Подольская Елена Евгеньевна. «Технология развития творчества в играх с правилами».

«Технология развития творчества в играх с правилами».

Управление дошкольного образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 108» г. Сыктывкара

Автор — составитель: Подольская Елена Евгеньевна, старший воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 108» Г. Сыктывкара. 2020

Характеристики игры с правилами и ее возможности в развитии творчества старших дошкольников.

В современных условиях реформировании отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути. Сенситивным периодом становления творческих сил и способностей ребенка является дошкольное детство.

 

В дошкольной педагогике определены подходы к творческому развитию детей в познавательной, художественной, литературной, театральной, конструктивной деятельности. Широко освещены аспекты формирования творческих способностей ребенка в разных видах игровой деятельности: сюжетно-ролевой, режиссерской, хороводной. Развивающий потенциал игры с правилами менее исследован.

Традиционно принято считать, что сюжетная игра более чем другие виды игр способствует формированию творческой активности, так как она подводит ребенка к способности действовать полностью в плане образов и представлений. Специфика сюжетной игры заключается в условном, замещающем характере действий. Сюжетная игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Это дает ребенку субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

В отличие от сюжетной игры, игра с правилами является достаточно жесткой, регламентированной деятельностью. Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной и научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Ребенок находит эти игры уже в готовом виде и овладевает ими как элементом культуры общества.

Игре с правилами присущи и специфические характеристики, отличающие ее от других видов игры. Прежде всего, игра с правилами, по сути своей, всегда деятельность совместная, в отличие от сюжетной игры, которая может протекать как в совместной, так и в индивидуальной форме. В игре с правилами всегда есть правила или свод правил, которые обязательны для всех участников игры. Правила стабильны, приняты и должны сохраниться в течение всей игры. В игры с правилами действия участников реальны и однозначны. В игре с правилами есть совершенно определенный, заранее заданный конечный результат. Критерии выигрыша определяет момент завершения игры и без них игра с правилами, как особая форма активности, не существует. В игре с правилами завершаемость процесса игры выигрышем связана с цикличностью этой деятельности. Продолжение процесса игры есть повторение игрового цикла, вновь замыкающегося выигрышем.

Особенности строения, структуры игры с правилами определяет ее влияние на развитие детей. Данный вид игр стимулирует становление взаимной нормативной регуляции поведения, контроль за выполнением правил, способствует развитию стремления в достижении успеха, сопоставлению своих результатов действий с результатами партнеров, способствует развитию самооценки.

В зависимости от характера обучающей задачи, игры с правилами делятся на две большие группы: дидактические и подвижные игры, которые в свою очередь классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и другие), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные).

Игра с правилами со всей ее спецификой складывается у ребенка лишь к концу дошкольного детства. Однако, развитие ее начинается намного раньше. Формирование игры с правилами включает ряд последовательных этапов, начиная с усвоения детьми структуры и основных характеристик игры и заканчивая самостоятельным созданием игровых правил, «правилотворчеством».

В дошкольной педагогике творческой обычно называют сюжетную игру, а игра с правилами вступает в определенной степени ее противоположностью (дети действуют по полученным из вне предписаниям – правилам). Однако, такой подход значительно ограничивает возможности игры с правилами в развитии детей.

Значение творческого начала в играх с правилами проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего, оно проявляется в морально – нравственном развитии ребенка. В ситуациях создания новых, своих правил игры, у детей активизируется сотрудничество, взаимодействие при отборе правил, предлагаемых одновременно несколькими участниками. При этом дети в большей мере осознают и выделяют правило как норму, обязательную для всех. Правило эффективнее выступает регулятором поведения ребенка, если оно внутренне принято или выбрано им самим.

Создание новых правил для игры важно и для развития кооперативных форм деятельности, поскольку в таких играх явно выделяются 2 периода: подготовительный, во время которого идет обсуждение новых правил и сам процесс реализации замысла. Причем первый период характеризуется приподнятым эмоциональным фоном, заинтересованно дружелюбным отношением детей друг к другу, атмосферой творческого поиска.

При целенаправленном педагогическом руководстве уже в старшем дошкольном возрасте дети могут строить игру с правилами с включением в нее элементов творчества.

Творческая активность детей, согласно данному исследованию, может проявляться в нескольких направлениях:

  • Придумывание детьми новых правил;
  • Придумывание нового предметного варианта игры (создание игрового материала).

К основным педагогическим условиям развития творческого начала в играх с правилами относят:

  1. обеспечение детей особым игровым материалом, стимулирующим творческую активность детей;
  2. соучастие взрослого в процессе придумывания правил, при котором взрослый своими действиями расшатывает сложившиеся схемы и демонстрирует возможность при общем согласии изменить известные правила.

