В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID 19 (Весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции). Общество и система образования в частности, столкнулись с рядом задач, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования основных сфер жизни в том числе и образовательного процесса. Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий.
Система дошкольного образования имеет специфику, обусловленную особенностями возраста обучения, различиями частного и общественного характера организации деятельности дошкольных учреждений. Именно поэтому организовать работу в новом формате сложно. Однако у педагогов появляется больше возможностей, ограничивающиеся только их фантазией.
Дистанционное обучение дошкольников имеет ряд преимуществ. Во-первых, родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается. Они выбирают промежуток, в который их чадо наиболее продуктивен. Во-вторых, ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие компьютера и доступа в интернет. В-третьих, педагоги могут устанавливать оптимальный режим обучения, исходя из личных особенностей ребенка. В-четвертых, огромное количество методического материала, осуществление которого затруднено в режиме офлайн. Это могут быть аудио-, видео- лекции, тесты и другие задания.
Однако, несмотря на вышеперечисленные преимущества, дистанционное обучение имеет и недостатки. Так, в процессе максимально должны быть задействованы родители. Если у них недостаточно времени для участия, то уровень знаний, который усвоит ребенок, будет крайне низкий. Это связано с тем, что у него нет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Более того, ребенок может столкнуться с проблемами, в которых понадобиться помощь взрослого человека. Во-вторых, не каждая семья из-за материального положения имеет возможность получения дистанционного обучения. В-третьих, отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, из-за чего они не могут социализироваться в нем. В-четвертых, нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его преподносит педагог.
Несмотря на все нюансы, которые возникли в новых обстоятельствах, педагоги и родители делают все возможное, чтобы процесс образования и воспитания не останавливался. Воспитатели стараются создать максимально комфортные условия для развития дошкольников. Так, с помощью дистанционных образовательных технологий педагоги помогают родителям эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей становится более интересным и насыщенным. Это позволяет ребятам не скучать и провести время дома с пользой, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей. Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Они выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль наставника.
Для эффективного и комфортного образовательного процесса необходимо:
1. Составить расписание онлайн занятий.
Четко проработать материал, распределить его так, чтобы хватило времени. Необходимо также заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога.
2. Направлять ребенка, а не указывать.
Постараться договориться с ребенком в какое время он хочет заниматься. Ненавязчиво, без строгого надзора, контролировать его, спрашивать все ли ему понятно и нравится.
3. Вовлекать ребенка постепенно.
Для него переход на новый формат работы — это тоже стресс, поэтому родителям стоит сначала самостоятельно ознакомиться с материалом, затем включить ребенка в процесс при помощи игры.
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. После полученных знаний можно поучаствовать в творческом конкурсе (рисование, лепка, оригами и т.д.), чтобы сменить род деятельности и закрепить полученный результат.
Педагогам стоит быть на связи с родителями, чтобы при возможных затруднениях помочь. А также, следя за работой дошкольника скорректировать план образовательного процесса.
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что подобное взаимодействие не останется невостребованным после окончания эпидемии и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
|