Подготовила воспитатель логопедической группы Смолина Татьяна Александровна Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного детский сад комбинированного вида № 18 «Светлячок» (АОУ детский сад № 18) 2017 год.
Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с различными видами тканей
- формировать представления о свойствах различных тканей
- формировать умение сравнивать свойства тканей посредством проведения практических опытов
- учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
- развивать умение грамотно строить высказывания
- развивать умение делать выводы, обобщения
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
сундучок, образцы тканей (ситец, драп, лён, атлас, бархат, органза, болонья), лупы, 2 пластиковые бутылки с тёплой водой, ножницы, ёмкость для воды, одноразовые стаканчики, ложки, фен, вата, клубок.
ХОД НОД.
1. Организационный момент.
- Ребята, на предыдущих занятиях мы обсуждали, какие виды тканей бывают, откуда они берутся, как человек их изготавливает. А сейчас мы поговорим об особенностях, о свойствах, об отличиях тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными — экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.
Воспитатель садится вместе с детьми в круг на ковёр.
- Ребята, я принесла для вас сундучок. Как вы думаете, что в нём находится?
-Ткани.
-Верно. Давайте их рассмотрим.
Воспитатель достаёт первую ткань – хлопковую (сатиновую). Дети рассматривают, трогают лоскуток и называют признаки данной ткани (натуральная — синтетическая; тонкая — толстая, плотная, прочная; нежная, мягкая, приятная на ощупь — грубоватая; гладкая — шероховатая, шершавая, ворсистая; лёгкая — тяжёлая; прозрачная — непрозрачная; блестящая, красивая и т. д.).
2. Сравнение тканей по теплопроводности.
-Отгадайте мою загадку:
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки- Над миром пушинки.
-Зима.
-Правильно. Как вы думаете, какая ткань подошла бы для зимней одежды и почему? (предположения детей). Давайте рассмотрим ткань из драпа (дети называют признаки ткани и сравнивают её с ситцем).
Опыт 1:
Возьмём 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем одну бутылку в ситец, а другую — в драп. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? (ответы детей). О результатах опыта мы узнаем в конце занятия.
3. Определение причины прочности ткани.
Далее воспитатель достаёт из сундучка ещё несколько видов тканей (льняную, атласную, бархатную); дети называют их признаки.
Ребята, любая ткань достаточно прочная, крепкая (дети тянут, дёргают ткань). Почему же ткань не разваливается на части? (предположения детей). Давайте заглянем внутрь ткани с помощью лупы.
Опыт 2:
Каждому ребёнку выдаётся лоскуток ткани и лупа. Дети приходят к выводу, что ткань состоит из волокон, нитей, которые переплетаются между собой и крепко держат друг друга.
4. Определение водопроницаемости ткани.
- А сейчас я приглашаю вас занять свои места за экспериментальными столами, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными.
- Отгадайте мою загадку:
Пришла волшебница прекрасная,
Листву без краски перекрасила.
- Конечно же, это осень. Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему? (ответы детей).
Опыт 3:
Сейчас мы проведём эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду.
На столе у каждого ребёнка находятся два стаканчика, накрытые ситцем и болоньей, ёмкость с водой и чайная ложка. Дети набирают ложкой воду и выливают её сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду. Дети приходят к выводу, что ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья- водонепроницаемая. А значит, в дождливую осеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани.
5. Определение воздухопроницаемости ткани.
-Отгадайте следующую загадку: В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться, очень жарко. Так люблю я время года это.
Угадали? Ну, конечно, … (лето).
- Дети, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (ответы детей).
- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух. Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.
Опыт 4:
Для опыта нам потребуются 2 вида ткани (натуральная и синтетическая), фен и комочек ваты. С помощью фена продуваем по очереди оба вида ткани и наблюдаем за ватой. В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте. Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические — плохо. Значит, натуральные ткани лучше подходят для пошива летней одежды, а в синтетической одежде нам будет жарко.
6. Динамическая пауза:
Физкультминутка «Одежда»
Ох, испачкалась одежда, Мы ее не берегли: Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти, И в порядок привести, В тазик воду наливаем, Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили, Пятна тщательно потрём, Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всё развесим на верёвках.
Игра «Сядет тот, у кого…»:
Воспитатель предлагает сесть тому, у кого в одежде ткань в клеточку, в горошек, в полоску, у кого есть синий цвет, жёлтый цвет и т. д.
7. Сравнение тканей по способности мяться.
Опыт 5:
-Сейчас мы проверим, какой вид ткани, натуральный или синтетический, мнётся сильнее.
У каждого ребёнка два лоскутка ткани. Сначала мнём хлопковую ткань, а затем синтетическую. Дети убеждаются в том, что натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму.
8. Сравнение тканей по плотности.
Опыт 6:
Дети берут лоскутки ситца, драпа, органзы и пытаются разрезать их ножницами. Дети приходят к выводу, что чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать ножницами.
9. Оценка результатов первого опыта.
- А теперь пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?
Дети делают вывод, что более толстая и плотная ткань лучше сохраняет тепло и защищает от холода.
10. Рефлексия и итог занятия.
- Ребята, сегодня, благодаря опытам, вы много узнали о свойствах тканей. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о той работе, которую мы с вами выполнили.
Дети садятся в круг, перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось и понравилось больше всего.
|