность, тренировать память.
3. Воспитательные:
- формировать навык самоконтроля и самооценки
- воспитывать дружеские отношение при взаимодействии друг другом.
Предварительная работа.
- чтение сказки, рассматривание иллюстраций, презентаций.
- рисование в свободное от занятий время.
Оборудование и материал
воспитателю: ноутбук, проектор, экран, фланелеграф, аудиозапись песня «Облака», видео «Самолёт», презентация, колокольчик, конверты с письмом, иллюстрации со сказочными героями, «летучий корабль», билетики, кирпичики с цифрами, подарки, полянка с геометрическими фигурами.
Детям: карточки, знак =, больше «>» или меньше «<», карточки с цифрами.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основные движения.
Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Организационный момент.
Дети входят в группу.
Ход занятия.
В. — Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились и как много знаете. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение.
Воспитатель: -Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!
Игра-приветствие «Круг добра»
* Собрались сегодня с вами Чтобы всем нам стать друзьями Поиграть, повеселиться И чему-то научится.
-Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку.
-Отлично!
В. — Ребята, сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо, которое адресовано детям старшей логопедической группы № 9. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
Воспитатель: — Итак, пишет нам Мальвина. Она приглашает нас отправиться в сказочную страну, где Пьеро и Буратино очень нужна наша помощь. Отправление состоится в понедельник утром.
– Ребята, а сегодня какой день недели? (Понедельник.) Значит, отправление сегодня. -Прежде чем отправиться в путь вспомним дни недели.
–Ребята, назовите дни недели по порядку.
-Первый день недели, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой.
(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
-Сколько всего дней в неделе? (7)
-Правильно. Молодцы!
-Когда начинается наше путешествие, в какое время суток? (ответы детей).
-А сколько всего частей в сутках? (четыре).
-Назовите их по порядку. (утро, день, вечер, ночь).
- Молодцы!
Воспитатель: -Проходите пожалуйста.
-Смотрите. Мы отправляемся с вами в сказочную страну. И транспорт нам нужен тоже сказочный и необыкновенный. А полетим мы, на летающем корабле.
-Я сейчас раздам вам билетики. Нужно будет занять места, согласно цифре на билете и на стульчике.
-Итак, какой у тебя номер билетика?
(Первый, второй, третий и.т. д.)
-Девочки проходите пожалуйста, занимайте места.
- А теперь мальчики.
Воспитатель: -Итак, чтобы наш летучий корабль взлетел на небо, мы с вами произведём отсчёт времени обратный от 10 до 1. На старт 10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3,2, 1.
Песня «Облака»
Воспитатель: – Вот мы и прилетели в сказочную страну. Проходите пожалуйста.
-Ребята, раз мы оказались в сказочной стране, скажите пожалуйста, у вас ведь есть любимые сказки? Давайте их вспомним.
-Ника, какая твоя любимая сказка?
(Дети называют свои любимые сказки).
-Хорошо, вот и вспомнили свои любимые сказки.
Воспитатель: -Итак, идём дальше. Смотрите, мы оказались на поляне геометрических фигур! Вот письмо, что-же здесь написано, а в письме написано, вы пришли на полянку геометрических фигур, Буратино и Пьеро играли с геометрическими фигурами и все их перепутали. А вот по каким группам их собрать, они не знают. Ребята, нам очень нужна ваша помощь, обращается опять Мальвина.
-Поможем?
-Видите, все фигуры перепутаны, разберём их, наведём порядок.
-По каким признакам делятся геометрические фигуры?
-По цвету, по форме, по размеру.
-Молодцы!
-Мы сейчас разделимся на три команды
-Первая команда соберут геометрические фигуры по цвету.
-Приступайте.
(Дети собирают фигуры)
- Ника, какого цвета собрала фигуры? -Зелёного.
-Алина? -Красного.
-Диляра? — Синего.
-Молодцы! Справились.
Воспитатель: -Разложите их пожалуйста.
-Вторая команда будете собирать геометрические фигуры по размеру (большой, средний, маленький).
-Ваня какого размер ты собрал геометрические фигуры?
-Самый большой.
-Булат? Средний.
-Настя? Маленький.
-Молодцы! Разложите фигуры опять.
- Третья команда будет собирать по форме.
-Приступайте.
-Матфей какой формы ты собрал?
-Я собрал квадраты.
-Азамат? Круги.
-Камиль? Треугольники.
- Камиля? Прямоугольники.
- Молодцы!
- А сейчас стопочкой положите обратно.
