Лавриненко Елизавета Павловна Музыкальный руководитель МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 58» г. Белгород.
Образовательные задачи:
- развивать музыкально – ритмический слух у детей посредством исполнения акапельно, на музыкальном и шумовых инструментах,
- расширять кругозор и словарный запас детей;
- познакомить детей с основными свойствами звука – громкость, высота;
- дать понятие ладового звучания;
- развивать логическое мышление;
- прививать любовь к музыке;
Предварительная работа: знакомство с приветствием, ритуалом прощания и рефреном.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, аудиозапись, инструменты детского шумового оркестра.
Ход занятия
На экран выведен слайд 1.
Дети заходят в зал под спокойную фоновую музыку и становятся полукругом.
(Музыку сделать тише)
Приветствие: Здравствуйте, ребята!.
Дети: Добрый день!
Начнем сейчас занятие
Мы все уже пришли
И настроенье классное
С собою принесли!
Мы будем петь, играть сейчас
Мы будем танцевать.
Мы рады все занятию
Пора его начать!
Педагог: Ребята, выберите каждый себе по смайлику, который соответствует вашему настроению. (Дети выбирают).
А теперь давайте попробуем с помощью голоса озвучить смайлик своего настроения. (Дети импровизируют со словом «здравствуйте», пропевают весело или грустно).
(Все смайлики складываются в коробочку и «превращаются» в цветок).
Педагог: Волшебство начинается!
(Фоновую музыку сделать громче)
Введение в новую тему. Ребята, я очень люблю отдыхать на лугу, наслаждаться звуками природы: слушать песенки воды, пение птиц, вдыхать запахи цветов. (слайд 2) Моя подружка, пчёлка Майя, всегда радостно меня встречает. Но этим летом все пчёлки куда-то делись и на лугу вырос только один цветочек… (музыку выключить)
Проблемная ситуация: Лягушки, которые живут в пруду, наквакали мне, что мою подружку, пчёлку Майю, поймала Баба – Яга (слайд 3). Уж очень ей захотелось попробовать сладкого мёда. Она посадила её в свой сундук и повесила два замка… (слайд 4). А открыть эти замки может только волшебный музыкальный ключ. (слайд 5). А кто – нибудь знает, как называется этот ключ? (ответы детей). Называется он Скрипичным. А ключ найдётся только тогда, когда мы отгадаем первую загадку вредной Бабы – Яги.
Мне жаль мою подружку, пчёлку Майю… А вам? Поможем Майе вместе? (ответы детей)
Ну тогда в путь – дорожку. Крепче беритесь за руки.
«От улыбки хмурый день светлей…» (Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют, делают движения и садятся на стульчики). (слайд 6)
Проводится музыкально-дидактическая игра
«Угадай, чей голос выше». (слайды 6 – 12)
Игра на определение высоты звука.
Ребята, хитрая Б-Я думает, что мы не сможем отгадать, чей голос выше, а чей ниже. Она устроила настоящую путаницу. (слайд 7).
Детям предлагается определить, чей голос выше или ниже – лягушки, пчелы или кузнечика.
Педагог: Молодцы, а вот и ключ! (слайд 12). Давайте откроем первый замок. (слайд 13)
Пошли дальше. Песню запевай!
«Ничего на свете лучше нету» (Дети встают рядом со стульчиками, поют, делают движения и садятся на стульчики). (слайд 14)
Проводится музыкально-дидактическая игра
«Громко – тихо».
Игра на динамическое свойство звука.
Ребята, посмотрите, в какой красивый лес привела нас дорога. Б-Я думает, что мы не справимся со следующим заданием. И решила нам помешать. (Звучит запись). Что за звуки мы услышали? Но мы не боимся ни грома, ни дождя. Мы их сделаем музыкальными.
(подходят к столу и берут инструменты)
Какими инструментами мы можем изобразить гром, молнию и дождь? А что будет звучать громче – гром или дождь?
Повтор муз. материала.
Педагог: Хорошо. Мы справились со вторым заданием и можем открыть второй замок (слайд 15)
(слайд 16) А вот и наша Майя! (берётся в руки)
Педагог: (слайд 17) Здравствуй милая Майя, мы с ребятами проделали нелёгкий путь, чтобы тебя освободить. Хочешь с помощью музыки узнать, какие приключения у нас были?
Ребята, расскажем?
Сказка –шумелка (рефлексия)
Дети самостоятельно выбирают шумовые инструменты.
Когда мы пришли на луг, мы увидели одинокий цветок, который грустил без тебя и твоих подружек – пчёлок. Узнать, что произошло, нам помогли лягушки (квакают). Они рассказали, что вредная Баба – Ягаиз леса решила тебя заманить к себе, чтобы запастись мёдом (Б. Я. смеётся). Однажды она наколдовала сильный ураган: скрипели деревья (царапать по барабану), гудел ветер (дуть в трубочки), шуршали листья (сминают бумагу), начинался дождь. Маленькие редкие капельки дождя (треугольники) превратились в сильный ливень (маракасы + глиссандо на металлофоне). Ветер подхватил Майю и понёс её в сундук Б-Я. Захлопнулась крышка сундука (хлопок).
Мы решили тебе помочь, не захотели терпеть такую несправедливость. Мы шли (топают) по дорогам, бежали (топают с убыстрением) по тропинкам и наконец добрались до чащи, где живётБ-Я. Как Б.-Я. не старалась нас запутать, мы выполнили все волшебные задания Б-Я и освободили тебя из сундука.
Релаксация: (Майя жужжит ну ухо). Наша пчёлка хочет нас отблагодарить. Майя дарит нам волшебную пыльцу. (Раздать в ладошки).
(Дети встают перед экраном). Давайте мы на нее дунем, и пусть на нашем лугу вырастут красивые, разноцветные цветы! Наши пчёлки будут их опылять и готовить сладкий мёд. (слайд 18)
Дети встают в круг.
Педагог: Наше путешествие подошло к концу.
- Было ли вам интересно?
- Помогла ли в этом музыка? А как?
- Что понравилось больше всего?
- Было ли трудно вам справляться с заданиями?
- Никто не испугался грозы, молнии, дождя, грома, Б.-Я.?
Педагог: Ребята, а Майя ведь одна не справилась бы с коварной Б.-Я. А нам с вами помогла дружба! Дополните мои слова.
Будем мы с тобой ДРУЖИТЬ Крепкой дружбой ДОРОЖИТЬ Улыбнись, мой верный ДРУГ Стане веселей ВОКРУГ
Ты друзей не забывай Их в обиду не ДАВАЙ Не имей ты сто РУБЛЕЙ А имей ты сто ДРУЗЕЙ!
Ритуал прощания
Дети: Закончилось занятие Мы в группу все идём И на прощанье вам сейчас Рукой мы все махнём.
Педагог: Я всех хвалю Вы дети, просто класс! На следующее занятие Я жду здесь вас, всех вас!
Аплодисменты. Дети покидают зал.
|