Возрастная группа: дети раннего возраста (2–3лет)
Форма совместной деятельности: непосредственно организованная образовательная деятельность
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, конструирование по образцу, общение, восприятие смысла музыки, двигательная активность.
Материал и оборудование: колокольчик, игрушка кукла Маша, картинка праздничного торта, коробка с язычками свистульками, дерево с фотографиями семьи воспитанников. По количеству детей — настольный строительный материал: конструктор LEGO DUPLO, коктейльные трубочки разрезанные на части, пламя свечи, цветы, листочки, фонограмма (песенка из м/ф Маша и медведь «С днем рождения», автор В. Богатырев), СD-проигрыватель.
Предварительная работа: создание совместно с родителями и детьми дерева с фотографиями.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Учебно – методический комплект: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (Авторы С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В Соловьева, Е.А. Екжанова), парциальная программа «Мы живем на Урале» О.В. Толстикова.
Цель: Формирование первоначальных представлений о семейных традициях – праздновать День рождения. Побуждение детей воспроизводить в игре быт семьи.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление о традиции празднования семейных праздников;
- Закрепить навыки работы с конструктором LEGO DUPLO;
- Закрепить названия деталей, форму, величину, цвет.
Развивающие:
- Развивать понимание речи. Обогащать словарь: существительные (семья, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, имя, торт, день рождение), прилагательные (большой, поменьше, маленький, красивый, вкусный).
- Развивать мелкую моторику рук: умение отбирать детали конструктора в соответствии с образцом, соотносить предметы по величине.
Воспитательные:
- Развивать интерес к традициям.
- Воспитывать уважительное взаимоотношение между сверстниками в процессе занятия.
Достижение образовательных результатов:
- у детей сформированы представления о семейных традициях;
- дети с удовольствием вступают в общение со взрослым;
- дети проявляют желание участвовать в играх.
Планируемый результат:
- дети знают о семейной традиции отмечать день рождения;
- дети умеют отвечать на вопросы о своей семье;
- у детей развиты навыки конструирования по образцу.
Ход:
Этапы совместной деятельности
|
Содержание деятельности
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемый результат
|
1 этап. Организационный.
|
Вводная часть
|
- Ребята, я очень рада вас видеть!
Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие «Улыбка»:
Встанем рядышком по кругу, скажем, здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень, скажем всем мы добрый день!
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
|
Педагог приветствует детей.
Организует детей на приветствие «Улыбка».
|
Дети с интересом подходят к воспитателю,
встают в круг, приветствуют друг друга,
выражают свои чувства, улыбаются друг другу.
|
Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.
|
Мотивация детей на совместную деятельность
|
Воспитатель собирает детей около себя с помощью колокольчика.
- Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша и она хочет с нами познакомиться. Вы знаете, как это сделать?
|
Использует игрушку для мотивации детей к деятельности (игровой момент).
|
Осознают и принимают поставленную задачу.
|
Внутренняя мотивация на деятельность.
|
2 этап. Основной.
|
Актуализация имеющихся знаний, расширение представлений
|
- Привет, девчонки и мальчишки. Меня зовут Маша.
- А как зовут вас? Давайте познакомимся!
(Кукла по очереди подходит к каждому ребенку, здоровается с ним за руку и спрашивает имя каждого ребенка.)
- Я очень рада, что попала к вам в детский сад. Меня привела мама, она сказала, что у вас очень весело. А кто вас привел сегодня?
(ответы детей)
|
Стимулирует детей на общение. Актуализирует имеющиеся знания.
Поддерживает детскую инициативу.
Закрепляет в активном словаре слова по теме «Семья»
|
Проявляют интерес.
Здороваются с куклой, вступают в диалог вежливого общения.
Вспоминают имена родителей, отвечают на вопрос.
|
Умение внимательно слушать, начинать диалог.
Знание речевых форм вежливого общения.
|
Динамическая пауза (пальчиковая игра)
|
- Хотите со мной поиграть? Меня мама научила игре с пальчиками. Ребята, поиграем вместе?
Пальчиковая игра:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
|
Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику с куклой.
|
Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с воспитателем.
|
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.
|
Восприятие нового материала
|
- Ребята, а вы знаете, что такое семья?
- Да, это близкие нам люди, которые живут в одном доме, и всегда заботятся друг о друге.
- Милана, кто живет в твоей семье?
- София, у тебя есть брат или сестра?
- Сережа, а кто живет с тобой в доме?
- Маша, у нас в группе есть волшебное дерево. На нем растут яблочки, да не простые, а «семейные» с фотографиями детей и их родителей. Хочешь, мы с ребятами тебе их покажем?
- Какие вы на фотографиях веселые нарядные.
- Маша, у тебя тоже очень красивое платье. У тебя сегодня какой-то праздник?
- Да, ребята, у меня сегодня день рождения. И я могу рассказать вам об этом празднике. Отмечать день рождения – наша семейная традиция. В день рождения всегда надевают нарядное платье. Приходят в гости друзья. Имениннику дарят подарки, а гостей угощают разными сладостями.
|
Задает проблемный вопрос, стимулирует ответы детей.
Обращает внимание детей на фотографии.
Сообщение новой информации.
|
Ориентируются в ближайшем окружении.
Высказывают свое мнение, активно участвуют в обсуждении, делают выводы, обобщения.
Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы: кто это?
Запоминают особенности празднования дня рождения, сравнивают, что общего и какие различия могут быть в этой традиции.
|
Дети проявляют желание поиграть с куклой Машей.
У детей умеют выполнять движения, ориентируясь на движения взрослого.
Знание понятия «семья», осознание себя как члена семьи, возможность рассказать о своей семье.
Знание традиции празднования дня рождения в семье.
|
Практическая работа
|
Да, гостей здесь много, стол уже накрыт. Чего же не хватает?
Праздничного торта со свечками.
А какой он, праздничный торт?
У меня есть картинка, давайте его рассмотрим.
Какой торт? (красивый, вкусный, большой, со свечками.
На столе у нас есть коробка с конструктором, как вы думаете можно из него построить торт? Приготовим торт сами?
Берем кирпичики разного размера. Снизу ставим самый длинный, сверху на него крепим короче, а сверху самый короткий. Теперь можно украсить торт.
|
Показывает иллюстрацию торта.
Показывает образец деятельности.
|
Рассматривают иллюстрацию, отмечают особенности, активизируют в речи прилагательные.
Запоминают порядок действий.
Самостоятельно делают постройку по образцу.
|
Умение описать предмет.
Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.
Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Овладение способами познавательной деятельности.
Умение конструировать по образцу.
|
3 этап. Заключительный.
|
Рефлексия
|
Какого цвета у тебя цветочек?
Сколько свечек на тортике?
Что построила?
Чем украсил свой тортик?
Для кого построил тортик?
Кого угостишь своим тортиком?
|
Задает вопросы.
|
Отвечают на вопросы, составляют связные высказывания.
|
Сформированность элементарных навыков самоконтроля.
|
Открытость
|
Спасибо вам ребята!
Посмотрите, какие замечательные торты получились.
Гости ждут за столом.
(получившиеся тортики переносим за накрытый кукольный стол)
|
Стимулирование детей самоанализу и самооценке.
|
Делятся впечатлениями, выражают чувства к проделанной работе.
|
Осознание себя как участника творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Создание выставки полученных построек.
|
Сюрпризный момент
|
Угощенье на день рождения готово. Гости за праздничным столом.
Пора поздравлять именинницу, (вручается коробка с язычками свистульками).
Слушание детской песенки «День рождения».
|
Создание игровой ситуации, актуализирующей полученные знания.
|
Дети благодарят
за подарок.
|
Получение практического опыта.
|
|