-Вот мы и привели поляну в порядок. Идем дальше!
-Ребята, ещё одно письмо, посмотрим.
Ребята, чтобы идти дальше мост через реку разобран, его надо отремонтировать.
На каждом кирпичике есть цифры, чтобы наш мост был крепким, кирпичики с цифрами надо сложить по порядку от 1до 10.
-Возьмите по кирпичику.
(Дети берут по кирпичику)
-Цифра 1, цифра 2, и.т. д.
- Воспитатель: -Давайте сейчас проверим, всё ли у нас правильно. Посчитаем от 1 до 10. (считают). По татарски посчитаем.
- Молодцы! Ничего не пропустили.
-А сейчас назовём соседние числа.
-Камиль назови соседей числа 5.
-4 и 6.
-Молодец!
-Настя соседей числа 8.
-7 и 9.
-Молодец!
-Матфей соседей числа 2.
-1 и 3.
-Молодец!
-Всё мы сделали правильно, мост отремонтировали, идем дальше.
-Посмотрите куда мы пришли. Здесь живут Буратино, Мальвина и Пьеро.
Мы пришли к ним в гости.
-Давайте покажем как мы умеем веселиться.
Видео -Физминутка
-Молодцы ребята!
-Ребята, пришло новое письмо от Мальвины. Мальвина приглашает пройти в школу для ребят и помочь решить загадки-задачи, ведь им самим не справиться.
-Проходите пожалуйста.
(Дети садятся за столы)
-Ребята первая задача от Мальвины, в ней говорится.
- Три яблока из сада ёжик притащил
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.
-Сколько в начале было у ёжика яблок?
-Три.
-Затем он подарил белочке сколько яблок?
-Одну.
-Правильно.
-Сколько осталось у ёжика яблок?
-Два.
-Как получилось число 2.
-Три минус один равняется двум.
-Возьмите соответствующие цифры и затем прочитаем запись.
-Приступайте к работе пожалуйста.
-Настя сколько у тебя яблок?
Два.
-Почему два яблока получилось?
- От трёх отнять один получится два.
-Правильно.
-Разложите всё по местам.
-Следующее задание от Буратино
-У Буратино было 5 воздушных шариков. И вдруг поднялся сильный ветер. И у Буратино улетело 3 воздушных шарика. Сколько осталось шариков?
-Два.
-Как получилось число два.
- От пяти отнять три получится два.
-Молодцы! Правильно.
-Возьмите и разложите соответствующие цифры и затем прочитаем запись.
-Ваня прочитай запись?
-Пять минус три равняется два.
-Молодец! Правильно.
-Разложите всё по местам.
-Следующее задание от Пьеро.
Он предлагает поиграть в игру «Поставь знак правильно» (больше, меньше или равно).
-Закрытый клювик всегда смотрит в сторону меньшего числа, открытый в сторону большего.
- Ребята, в пустые квадраты нужно будет поставить соответствующие знаки (больше, меньше или равно).
-Возьмите соответствующие цифры и знаки, правильно их разложите, затем прочитаем запись.
-Булат прочитай запись: три равно трём.
-Молодец! Правильно.
-Азамат прочитай запись: девять больше семи.
-Молодец! Правильно.
-Матфей прочитай запись: четыре меньше восьми.
-Молодец! Правильно.
-Разложите всё по местам.
-Ребята, Мальвина и Буратино решили стать художниками.
В: -Какая замечательная картина получились у них!
-Есения, где они нарисовали солнце?
- В верхнем левом углу.
-Молодец! Правильно.
-Алина где они нарисовали тучку?
- В верхнем правом углу.
-Молодец! Правильно.
-Камиль, где они нарисовали домик?
-В нижнем левом углу.
-Молодец! Правильно.
-Камиля, где они нарисовали цветы?
- В нижнем правом углу.
-Молодец! Правильно.
-Ника, где они нарисовали бабочку?
- Они нарисовали её по середине.
-Молодец! Правильно.
-Все справились с заданиями.
-Ребята, кто справился выходите ко мне.
Заключительная часть:
Воспитатель: – Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с друзьями.
-Чтобы отправиться обратно в группу, нам надо сказать волшебные слова.
Прощание со сказочной страной.
Воспитатель вместе с детьми:
Раз-два-три-четыре-пять,
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся-
В группу возвращаемся.
Итог.
– Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?
-Сегодня вы были дружными, помогли сказочным героям справиться с заданиями.
- Мальвина, Буратино, Пьеро оставили вам подарки.
-Молодцы!
|