Первое условие реализуется за счет обогащения предметно – игровой среды наборами новых игр, ранее неизвестных детям, наборами игр, включающих в себя элементы других, известных детям. Основной частью предметно-игровой среды, может стать полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развёртывания на его основе неограниченного количества вариантов игры. При этом материал должен отвечать основным запросам, предъявляемым дошкольниками к игровому материалу — реалистичность и конкретность игровой обстановки и персонажей, возможность использовать материал по-разному — в целом и по частям, на столе и на полу. Такой игровой материал может выступать в роли “пускового механизма”, способствующего разворачиванию механизма правилотворчества.

Развитие правилотворчества осуществляется через предоставление детям новых игровых наборов или неожиданные сочетания известных игровых элементов. Взрослый, не давая готовых правил, стимулирует придумывание новых, предлагая детям договориться относительно них. В таких играх взрослый занимает позицию «незнающего», предоставляя детям возможность самим инициировать введение новых правил, участвует в этом процессе наравне с детьми.

Таким образом:

  1. Творческая деятельность начинает активно развиваться в дошкольный период детства;
  2. Основными критериями творчества являются: стремление к поиску нового решения, активность, оригинальность продукта творчества, быстрая ориентировка в новых условиях;
  3. При целенаправленном педагогическом руководстве, дети уже в старшем дошкольном возрасте могут проявлять творческую активность в играх с правилами;
  4. Эффективными педагогическими условиями развития творчества старших дошкольников в играх с правилами будут являться: своевременное освоение основных компонентов игры с правилами; соответствующий подбор игрового материала, обеспечивающего постепенное расширение границ творческих проявлений детей (от внесение изменений в игру в рамках стандартного игрового материала, через конструирование системы правил к вариативному игровому материалу к созданию новых игр на базе полифункционального игрового материала); личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, направленное на активизацию творческих проявлений старших дошкольников, ориентированное на индивидуальные и личностные особенности детей и обеспечивающее постепенное нарастание самостоятельности детей в правилотворчестве; взаимодействие детского сада и семьи, сотрудничество детей, родителей и педагогов в создании новых игр с правилами.

Особенности правилотворчества старших дошкольников.

Всю деятельность по придумыванию правил в играх условно можно разделить на этапы:

  • подготовительный этап – этап рассматривания игрового материала, попытки определить значение цветовых кружков и других обозначений;
  • этап правилотворчества. На этом этапе шло обсуждение правил, внесение детьми предложений, их корректировка, договор об общих правилах.
  • этап реализации игры по новым правилам.

Деятельность детей начинается с рассматривания игрового материала, попыток установить аналогию со знакомыми играми (с фишками, лото). Деятельность направлена не на то, чтобы самим придумать и согласовать правила игры, а на то, чтобы отгадать их.

Большинство детей проявляют неспособность согласовывать свои инициативы и действия с инициативами и действиями партнеров, что выражается в неумении пойти на уступки или заинтересовать, убедить партнера. Дети либо не реагируют на предложения сверстников, либо высмеивают их. Не сумев определить способы игры, дети в большинстве случаев либо отказываются от выполнения задания ( «Мы не знаем, как играть в эту игру»), либо разворачивают воображаемую сюжетную ситуацию. ( «Мой козленок в лес пошел гулять» и тд.).

Есть дети, которые не придумывают правила и не стремятся к правилотворчеству. Их деятельность носит беспорядочный, импульсивный характер; каждый пытается захватить инициативу; некоторые не принимают участие в игре, пассивно наблюдая за действиями других.

Активные дети в процессе создания правил к игре, проявляют заинтересованность и эмоциональность. Дети придумывают по три-четыре правила, являясь основными «генераторами» идей, могут сформулировать правило.

Формулировка отдельных правил игры происходит непосредственно в процессе осуществления игровых действий и стимулируется неподходящими, по мнению ребенка, действиями партнера. Внимание детей направлено на определение правил, предписывающих способы использования игрового материала, содержание игровых действий. Правило выигрыша в ходе игры не формулируется. Не обозначается и игровая задача, которая определяет способы осуществления игровых действий. То есть, дети не способны создать систему игровых правил, что не редко приводит к рассогласованиям в деятельности, переходу к индивидуализации действий.

Процесс игры сопровождается повышенным интересом к игре, эмоциональностью. Дети идентифицируют себя с сюжетными персонажами ( «Я — принцесса!», «Я буду щенком!»). В процессе игры отмечается сюжетное комментирование ( «Я попал в пустыню!»); наблюдается попытка развернуть сказочный сюжет ( «Это же сказка!», «Джин понес меня во дворец!»). Несмотря на это, дети стремятся выполнять «созданные» правила. Иногда участники переделывают правила с тем, чтобы облегчить процесс игры. Это проявляется в ситуациях компромисса ( «Все прощается…», «Давай пропустим два хода вместо шести!»), произвольной манипуляцией картинками.

В процессе игры могут возникнуть конфликты по поводу нарушения «созданных» правил. Все участники обращают внимание на изменение правила: «Мы же так не договаривались!». Но в любом случае нарушитель прощается участниками игры.

Таким образом, можно выделить три уровня развития творчества в играх с правилами:

  1. уровень характеризуется тем, что дети либо не принимают участия в выполнении задания, пассивно наблюдая за действиями других участников, либо своей деятельностью отвлекают других детей от выполнения задания. Однако, у некоторых детей на этом уровне отмечаются попытки уточнить предложения, внесенные другими.
  2. уровень характеризуется тем, что дети проявляют стремление придумать правила, но затрудняются с формулировкой своих предложений. Их деятельность скорее напоминает попытки разгадать «утерянный вариант правил», а не попытку создать новые. Предложенные варианты правил игры ограничиваются правилами выполнения игровых действий.
  3. уровень характеризуется активным включением детей в процесс создания правил к игре, эмоциональностью и заинтересованностью. Дети предлагают различные правила игры: правила игровых действий, правила организации участников, правила – критерии выигрыша, четко и ясно формулируя свои предложения.

Необходима специальная работы, направленная на освоение дошкольниками игры с правилами, на овладение способами творческого преобразования игр.

Педагогическая технология развития творчества у старших дошкольников в играх с правилами.

Для создания условий развития творчества детей в играх с правилами решаются следующие задачи:

  1. Отобрать доступное освоению дошкольниками содержание игрового материала, обеспечивающего постепенное расширение границ творческих проявлений детей (от внесение изменений в игру в рамках стандартного игрового материала, через конструирование системы правил к вариативному игровому материалу к созданию новых игр на базе полифункционального игрового материала);
  2. Разработать педагогическую технологию развития творчества в игре с правилами, основанную на совместной деятельности педагога и детей направленной на передачу способов правилотворчества.
  3. Выявить и доказать эффективность созданных педагогических условий в развитии взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в играх с правилами.

Решение выдвинутых задач осуществляется поэтапно:

I этап – подготовительный имеет своей целью «расшатать» игровые стереотипы дошкольников за счет творческого преобразования знакомых игр; подвести детей к осознанию условности игровых правил:

  1. Формировать умения, необходимые для внесения в знакомые игры элементов нового.
  2. Вызвать желание и стремление детей творчески преобразовывать знакомые игры с правилами.

На данном этапе рекомендуется использовать знакомые детям игры.

II этап – основной направлен на обучение конструированию системы правил к новому игровому материалу:

  1. Формировать умение проявлять активность в процессе создания нового предметного материала игры.
  2. Формировать у детей умения придумывать новые правила к незнакомым играм, аналогичным уже освоенным.
  3. Учить приходить к соглашению относительно новых правил.

III этап – творческого созидания направлен на обучение созданию новых игр с правилами:

  1. Формировать умение придумывать новые сюжетные игры с правилами.
  2. Способствовать стремлению детей выступать соавторами нового игрового материала.
  3. Развивать самостоятельность детей в процессе создания новых игр.

Творчество в играх с правилами формируется на материале настольно-печатных игр. Выбор данного вида игр обусловлен:

  • наличием в играх предметных опор и общих схем действия, что позволяет педагогу смоделировать ситуацию, стимулирующую правилотворчество;
  • ограниченным числом участников игры, что облегчает ее самостоятельную организацию, обеспечивает активность в процессе правилотворчества всем участникам игровой группы;
  • привлекательностью наглядного материала, возможностью стимулировать правилотворчество на сюжетной основе, близкой субкультуре современного дошкольника;
  • открытостью игровых правил, что предоставляет возможность изменять игру различными способами;
  • относительной непродолжительностью игрового цикла, что позволяет дошкольнику за непродолжительное время изменять игру разными способами.

На каждом из этапов в роли пускового механизма, разворачивающего процесс правилотворчества, используется различный игровой материал, обеспечивающий возможность постепенного расширения границ творческих проявлений дошкольников.

На первом этапе используем игры с фишками, сюжетное лото, сюжетное домино. Эти игры хорошо знакомы детям. Новизна материала создавалась за счет сюжетного оформления, близкого субкультуре старшего дошкольника (игры по сюжетам мультипликационных произведений).

На втором этапе игровая среду обогащаем тематическим лото, домино на игровом поле, новыми вариантами игр с фишками (увеличивается длина игрового пути, способ построения игровых маршрутов: прямой, по кругу, пересекающийся). Данные игры для детей новыми, однако общий способ действия с игровым материалом знаком, что обеспечивает возможность переноса и комбинирования известных правил в новых условиях игры. На данном этапе используется комбинированный игровой материал, суть которого в том, что отдельные его части хорошо знакомы детям, но его необычное сочетание ( «Лото» с кубиком, игровое поле и дартц, бочонки от лото и игровое поле, настольный боулинг и кубик и тд.), позволяет рассматривать его в роли “пускового ме-ханизма”, способствующего разворачиванию правилотворчества.

На третьем этапе средством формирования творчества детей в играх с правилами выступает специально разработанный полифункциональный игровой материал. Первый вид полифункционального игрового материала представляет собой игровое поле с обозначенным игровым маршрутом и набор условных знаков, задающих дополнительные игровые действия (стрелки, знаки – препятствия, знаки — помощники). Связь содержания игрового материала с различными сюжетами ( «На улицах города», «Мир Барби», «Подводное царство» и др.) позволяет учитывать интересы детей разного пола. Расширение границ творчества детей при создании новых игр с правилами осуществляется с использованием второго вида полифункционального игрового материала, который состоит из «чистого» игрового поля определенного цвета, символизирующего место осуществления игровых событий, «гибкой» игровой дороги и комплекта условных обозначений и сюжетных изображений. Такой материал способствует как построению сюжетной основы игры, так и конструированию правил.

Для реализации педагогической технологии необходимо создать следующие условия:

  • Со-творческая модель взаимодействия педагога и ребенка (предоставление свободы в поиске вариантов решений и способов действий, обучающая оценка педагогом творческих действий и инициатив ребенка, включенность в творческую деятельность детей, искренняя увлеченность процессом правилотворчества);
  • Создание развивающей предметной среды, стимулирующей организацию игр с правилами и творческую деятельность детей по созданию новых игр (новые игры, новые игры с неполным набором игровых предметов, полифункциональный игровой материал, материал для создания новых игровых полей (картон, карандаши, фломастеры, наклейки и тд,).
  • Взаимодействие детского сада и семьи в развитии творчества детей в играх с правилами.

В разработке данных подходов к педагогическому сопровождению детей в играх с правилами необходимо основываться на следующих положениях:

  • Естественным способом приобщения детей к игровым традициям, освоение игрового опыта происходит через наблюдения за деятельностью тех, кто уже освоил этот опыт и постепенное «втягивание» в игры (Ж. Пиаже).
  • Освоение способов игровой деятельности успешно происходит в совместной деятельности взрослого с позиции равноправного партнера с небольшой группой детей (Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
  • В реальном педагогическом процессе детского сада воспитатель взаимодействует с численно большим составом детей, которые отличаются разной степенью активности и стремления участвовать в играх с педагогом.

Исходя из этих положений, можно сделать вывод, что в группе может быть создана ситуация, при которой будет обеспечено естественное формирование опыта правилотворчества за счет того, что воспитатель, вступая в игровое взаимодействие с более активными детьми, будет предоставлять другим детям возможность наблюдать и постепенно включаться в игру.

Реализация педагогической технологии развития творчества старших дошкольников в играх с правилами.

В среднем дошкольном возрасте с детьми проводится специальная работа по формированию основной схемы построения игры с правилами, в результате которой дети приобретают умения, необходимые для ее самостоятельной организации. Вместе с тем, наблюдение за самостоятельными играми детей показывает, что в игровых группах складываются жесткие игровые традиции, в результате чего, освоив новую игру, дети через определенное время теряют к ней интерес. Во многом это объясняет стремление детей к постоянному расширению своего игрового опыта и неумение вносить в игру элементы нового. В связи с этим, работу необходимо начать с обучения детей способам изменения знакомых игр.

Способы преобразования игры с правилами:

  • введение в игру нестандартных правил – заданий (придумать рекламу, отгадать загадку и тд.)
  • внесение в игру дополнительных правил (правил-запретов, усложняющих игрокам выполнение игровых действий и решение игровой задачи)
  • трансформация правил внутри игры (изменение характера движения игроков: от финиша – к старту, от старта – к финишу и обратно, с середины игрового пути)

- изменение форм организации участников: турниры, чемпионаты, введение новых игровых позиций (карточки владельцев, участник, определяющий задания игрокам и др.).

Работу начинаем с введения в знакомые игры нестандартных правил — заданий. Эти задания вводятся в игры лото, домино (помечаются некоторые карточки, плашки), игры – путешествия (помечаются некоторые участки игрового пути). Этот способ преобразования во-первых, не представляет для детей особой сложности, т.к. во многом схож со способом дидактического усложнения игр, который детям знаком, а во-вторых, помогает усилить интерес детей к играм. Большинство детей активно принимают предложение педагога, проявляя интерес и активность в ходе выполнения заданий. Дети придумывают оригинальные варианты игровых заданий (рассмешить соседа, скорчить рожицу, изобразить животное, придумать смешную рифму к слову и др.). Введение в игру таких правил способствует общей непринужденной атмосфере игрового взаимодействия, привлекает многих детей в качестве активных наблюдателей.

Заинтересованность детей, не принимающих непосредственного участия в игре создает возможность для введения нового способа преобразования – включения новой игровой позиции – участника, определяющего задания игрокам. Такая позиция позволяет заинтересовать пассивных дошкольников, обеспечить их постепенное «втягивание» в игру.

Следующий способ преобразование игр — изменение форм организации участников. Учитывая то, что во время совместных с педагогом игр многие дети выражают желание принять участие, детям предлагается провести в группе турнир. Правило турнира состоит в следующем: проигравший кон выбывает из игры и его место занимает новый игрок. Характерно, что после нескольких игровых циклов, дети самостоятельно предлагают вариативный способ проведения турнира: после определения победителя, в игре остается только выигравший, остальные участники выбывают.

В дальнейшем идёт обучение детей внесению в игру дополнительных правил в игры с фишками. Введение правил стимулируется проявлением новых сюжетных персонажей. Дети в соответствии с сюжетом игры определяют персонажа, способствующего или мешающего продвижению. Например, в игре «Улица» помогающим персонажем может быть милиционер (позволил детям перейти улицу – можно продвинуться вперед), мешающим – машина. Другие игры предполагают новое сюжетное оформление. Педагог стимулирует активность детей самостоятельно изменить игру известным им способом. Таким образом, дети осваивают новый способ преобразования знакомой игры – введение дополнительных правил – правило продвижения фишки вперед или назад на определенное количество шагов.

Затем вводится правило пропуска (добавления) хода. Например, в игру «Улица» вводится светофор (красный свет – пропуск хода, зеленый – дополнительный ход). Таким образом, игровая деятельность усложняется и становится более разнообразной и интересной для детей, что проявляется в их стремлении продолжать игровые циклы.

Дальнейшая работа связана с обучением включать в игру правила, изменяющие характер взаимодействия между участниками. Детям предлагается включить в игру с фишками новые условные обозначения, которые «принадлежат» каждому из игроков. Другие участники, попав на эти точки, выполняют различные желания владельца: дожидаются его, пропускают ход, отдают фанты и т.д. Еще одно нестандартное правило состоит в том, что на игровом пути до начала игры дети помещают фишки – жизни, которые могут «спасти» игрока от пропуска хода, возвращении назад и т.д.

Следующий шаг предполагает обучение способам трансформации правил внутри самой игры. Педагог предлагает детям движение по игровому пути назад (со старта на финиш), предлагая обсудить правила: внести новые или оставить прежние.

В дальнейшем взрослый предлагает детям увеличить игровой путь – движение со старта на финиш и обратно. Чтобы не затягивать игровой цикл на финише ребенок получает еще один кубик, что даёт возможность осуществлять ход по сумме двух бросков кубика.

В каждой игровой группе педагог формирует одинаковые способы правилотворчества, но включал разные варианты правил, что обеспечивает «взаимообмен» игровым опытом в самостоятельной игре детей.

Данный этап работы способствует тому, что дети осваивают основные способы изменения знакомых игр, что проявляется в переносе сформированных умений в новые условия. Дети вносят новые правила в игры, которые имеются у них в группе. Это позволяет перейти на следующий этап работы.

На втором этапе детям предлагаем сконструировать систему правил к новому, незнакомому для них игровому материалу, аналогичному уже освоенному. Педагог занимает позицию участника, незнающего правил игры. Рекомендуем начать работу с внесения в игру тематического лото. Сам материал для детей незнаком, что требует первоначального участия взрослого в игре. Однако, учитывая то, что принцип игры в лото дошкольниками освоен, педагог выступает не в роли учителя, а в позиции равноправного партнера, которому новая игра не знакома, но который может участвовать в общем обсуждении. Многие дети проявляют активный интерес к игре. Они пытаются понять способ игры, но испытывают при этом явные затруднения. Педагог, используя провоцирующие вопросы, помогает детям определить правила. После игры педагог предлагает детям описать правила, используя прием написания письма. Выработка детьми собственных правил активизирует их позицию «передающего игровой опыт». В дальнейшем педагог создает такие ситуации на материале новых игр с фишками.

Дальнейшая работа связана с обучением детей способам предметного преобразования игры. Педагог создаёт ситуации, провоцирующие детей не только к созданию правил к новому игровому материалу, но и к созданию самого материала. Например, игру «Собери человечка», педагог предлагает изменить: собирать не человечков, а смешных животных (из популярной у дошкольников серии фигурок «Киндер-сюрприз» «Crazy zoo»). Одновременное владение предметами для игры и наличие в среде только одного игрового поля является причиной частого столкновения детских интересов. В связи с чем, педагог предлагает детям нарисовать «свое» игровое поле.

Педагог обращает внимание детей на то, что поле необязательно должно точно копировать образец: дети могут изменить отдельные участки игровой дороги, дополнить их «веселыми» заданиями: рассмеши соседа справа, изобрази животное, которое собираешь и тд. Собственное создание игрового поля протекает в положительной эмоциональной атмосфере при активности и заинтересованности каждого из участников. Дети советуют друг другу как лучше нарисовать, обращают внимание на качество работы ( «Рисуй дорогу ровней, не торопись», «Давай теперь в эту сторону повернем и тд.).

Дети самостоятельно используют нормативные средства организации совместной игры, договариваясь о правилах и четко следуя им в процессе игры. В ситуациях, где дети выступают в позиции носителя правил, возрастает осознание правил игры как нормы деятельности обязательной для выполнения. После наблюдения за деятельностью детей педагог подключается к играющим в роли ученика, не знающего правил, что активизирует детей и одновременно помогает сформулировать детям целостную систему способов игры.

Вместе с тем, дети самостоятельно не всегда могут сконструировать целостную систему правил к новой игре. Они ограничиваются лишь определением общих способов осуществления игровых действий, часто не включая в обсуждение правила – запреты, правила – критерии выигрыша. Это требует знакомства детей с моделью содержания игровых правил.

При знакомстве с моделью основное внимание направлено на вычленение детьми основных компонентов игровых правил, определение последовательности их формулирования в общем процессе создания новых правил. Дети учатся выделять и последовательно формулировать правила знакомых игр на основе модели. В процессе обсуждения модели фиксируется внимание детей на необходимость определения каждого структурного элемента системы, взаимозависимости между ними. После знакомства детей детям предлагается прокомментировать содержание выбранной ими игры на основе модели.

Освоение содержания игровых правил позволяет ввести новый, незнакомый детям игровой материал. Используются комбинированные игровые наборы, соединяющие в себе элементы разных, знакомых детям игр. Детям предлагаются карточки из лото + кубик, игровое поле без кубика + дартц, игра – путешествие + различные карточки – фанты, домино + дартц (кубик). Игровой материал представляется детям как «игра-загадка» от мнимых игровых партнеров (детей из другого детского сада). Педагог выступает в позиции «незнающего правил» участника игры, стимулируя активность детей, эмоционально поддерживая и направляя их инициативы, помогая дошкольникам грамотно применить модель в процессе конструирования новых правил.

Дети при первоначальном знакомстве с новым типом материала придумывают оригинальные способы разворачивания игры с правилами.

Краткое описание вариантов игр, которые могут придумать дети к игровому материалу, сочетающему в себе карточки для игры в лото и кубик.

  1. По количеству очков на кубике из мешочка достается соответствующее количество карточек. После того, как все карточки закончатся, дети подсчитывают их число у каждого игрока. Выигрывает тот, у кого будет больше карточек.
  2. Из карточек строится игровая дорога. Дети, по броску кубика проходят от ее начала до конца. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша.
  3. Игроки распределяют карточки между собой поровну. По броску кубика определяется количество карточек, которые игрок сбрасывает. Выигрывает тот, у кого на руках не осталось карточек.
  4. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать карточки по определенной теме. Карточки распределяются «в темную» (достаются из мешочка поочередно каждым игроком). После распределения карточек, по броску кубика игрок достает у соседа столько карточек, сколько выпало очков на кубике. Выигрывает тот, кто первым соберет карточки по своей теме.
  5. Принцип игры тот же, что и в предыдущем случае, только игрок сам отдает партнеру ненужные ему карточки.

Данный этап работы предполагает включение родителей. Детям предлагается изготовить игры дома и придумать к ним правила. В группе организуется выставка игр.

Третий этап работы предполагает использование полифункционального игрового материала. Полифункциональность материала определяется возможностью развёртывания на его основе неограниченного количества вариантов игры.

Можно разработать две части такого материала. Первая часть представляет собой игровое поле с обозначенным игровым путем и набор условных знаков (стрелок, дополнительных препятствий и тд.). Содержание материала связано с определенным сюжетом ( «На улицах города», «Путешествие Барби», «Путешествие на дно морское и др.). Разнообразие сюжетной канвы позволяет учитывать интересы детей разного пола. Начинать работу целесообразно на материале, имеющим общую игровую дорогу и ограниченный набор дополнительных условных знаков (4-5). На этом этапе самое главное помочь ребенку овладеть принципом создания игры, научить детей высказывать свои инициативы и внимательно относиться к инициативам партнеров. Дальнейшее освоение творческого взаимодействия осуществляется на полифункциональном материале с комбинированной игровой дорогой, в процессе прохождения которой дошкольники сталкиваются с различными препятствиями, выполняют разные задания.

При первоначальном знакомстве с новым материалом дети совместно с педагогом рассматривают игровое поле, игровою дорогу, являющуюся своеобразной «картой путешествия», определяющей путь участников, обсуждают общую сюжетную линию, устанавливают связь между отдельными сюжетными элементами и возможными игровыми действиями. Дети решают, как назвать игру, в соответствии с сюжетом выставляют на игровом маршруте знаки – препятствия и знаки – помощники, стрелки — указатели, задающие дополнительные игровые действия (переход с одного участка дороги на другой). Роль педагога заключается в координации детских замыслов, помощи детям в построении содержания игровых правил в соответствии с их структурой. Педагог обращает внимание детей на преимущество данного игрового материала, на возможность каждый раз играть по – новому.

После овладения детьми основным принципом разработки собственных правил осуществления игровых действий с полифункциональным игровым полем, детям предлагается дополнить игровой материал самостоятельно изготовленными условными обозначениями, предполагающими поворот, дополнение основной сюжетной линии игры. Например, для игрового поля «На улицах города» из спичечных коробков изготовить знаки «пешеходный переход», «светофор». Игрок, попадающий на пешеходный переход, должен пропустить пешеходов или замедлить движение (количество выпавших очков на кубике уменьшалось на 2). Освоение способов дополнения игрового материала повышает творческую активность детей, которые стремятся самостоятельно изготовить новые знаки, привнести новое в игру со сверстниками.

В целом, введение первой части полифункционального материала способствует дальнейшему развитию умений выдвигать игровые замыслы, согласовывать их со сверстниками, дает началу развития правилотворчества, процесс которого пока требует помощи педагога.

Расширение границ творчества детей в процессе создания новых игр с правилами осуществляется с использованием второй части полифункционального игрового материала, состоящего из «чистого» игрового поля, «гибкой» игровой дороги, предоставляющей дошкольникам возможность самостоятельно конструировать игровой путь и набором дополнительного материала (условных знаков, сюжетных изображений), способствующем как построению сюжетной основы игры, так и конструированию правил.

Отсутствие смыслового контекста игрового поля предоставляет детям возможность разворачивать на нем различные сюжетные линии в соответствии с общими замыслами. Первоначальное отсутствие сюжета с одной стороны помогает дошкольникам освоить принцип конструирования игровой дороги, развернуть конкретную схему игрового взаимодействия, обеспечивает выделение чистого правила, не связанного с конкретным сюжетом, а с другой стимулировать включение детской продуктивной деятельности по созданию сюжетных элементов в игру. Появление нового материала способствует возникновению новых игр. Существенно увеличивается предварительный этап игры: детей привлекает возможность строить игровой путь разными способами (по кругу, извилистый, пересекающийся и тд), обсуждать возможные варианты расположения стрелок, условных знаков.

Дети успешно переносят имеющиеся игровые умения на 2 часть игрового материала, проявив при этом самостоятельность. Вмешательство педагога в игру практически не требуется. Дети стремятся к созданию игровых правил, как общего, так и дополнительного характера, проявляют способность прийти к взаимному согласию относительно правил.

В дальнейшем детям предлагается самостоятельно придумать сюжет игры, выделить основных персонажей, помогающих или мешающих игрокам в продвижении по игровому пути. Широко применяются также популярные среди детей серии наклеек по различным сказочным, мультипликационным сюжетам. Данная работа предполагает координирующую позицию педагога во взаимодействии с детьми. Необходимо помочь им определить оптимальное количество сюжетных элементов, избежать сюжетной «перегрузки» игры с правилами. Для этого педагог объясняет детям, что количество дополнительных персонажей в игре зависит от длины игровой дороги: короткая предполагает от 4-5 сюжетных обозначений, на более длинной дороге их можно помещать от 7-10.

В результате детьми создаются разнообразные сюжетные комплекты, которые дети в зависимости от своих интересов, желаний, замыслов могут использовать в процессе придумывания новых вариантов игр с правилами.

Роль взрослого меняется — из со-игрока, участника, координатора детских игр он превращается в наблюдателя за ходом событий и консультанта, к которому дети могут обратиться в случае затруднений. Такое изменение позиции взрослого связано с становлением субъектной позиции ребёнка в детской деятельности, всё большей самостоятельностью, открывающей возможность для проявлений творчества. Если возникают затруднения, помощь взрослого выражается в совете о необходимости прийти к общему мнению. Например, “Ребята, давайте выслушаем все ваши предложения, а затем выберем подходящее”, “Подумайте вместе, как сделать игру не очень трудной, но увлекательной».

В завершении третьего этапа проводится совместное с родителями обобщающее занятие — творческий конкурс «Самая увлекательная игра», на котором родители совместно с детьми представляют разработанные игры.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте возможно освоение игры с правилами как творческой деятельности при соблюдении системы педагогических условий развития творчества в играх с правилами.

Первым условием является своевременное освоение основных компонентов игры с правилами. В среднем дошкольном возрасте с детьми проводится специальная работа, направленная на освоение основных компонентов игры с правилами: формирование установки на выигрыш, выделение правила и формирование умения подчинять ему свое поведение, комплекса умений, обеспечивающих организацию и разворачивание игрового цикла.

Вторым условием является соответствующий подбор игрового материала, обеспечивающего постепенное расширение границ творческих проявлений детей. Используется несколько вариантов игрового материала: стандартные игры, освоенные детьми, и новые, аналогичные, комбинированные игровые наборы, сочетающие в себе элементы разных, знакомых детям игр, полифункциональный игровой материла, предоставляющий возможность дошкольникам самостоятельно создавать новые игры в соответствии со своими замыслами.

Третьим условием является личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, направленное на активизацию творческих проявлений старших дошкольников, ориентированное на индивидуальные и личностные особенности детей и обеспечивающее постепенное нарастание самостоятельности детей в правилотворчестве.

Четвертым условием является взаимодействие детского сада и семьи, сотрудничество детей, родителей и педагогов в создании новых игр с правилами.

Таким образом, формирование творчества в играх с правилами происходит поэтапно. На первом этапе важно направить работу на то, чтобы «расшатать» игровые стереотипы старших дошкольников за счет творческого преобразования знакомых игр, подвести детей к осознанию условности игровых правил, вызвать желание и стремление детей творчески преобразовывать знакомые игры с правилами. Второй этап должен быть направлен на обучение конструированию системы правил к новому игровому материалу, формированию умений приходить к соглашению относительно новых правил. Третий этап работы предполагает обучение созданию новых игр с правилами и развитие самостоятельности детей в процессе создания новых игр.

Данные педагогические условия обеспечивают реализацию педагогической технологии развития творчества у старших дошкольников в играх с правилами и успешность усвоения детьми способов правилотворчества.

Просмотров: 264
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Голубцова Марина Анатольевна. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Шеремет Е.А., Фадеева О.Н., Филиппова И.А.. Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Кочеткова Оксана Сергеевна. Мастер – класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала для детей 1,5 – 2 лет «Спрячь фигурку»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Черных Виктория Сергеевна, Заморёнова Марина Юрьевна. Развитие игровых компетенций воспитателя для организации сюжетной игры.
  • Полстяная Марина Алексеевна. Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Станинова Елена Борисовна. Совместная организованная деятельность с применением социо-игровых технологий Тема: «Игры для творческого самоутверждения» (старшая группа)
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кукина Елена Дмитриевна. Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах»
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Жеребцова Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ Деловой игры в рамках взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Правила дорожные все должны мы знать, правила дорожные надо выполнять»
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Дерябина Марина Алексеевна. Консультация для воспитателей «Прививание детям практических навыков соблюдения правил дорожного движения»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Егорова Гульнара Саломовна. Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
  • Яковлева Наталия Викторовна. Развитие познавательного интереса у детей старшего возраста в процессе игры
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Шатова Марина. Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания
  • Хромова Татьяна Федоровна. Игры и сценарий театральной деятельности для детей 4-5 лет для развития эмоциональности, коммуникативности, ориентировки в игровом пространстве.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь