Колмогорцева Наталья Александровна. Геймификация в дошкольном образовании: «за» и «против»

Геймификация в дошкольном образовании: «за» и «против»

Колмогорцева Наталья Александровна, старший воспитатель, филиал МБДОУ- детский сад комбинированного вида «Надежда» детский сад № 440, г. Екатеринбург, Свердловская обл., Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния гейм-технологий на развитие современных дошкольников, анализируются имеющиеся в педагогической практике варианты решения проблемы геймификации детей дошкольного возраста. Обосновывается особое место геймификации в системе формирования игровой культуры дошкольника.

Ключевые слова: образовательные технологии, геймификация, дошкольник, игровые технологии.

 

С введением образовательных стандартов в лексиконе педагогов прочно обосновалось понятие «педагогическая технология». Согласно словарю Ефремовой технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [5]. Говоря о педагогической технологии, обратимся к специальной литературе. У авторов учебников по педагогике и исследователей данной проблемы можно найти различные варианты трактования этого понятия.

Например, В.П. Беспалько считает, что «педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса» [1, с. 128].

В обозначенных источниках так же находим такое понятие как

«образовательная технология». Образовательная технология – общепринятый термин для обозначения педагогической технологии. В отечественной современной педагогической науке понятие «образовательная технология» представлено в нескольких аспектах:

  • систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования
  • решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению;
  • выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применяемых методов [6].

Сегодня в арсенале педагогов насчитывается более сотни различных образовательных технологий. Но все ли они актуальны в новом XXI веке?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Выбор остаётся за педагогом, их использующем. Но очевиден процесс возрождения старых (классических), вроде бы ушедших в прошлое технологий, в новом формате. К этому виду образовательных технологий можно, на мой взгляд, отнести игровые технологии.

Привлечение игры в процесс обучения не является инновацией. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал включать игровые элементы в учебный монотонный труд детей, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Он говорил, что «…для ребенка игра заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает. В игре ребенок создает свой мир и

живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная составляющая, и он сам распоряжается своим творением» [9].

Игровые технологии сегодня используются педагогами в формате квестов,

«гейм-игр». Отметим, что геймификация является одним из актуальных и перспективных направлений развития образовательных технологий современной системы образования. Что же такое «геймификация»?

Геймификация в информационных технологиях – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве: образовательном, сетевом, прикладном программном обеспечении с целью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся и повышения их вовлечённости в образовательный процесс, формирования устойчивого интереса к решению прикладных задач. [8].

Уникальность этой технологии заключается в том, что, будучи изначально средством для развлечения, она помогает в обучении и развитии личности.

С чем связан рост популярности гейм-технологии? Во-первых, ребёнок, даже дошкольник, попав в привычную для себя среду, больше интересуется информацией. Ведь согласитесь, опыты и путешествия с любимыми героями всегда нагляднее и интереснее, нежели сухое изложение фактов взрослым. А компьютерные игры позволили визуализировать даже те области, практика работы по которым считалась «сухой» априори.

Что же мы имеем в итоге? Воспитанник попадает в привычную для себя среду (а для поколения Х, тех, кто «не мыслит жизни без планшетов, игровых приставок и сетевых игр», – это именно виртуальное пространство), где он [8]:

  • чувствует себя увереннее, т.к. знает с раннего детства законы этой реальности и может не только принимать их, но и отчасти видоизменять
  • заинтересован в результате
  • не только запоминает, но и визуализирует. Какой смысл рассказывать, как жили люди в пещерное время или как охотятся животные семейства кошачьих, если всё это можно показать или смоделировать на экране в виртуальном мире
  • стремится развиваться. Основа любой игры – развитие, открытие нового. Здесь игрок не должен, он хочет изучать, тренироваться, творить. Согласитесь, ведь именно этого так не хватает современным детям.

Но… За всеми этими «плюсами» кроется и множество «минусов».

Так, детская индустрия, поставившая выпуск так называемых

«развивающих» игр на поток, отодвинула вопросы качества игрового материала, закладываемого в игры, а это отрицательным образом сказывается на развитии детей. К тому же, как и любая индустрия, детская ориентируется на удовлетворение спроса, а детский спрос, если его хорошенько не корректируют родители, направлен на то, что быстро летает, громко взрывается, мало думает и почти не разговаривает, или обходится громоподобными возгласами типа «I’m Hulk. I will kill you!». И, как правило, такие активные потребители продуктов

«детской индустрии» нуждаются в очень серьезной коррекции и социального, и учебного поведения [7].

«Благодаря» увлечению развивающими играми и программами сводится к нулю живое активное общение родителей и детей. Что отрицательно сказывается на семейных взаимоотношениях. При этом утрачивается основа этих взаимоотношений – семейные традиции и ценности.

Говоря об отрицательном влиянии геймификации, стоит серьёзно поговорить и о социальных навыках детей, особенно младших дошкольников. Однако, мало кто из родителей готов к такому подходу. Если современный рынок предлагает прекрасное решение «проблемы» занятости малыша в виде

«занятий в игровой форме». На наш взгляд, когда мы слышим о продукте, который будет «расти вместе с ребенком», нужно прятать малыша от него как можно надежнее, а не бежать покупать этот продукт.

Несомненно, максимально реалистичные тренажеры-симуляторы были и будут незаменимы для работы с детьми, которые должны получить условия, максимально приспособленные для развития своих индивидуальных когнитивных стратегий, поиска своего уникального индивидуального стиля

мышления. Но, при этом к этим детям необходимо применять и другие технологии обучения, чтобы не получить обратный эффект.

Есть ли выход из этой непростой ситуации?

Один из путей решения проблемы геймификации современного поколения детей, предложили преподаватели британских школ, помогая таким образом, по их мнению, социализации детей.

Они придумали использовать MineCraft для того, чтобы развивать навыки связной письменной речи у детей [10]. Еще год назад, безуспешно перепробовав все доступные им средства мотивации учеников средней школы, они стали играть в компьютерные игры, а потом просить детей описать, что там происходит. Естественно, автор методики по адаптации компьютерных игр к школьной практике характеризует свое предложение как инновационное, и так оно и выглядит, но и сами учителя, и администрация школы говорят о том, что для них это последний отчаянный шаг к тому, чтобы дети, полностью поглощенные «детской индустрией» не потеряли базовые коммуникативные навыки полностью. В ответ на вопрос о том, не приведёт ли такой тотальный переход на обучение с помощью игр и компьютеров к тому, что дети разучатся пользоваться ручкой и карандашом, учителя заявляют, что в современном мире необходимость писать от руки возникает редко, так что можно не беспокоиться [7]. Хотя, на наш взгляд, это спорный вопрос, так как письмо как процесс оказывает серьёзное влияние на интеллектуальное развитие (задействована мелкая моторика).

Рассматривая данное инновационное предложение в отношении его применения в работе с дошкольниками, можно модифицировать письменное изложение впечатлений от компьютерной игры (поскольку дошкольники не владеют навыками письменной речи), в активную беседу взрослого и ребёнка. Но для этого педагогам необходимо получение новой методической и организационной компетентности, чтобы качественно и продуктивно работать в данном направлении деятельности.

Подводя итог вышесказанному, бесспорно в эпоху информационных технологий, для того чтобы соответствовать ожиданиям молодого поколения воспитанников и их родителей, воспитателям необходимо знать и владеть новыми способами обучения. Геймификация является эффективным и продуктивным инструментом в работе с детьми. Новая образовательная технология может подарить педагогу не только знания, но и стремление к их получению, любовь к труду; детям – радость познания окружающего мира, возможность совершать открытия, развиваться; родителям – развивать своего малыша, радоваться вместе с ним его открытиям, активно общаться. Но при этом стоит очень серьёзно подходить к выбору продуктов игровой индустрии, методам и продолжительности их использования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст]/ В.П. Беспалько. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  2. Варенина Л.П. Геймификация в образовании [Электронный ресурс]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii
  3. Геймификация: инструмент мотивации, которым мало кто умеет пользоваться [Электронный ресурс]. – URL: http: //constructorus. ru/udacha/gejmifikaciya. html
  4. Димарчук А.Р. Геймификация в образовании [Электронный ресурс]. – URL: https: //nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2014/07/14/geymifikatsiya-v- obrazovanii
  5. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс]. – URL: http: //dic. academic. ru/dic. nsf/efremova/253073
  6. Образовательная технология [Электронный ресурс]. – URL: https: //www. e-reading. club/chapter. php/98165/24/Erofeeva_-

_Obshchie_osnovy_pedagogiki konspekt_lekciii. html

7. Пронин А. Геймификация образования — какой она должна быть? [Электронный ресурс]. – URL: http: //i-pronin. ru/igrofikacia_obrazovania/

8. Стратегия развития системы образования г. Перми до 2030 г. [Электронный ресурс]. – URL: http: //www. ug. ru/archive/66550.

9. Ушинский К.Д. Психологические и логические основы обучения / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. В 2 т. — М., 1954. — Т.2.

10. BBS. News. [Электронный ресурс]. – URL: http: //www. bbc. com/news/education-27936946.

Просмотров: 395
Категория: По направлениям » Для детского сада » ИКТ для детей




Другие новости по теме:

  • Ильина Оксана Васильевна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Дубова Инна Александровна. ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ», КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Черакшева Галина Павловна. Современные игровые технологии обучения в ДОУ
  • Ольга Тихонова. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса в ДОУ
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Беленькая Елена Сергеевна, Язькова Екатерина Викторовна. «Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы детского сада»
  • Тарасенко Инна Николаевна. «Использование технологии проектной деятельности как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ильинская Юлия Андреевна. Методическая разработка «Дидактическая игра «Электронный жучок» как средство формирования навыков сотрудничества у дошкольников»
  • Полстяная Марина Алексеевна. Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Данильченко Татьяна Григорьевна Жукова Вера Николаевна Свистунова Анна Николаевна. «Коррекционные технологии в педагогической практике, как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Пальцева Елена Владимировна. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проект сюжетно-ролевой игры «Потерялся в торговом центре» с детьми подготовительной к школе группе»
  • Доля Екатерина Александровна. НОД с применением игровой технологии для детей дошкольного возраста «Мой любимый детский сад!»
  • Дмитренко Татьяна Сергеевна. «ЛЕПБУК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Гаева Оксана Николаевна, Зорина Наталья Алексеевна, Чурбакова Ольга Сергеевна. Доклад 'Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи'
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Исаева Ольга Сергеевна. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Анжела Сабанцева. Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Рахмачева Вера Юрьевна, Соавтор: Каконашвили Любовь Юрьевна. Реализация педагогической технологии эффективной социализации «КЛУБНЫЙ ЧАС» (опыт работы по инновационной ООП «Тропинки») Паспорт мероприятия «Что такое Новый год?»
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь