Воробьева Галина Федоровна Сливко Лариса Александровна. Семинар – практикум для педагогов «Понять и принять»

Семинар – практикум для педагогов «Понять и принять»

Провели: учитель- логопед Сливко Л.А. педагог – психолог Воробьева Г.Ф. Дата: 03. 12. 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи:

  • познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ.
  • расширять представления педагогов о значении эмоций в жизни.
  • развивать навыки анализирования и изменения эмоционального состояния.
  • развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, тренинговые упражнения, видео и аудио материалы.

Целевая группа: педагоги ОУ

Оборудование: силуэт ребенка «ОВЗка», карточки — категорий детей с ОВЗ; 5 повязок, 2 пачки зефира, влажные салфетки, вода, бокалы; 4 цветка с эмоциями, фломастеры, ручки, градусник.

Ход семинара

I.Вступительная часть.

Психолог:

Мир «особого» ребенка

 

Скачать конспект

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Логопед:

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Логопед: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

Психолог: Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но случилось так, что он не такой, как все. Особый. Он плохо слышит, бывает, что у него текут слюни, он много прыгает на месте и почти не сидит спокойно, улыбается без причины и говорит что-то сам себе, не понятное нам, взрослым. Еще он не умеет играть с другими детьми, общаться с взрослыми, почти ничему не учится. В этот мир он пришел не таким, как все, но сейчас он с нами. (На доску крепится контур человека)

Логопед: А мы должны принять и понять.

А понять и почувствовать можно лишь находясь в его ситуации.

Психолог: А сейчас мы предлагаем поиграть.

1. Игра «С повязкой».

Приглашаются 5 человек.

Инструкция: Одевайте повязки на глаза. Ничего не видите? А сейчас вам нужно построится по росту.

- Открываем глаза, проверим, как у вас получилось справиться с заданием.

- Что вы чувствовали?

- Легко ли было построиться?

- Слышали ли зал? Помогали или мешали вам? (Помощь бывает разная)

- Вы, наверно, поняли, какие это люди, с каким нарушениями?

(прикрепляем карточку к контуру «слепые, слабовидящие»).

2. «Застегни рубашку».

Для игры приглашаются 2 человека.

Инструкция: наденьте рубашки, а затем перчатки. В перчатках вам нужно застегнуть все пуговицы.

- Поделитесь впечатлением:

- Как вы себя чувствовали?

- Что бы было, если бы вас торопили?

Люди, с каким нарушениями это могут быть?

(нарушениями опорно — двигательного аппарата, люди с синдромом Дауна, люди перенесшие инсульт)

(клеем карточку «нарушение опорно-двигательного аппарата» к контуру человека)

Логопед:

3. Игра «Сладкоежка».

Приглашаются 2 человека.

Инструкция: вот вам по пачке зефира, натолкайте себе в рот как можно больше, но не ешьте. А теперь приготовьтесь с нами общаться.

- Представьтесь, назовите свою ФИО, домашний адрес полностью, а теперь полностью название вашего образовательного учреждения и должность. А сейчас задайте друг другу по вопросу, и ответьте на него.

- Вы догадались, что это люди с нарушением… (речи)

- Вы хорошо себя чувствовали? Как зал помогал?

(клеем карточку «ТНР» к контору человека)

4. «Особые дети»

Инструкция: послушайте симптомы, и определите, о каком нарушении идет речь:

  • отставание в развитии мыслительных функций;
  • проблемы адаптации в обществе;
  • нарушение двигательной функции;
  • расстройства, связанные с неполноценным функционированием высших отделов ЦНС.

(клеем карточку «Нарушения интеллекта» к контору человека)

Психолог: сейчас предлагаем вам посмотреть видеоролик.

5. Фильм «Как видят мир люди с аутизмом»

- Кто воспринимает так окружающий мир? (аутисты)

(карточка «РАС»)

Психолог: Своеобразие аутиста прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает реальность.

Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.

Когда на ребенка с аутизмом действуют одновременно слишком много раздражителей, он может повести себя неадекватно.

Логопед: хотелось бы просто привести цитату одного из аутичных людей: "Это похоже на то, как будто одновременно смотришь на мир через калейдоскоп и пытаешься слушать радиостанцию через жуткие помехи. Добавьте к этому испорченную кнопку "Громкость", которая заставляет звук беспорядочно прыгать от оглушающего до неслышимого...

