Дошкольное детство — это время, когда у ребенка развиваются навыки доброжелательного поведения. Нравственное воспитание детей в этом возрасте предполагает формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками, привычки играть, трудиться, умения договариваться, помогать друг другу, стремления радовать старших хорошими поступками. Также оно подразумевает воспитание уважительного отношения к окружающим людям, заботливого отношения к малышам, пожилым, детям с ограниченными возможностями, умения помогать им. Взрослые должны поощрять творческие проявления ребенка, ведь дальнейшая жизнь вряд ли даст много поводов для фантазии, а скорее потребует постоянной работы памяти, логики, мышления. Однако полноценный человек, гармоничная и психически здоровая личность, воспитанная в духе творчества и неограниченного воображения, всегда найдет правильное решение и скрытый на первый взгляд выход из любой жизненной ситуации.
Мультфильмы влияют на развитие детей. Почти каждый ребенок-дошкольник проводит у экрана больше половины своего времени, когда он находится дома. Кроме этого ребенок смотрит мультфильмы в дороге (в туристических поездках, по пути в детский сад, если его везут в машине и т.д.), ходит с родителями в кинотеатры. Мультфильмы — неотъемлемое средство его социализации.
Скачать конспект
Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка.
Просматривая мультфильм, ребенок сопереживает и отождествляет себя с кем-то из главных героев, переживает события фильма вместе с ним. Таким образом, он проходит путь от выявления конфликта героя до его разрешения, как бы прокладывая внутри себя такой путь – осваивает способ решения такой проблемы, примеряет этот способ на себя.
Поведение персонажей может служить пособием, уроком, примером взаимодействия с окружающим миром. Можно наблюдать не только внешнее поведение того или иного героя, но также проникнуть в суть его мотива, понять, почему это происходит именно так.
Ребенку намного легче обсуждать и анализировать поведение главного героя, чем касаться собственных трудностей. В процессе просмотра мультфильма и работы — он отождествляется с собственными проблемами, перенося их на персонажа фильма.
Фактически ребенок видит на примере героя варианты выхода для себя, хотя до этого не видел их в своей жизни.
Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).
Специально подобранные мультипликационные фильмы можно использовать в коррекционно-развивающей работе с различными целями. Например, с целью воспитания нравственных качеств, с целью коррекции заниженной самооценки, коррекции поведения, коррекция различных личностных трудностей, агрессивности, застенчивости, страхов, устранения социально-коммуникативных трудностей и т.д..
Польза использования мультипликационных фильмов
Диагностика. Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать тутти их решения.
Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.
Вопросы, которые можно задавать детям после просмотра мультфильма.
Какое у вас настроение после просмотра?
Кто из героев больше всего понравился?
Какие чувства испытывали герои?
Кто, наоборот, больше всего не понравился?
Что бы вы сделали по другому?
Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
А в жизни такое бывает?
Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?
Обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.
Список рекомендованных мультфильмов
для просмотра с детьми
название мультфильма
|
год выпуска
|
направленность
|
А что ты умеешь?
Ежик должен быть колючим?
Про мышонка, который хотел стать сильным
|
1984
1990
1983
|
Формирование понимания собственной уникальности
|
Бобик в гостях у Барбоса
|
1977
|
Воспитание правильного поведения
|
Большой Ух
Бюро находок (мультсериал)
Как котенку построили дом
|
1989
1982
1963
|
Формирование желания помогать нуждающимся
|
Большой секрет
|
1979
|
О смысле дружбы
|
Варежка
|
1967
|
Формирование внимательного отношения к близким
|
Волшебное кольцо
|
1979
|
О смысле дружбы, формирование бережного отношения к животным
|
Вовка в тридесятом царстве
|
1965
|
Развитие трудолюбия
|
Великий Нехочуха
|
1986
|
Воспитание трудолюбия, понимания необходимости выполнять домашние обязанности
|
Волшебное лекарство
|
1982
|
Формирование доброжелательности
|
Волшебный магазин
|
1953
|
Развитие трудолюбия, усердия
Воспитание веры в свои силы
|
В стране невыученных уроков
|
1969
|
Формирование понимания важности знаний
|
Грибок-теремок
|
1958
|
Воспитания дружелюбия,
заботы о ближнем
|
Два жадных медвежонка
|
1954
|
Воспитание щедрости
|
Дед мороз и лето
|
1969
|
Развитие творчества
|
Живая игрушка
|
1982
|
Формирование бережного отношения к животным
|
Как козлик землю держал
|
1974
|
Воспитание смелости, храбрости
|
Заветная мечта
|
1972
|
Формирование доброжелательности,
желания помогать
|
Замок лгунов
|
1983
|
О вреде лжи
|
Как ослик грустью заболел
|
1987
|
О дружбе, заботе о ближнем
|
Как стать большим
|
1967
|
Формирование понимания того, что взрослый не тот кто вырос, а тот кто совершает обдуманные поступки
|
Капризная принцесса
|
1969
|
О вреде капризов
|
Королева зубная щетка
|
1962
|
О пользе гигиены
|
Крошка Енот
|
1974
|
О том, как подружиться ис чего начинается дружба
|
Лисенок (мультсериал)
|
1989-1994
|
О доброте
|
Лиса и заяц
Подарок для самого слабого
|
1973
1978
|
Формирование чувства справедливости, желания помогать нуждающимся
|
Лошарик
|
1971
|
Воспитание доброжелательнос-ти, умения поддерживать друзей
|
Маша и волшебное варенье
|
1979
|
О вреде лжи
|
Мой друг зонтик
Самый большой друг
|
1982
1968
|
О смысле дружбы
|
Ничуть не страшно
|
1981
|
Борьба со страхами
|
Остров ошибок
|
1955
|
Формирование понимания важности знаний
|
Палочка-выручалочка
|
1962
|
Развитие творчества
|
Паровозик из Ромашкова
|
1967
|
Развитие умения видеть прекрасное быденном
|
Песенка мышонка
|
1967
|
Развитие трудолюбия
|
Про мамонтенка
|
1983
|
О дружбе, любви к родителям
|
Просто так
Приключения огуречика
|
1976
1970
|
Воспитание доброжелательности
|
Про бегемота, который боялся прививок
|
1966
|
Борьба со страхами
|
Про Чебурашку
|
1983
|
Про дружбу и взаимопомощь
|
Птичка Тари
|
1976
|
Формирование желания помогать нуждающимся
|
Пятачок
|
1977
|
О честности, взаимопомощи
|
Радуга
|
1974
|
Воспитание дружелюбия
|
Рассказ о девочке, наступившей на хлеб
|
1986
|
Воспитание правильного поведения
|
Разные колеса
|
1960
|
о трудолюбии и находчивости
|
Разрешите погулять с вашей собакой
|
1984
|
О доброте и бережном отношении к животным
|
Самый главный
|
1970
|
О дружбе, взаимоуважении
|
Самый маленький гном (мультсериал)
|
1977-1983
|
Формирование желания помогать нуждающимся
|
Сестрички-привычки
|
1989
|
О вреде капризов, лени, неряшливости
|
Сладкая сказка
|
1970
|
Воспитание доброжелательности, отзывчивости умения делиться
|
Сказка про лень
|
1976
|
О вреде лени
|
Трое из Простоквашино (мультсериал)
Умка
|
1978
1969
|
О дружбе, взаимоуважении
|
Трудолюбивая старушка
|
1986
|
Развитие трудолюбия
|
Храбрый олененок
|
1954
|
Воспитание смелости, храбрости
|
Цветик – семицветик
|
1968
|
О вреде необдуманных поступков
|
Чуня (про поросенка)
|
1968
|
Формирование воспитанности доброжелательности
|
Чужие следы
|
1971
|
Формирование чувства справедливости
|
Чудесный колокольчик
|
1949
|
О доброте, скромности и трудолюбии
|
Шапка-невидимка
|
1973
|
Формирование честности и трудолюбия
|
Щелкунчик
|
1973
|
О доброте и взаимопомощи
|
Литература:
- Сергей Выгонский. Фильмотерапия. - http://Subscribe.ru
- Лучина Н. Фильмотерапия. - http://junona.org
- Бурухина А.Ф Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ .- №10. - 2012.
- Туний С. Педагогическая гостиная для воспитателей «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми»
|