Поэтому ребенок закрывает уши, натягивает футболку на лицо, прячется.

Психолог: Как мы взрослые часто ведем себя в таких ситуациях? (стараемся силой поднять, сравниваем с другими, кто-то повышает голос, игнорируют, пытаются переломить, подогнать под норму)

Логопед: А сейчас мы вам хотим предложить послушать монолог. Это пронзительное признание написал взрослый аутист Стив Саммерc.

Аудио монолог «МЫ ДРУГИЕ, НО НЕ ХУЖЕ»

«Я аутист, и я устал. Устал от того, что меня отвергают. Устал от того, что меня игнорируют. Устал от того, что меня исключают. Устал от того, что со мной обращаются как с изгоем. Устал от людей, которые не понимают, что такое аутизм. От людей, которые отказываются принимать аутистов такими, какие они есть. Устал от чужих ожиданий, что я постараюсь и буду вести себя «нормально». Я не «нормальный». Я аутист. Хотите нам помочь? Слушайте аутичных людей. Приложите больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Примите, что мы другие, но не хуже. Не пытайтесь превратить нас в плохую копию вашей идеи о «норме». Примите, что для нас нормально быть собой. Примите, что мы люди с такими же чувствами, как и все остальные. Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами. Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть»

Психолог: вот у нас получился такой ОВЗейка.!!!!

Логопед: а каждый из нас может ему чем то помочь?

Психолог: в одиночку это сложно, а объединив свои усилия можно добиться многого.

Психолог: В нашем детском саду пятый год функционирует группа для детей с умственной отсталостью, в группе 10 детей.

Вы можете представить себе, как сложна работа с данной категорией детей. Кроме воспитателей, с этими детьми работают другие специалисты: педагог-дефектолог, педагог- психолог, учитель-логопед.

Все объединены единой целью помочь детям адаптироваться в коллективе с перспективой дальнейшей социализации.

Представляется слово воспитателю группы для детей с УО.

Выступление воспитателя

Уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу Вам, как мы в нашей группе живем, чем занимаемся, над чем работаем и какие получаем результаты.

Дети у нас особенные. Дети, у которых развитие начинает идти своим «особым» путем. И мир, в котором они живут, отличается от мира обычных детей и тем более от мира, в котором живут обычные взрослые. Они по-другому развиваются, мыслят, общаются, любят.

Содержание работы в группе строится с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей, с учетом не столько биологического, сколько психологического возраста ребенка, на основе ведущего вида детской деятельности, а в дошкольном возрасте это – игра.

Практически все занятия направлены на становление эмоциональной сферы и поиска альтернативных способов общения

Детям с умственной отсталостью трудно понять эмоциональное состояние другого человека, но постепенно, очень медленно эмоциональный опыт детей обогащается. Этому способствует эмоциональное насыщение жизни ребенка, закрепление позитивных эмоций, принятие отрицательных.

Большую роль в стимулировании развития детей играет психологическое сопровождение, которое направлено на обогащение социально-личного развития ребенка.

С этой целью применяются современные отечественные и зарубежные технологии психологической коррекции: игры с визибордами, иллюстрированные книжки, игры с песком и водой, нейропсихологические технологии.

Взаимодействие педагога психолога происходит в сенсорной комнате, где дети пребывая в комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами (зрительными, тактильными, слуховыми), самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сенсорная комната способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности.

Приобретена образовательная система EduQuest (ЭдуКвест), которая включает в свой состав мультимедийное программное обеспечение и способствует развитию речи и словарного запаса, зрительной и слуховой памяти, социально-коммуникативных навыков.

Занятия логопеда отличаются от традиционной формы обычных коррекционных занятий. А если это еще и ребенок с РАС, то главная задача состоит в том, чтобы развить понимание обращенной речи, вызвать у ребенка потребность в речевой коммуникации и желание вступать во взаимодействие с окружающими его людьми.

Опыт нашей работы показал эффективность использования метода совместно-неразделенной деятельности. Например, педагог выполняет различные действия с ребенком сначала совместно «рука в руке», затем дает возможность ребенку самому выполнить это действие, при этом каждое движение проговаривается.

С целью социализации детей, в рамках инклюзивной модели, организуются совместные праздники и досуги с родителями, детьми других групп, работает адаптационная площадка на прогулке, практикуется гостевой режим в другие группы ДОУ.

Самой лучшей мотивацией в нашей коррекционной работе был и есть результат. Мы вместе проговариваем, обсуждаем и, конечно же, радуемся нашим достижениям. Всегда хочется большего – именно это и заставляет всесторонне изучать проблему особенных детей.

«… Вот он, это малыш, который в начале учебного года не давал к себе приблизиться, кричал, кидал все игрушки, а сегодня он бежит к тебе, просится на занятия, берет за руку и ведет…ведет… в мир доброты, надежды, веры...»

Логопед: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется

повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с

детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Психолог: Есть такое понятие эмоциональный интеллект.

Это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Как показывают исследования ученых, эффективность в любой деятельности человека на 33% зависит от IQ и на 67 % от эмоционального интеллекта.

Логопед: Эмоции бывают положительные и отрицательные. Давайте выясним, какую пользу приносят нам эмоции и какой вред они наносят. Для этого нужно разделиться на 4 группы. Каждая группа получит цветок, в середине которого нарисована какая-то эмоция. Напишите на желтых лепестках, какую пользу приносит эта эмоция, а на красных лепестках — какой вред она наносит.

Психолог: Вывод. Мы рассмотрели разные эмоции и убедились, что каждая эмоция нам для чего-то нужна. Положительные эмоции благотворно влияют на наше психическое и физическое здоровье, а также помогают в творчестве и налаживании дружеских отношений. Но и отрицательные эмоции приносят человеку не только вред, но и пользу. Так, страх не только останавливает перед труднодостижимой целью, но и придает сил и энергии для бегства от предостерегающих на пути к ней опасностей; гнев позволяет сметать преграды, которые не удается разумно обойти.

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. А нам взрослым нужно вовремя распознать эти проблемы и не дать ребенку уйти в себя.

Упражнение «Градусник» (методика Н. П. Фетискина).

Логопед: Эмоциональное состояние человека меняется в течение дня в зависимости от внешних и внутренних факторов. Мы предлагаем с помощью «медицинского градусника» «измерить» свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас».

Психолог: Инструкция: «Перед Вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором есть несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию разной интенсивности. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует Вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника “температуру” имеющегося в данный момент состояния.

Вывод. Вы убедились, что у каждого человека различное эмоциональное состояние разной интенсивности, которое в течение дня может меняться.

Логопед: Такая же картина, даже более ярче, наблюдается у детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере.

Психолог: А быть услышанным и понятым – это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг друга, потому что каждый видит и понимает мир по своему, но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь его.

Логопед: Именно дети с особенностями развития испытывают нашу социальную систему на человечность. Работа с этими детьми – это тест на взаимовыручку, на оптимизм, на возможность совершать усилие, чтобы понять другого.

Психолог: Это проверка на умение владеть собой и своим поведением в сложных ситуациях, на умение изобретать новые подходы в обучении, умение видеть свои ошибки и корректировать их.

А сейчас мы предлагаем посмотреть мультфильм.

Просмотр мультипликационного фильма «Кудрявый ежик»

Психолог: Чему могут научить нас особенные дети?

Логопед: Может быть, ценности жизни и ее уникальности для каждого из нас?

Воспитатель: Но научиться может только тот, кто хочет учиться…

Психолог: Мы надеемся, что наша встреча сегодня была не бесполезным время проведением. И кто-то захочет глубже окунуться в мир особого ребенка, понять и принять.

Используемая литература:

  1. Проектная деятельность педагога – психолога и учителя – логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально – волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги/ авт. — сост. О.Д. Голубец, М.Ю. Жиличкина. – Волгоград: Учитель.
  2. Интернет ресурсы:
  • http: //www. aspergers. ru/
  • https: //pikabu. ru/story/kak_vidyat_mir_lyudi_stradayushchie_ot_autizma_4123605
Просмотров: 567
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение педагогов




Другие новости по теме:

  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • психолог. Мини проект по воспитанию патриотических чувств «Есть такая профессия - Родину защищать».
  • Редактор. Кому нужен психолог в детском саду?
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бобылева Лариса Леонидовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Коннова Наталья Борисовна. Урок толерантности по обществознанию в 7 классе «Признать, принять, понять»
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Ященко Галина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Ищем пути правильного взаимодействия с детьми» в рамках «Школы молодого специалиста», психологической гостиной «Познай себя»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь