Провели: учитель- логопед Сливко Л.А. педагог – психолог Воробьева Г.Ф. Дата: 03. 12. 2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи:
- познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ.
- расширять представления педагогов о значении эмоций в жизни.
- развивать навыки анализирования и изменения эмоционального состояния.
- развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, тренинговые упражнения, видео и аудио материалы.
Целевая группа: педагоги ОУ
Оборудование: силуэт ребенка «ОВЗка», карточки — категорий детей с ОВЗ; 5 повязок, 2 пачки зефира, влажные салфетки, вода, бокалы; 4 цветка с эмоциями, фломастеры, ручки, градусник.
Ход семинара
I.Вступительная часть.
Психолог:
Мир «особого» ребенка
Скачать конспект
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Логопед:
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Логопед: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.
Психолог: Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но случилось так, что он не такой, как все. Особый. Он плохо слышит, бывает, что у него текут слюни, он много прыгает на месте и почти не сидит спокойно, улыбается без причины и говорит что-то сам себе, не понятное нам, взрослым. Еще он не умеет играть с другими детьми, общаться с взрослыми, почти ничему не учится. В этот мир он пришел не таким, как все, но сейчас он с нами. (На доску крепится контур человека)
Логопед: А мы должны принять и понять.
А понять и почувствовать можно лишь находясь в его ситуации.
Психолог: А сейчас мы предлагаем поиграть.
1. Игра «С повязкой».
Приглашаются 5 человек.
Инструкция: Одевайте повязки на глаза. Ничего не видите? А сейчас вам нужно построится по росту.
- Открываем глаза, проверим, как у вас получилось справиться с заданием.
- Что вы чувствовали?
- Легко ли было построиться?
- Слышали ли зал? Помогали или мешали вам? (Помощь бывает разная)
- Вы, наверно, поняли, какие это люди, с каким нарушениями?
(прикрепляем карточку к контуру «слепые, слабовидящие»).
2. «Застегни рубашку».
Для игры приглашаются 2 человека.
Инструкция: наденьте рубашки, а затем перчатки. В перчатках вам нужно застегнуть все пуговицы.
- Поделитесь впечатлением:
- Как вы себя чувствовали?
- Что бы было, если бы вас торопили?
Люди, с каким нарушениями это могут быть?
(нарушениями опорно — двигательного аппарата, люди с синдромом Дауна, люди перенесшие инсульт)
(клеем карточку «нарушение опорно-двигательного аппарата» к контуру человека)
Логопед:
3. Игра «Сладкоежка».
Приглашаются 2 человека.
Инструкция: вот вам по пачке зефира, натолкайте себе в рот как можно больше, но не ешьте. А теперь приготовьтесь с нами общаться.
- Представьтесь, назовите свою ФИО, домашний адрес полностью, а теперь полностью название вашего образовательного учреждения и должность. А сейчас задайте друг другу по вопросу, и ответьте на него.
- Вы догадались, что это люди с нарушением… (речи)
- Вы хорошо себя чувствовали? Как зал помогал?
(клеем карточку «ТНР» к контору человека)
4. «Особые дети»
Инструкция: послушайте симптомы, и определите, о каком нарушении идет речь:
- отставание в развитии мыслительных функций;
- проблемы адаптации в обществе;
- нарушение двигательной функции;
- расстройства, связанные с неполноценным функционированием высших отделов ЦНС.
(клеем карточку «Нарушения интеллекта» к контору человека)
Психолог: сейчас предлагаем вам посмотреть видеоролик.
5. Фильм «Как видят мир люди с аутизмом»
- Кто воспринимает так окружающий мир? (аутисты)
(карточка «РАС»)
Психолог: Своеобразие аутиста прежде всего в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает реальность.
Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.
Когда на ребенка с аутизмом действуют одновременно слишком много раздражителей, он может повести себя неадекватно.
Логопед: хотелось бы просто привести цитату одного из аутичных людей: "Это похоже на то, как будто одновременно смотришь на мир через калейдоскоп и пытаешься слушать радиостанцию через жуткие помехи. Добавьте к этому испорченную кнопку "Громкость", которая заставляет звук беспорядочно прыгать от оглушающего до неслышимого...
Поэтому ребенок закрывает уши, натягивает футболку на лицо, прячется.
Психолог: Как мы взрослые часто ведем себя в таких ситуациях? (стараемся силой поднять, сравниваем с другими, кто-то повышает голос, игнорируют, пытаются переломить, подогнать под норму)
Логопед: А сейчас мы вам хотим предложить послушать монолог. Это пронзительное признание написал взрослый аутист Стив Саммерc.
Аудио монолог «МЫ ДРУГИЕ, НО НЕ ХУЖЕ»
«Я аутист, и я устал. Устал от того, что меня отвергают. Устал от того, что меня игнорируют. Устал от того, что меня исключают. Устал от того, что со мной обращаются как с изгоем. Устал от людей, которые не понимают, что такое аутизм. От людей, которые отказываются принимать аутистов такими, какие они есть. Устал от чужих ожиданий, что я постараюсь и буду вести себя «нормально». Я не «нормальный». Я аутист. Хотите нам помочь? Слушайте аутичных людей. Приложите больше усилий, чтобы узнать об аутизме. Примите, что мы другие, но не хуже. Не пытайтесь превратить нас в плохую копию вашей идеи о «норме». Примите, что для нас нормально быть собой. Примите, что мы люди с такими же чувствами, как и все остальные. Пожалуйста, будьте добрыми и поддержите нас. Пожалуйста, проявляйте инициативу в общении с нами. Мы редко можем сделать шаг навстречу после целой жизни отвержения, исключения и травли… Я аутист, и я хочу, чтобы меня ценили и принимали таким, какой я есть»
Психолог: вот у нас получился такой ОВЗейка.!!!!
Логопед: а каждый из нас может ему чем то помочь?
Психолог: в одиночку это сложно, а объединив свои усилия можно добиться многого.
Психолог: В нашем детском саду пятый год функционирует группа для детей с умственной отсталостью, в группе 10 детей.
Вы можете представить себе, как сложна работа с данной категорией детей. Кроме воспитателей, с этими детьми работают другие специалисты: педагог-дефектолог, педагог- психолог, учитель-логопед.
Все объединены единой целью помочь детям адаптироваться в коллективе с перспективой дальнейшей социализации.
Представляется слово воспитателю группы для детей с УО.
Выступление воспитателя
Уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу Вам, как мы в нашей группе живем, чем занимаемся, над чем работаем и какие получаем результаты.
Дети у нас особенные. Дети, у которых развитие начинает идти своим «особым» путем. И мир, в котором они живут, отличается от мира обычных детей и тем более от мира, в котором живут обычные взрослые. Они по-другому развиваются, мыслят, общаются, любят.
Содержание работы в группе строится с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей, с учетом не столько биологического, сколько психологического возраста ребенка, на основе ведущего вида детской деятельности, а в дошкольном возрасте это – игра.
Практически все занятия направлены на становление эмоциональной сферы и поиска альтернативных способов общения
Детям с умственной отсталостью трудно понять эмоциональное состояние другого человека, но постепенно, очень медленно эмоциональный опыт детей обогащается. Этому способствует эмоциональное насыщение жизни ребенка, закрепление позитивных эмоций, принятие отрицательных.
Большую роль в стимулировании развития детей играет психологическое сопровождение, которое направлено на обогащение социально-личного развития ребенка.
С этой целью применяются современные отечественные и зарубежные технологии психологической коррекции: игры с визибордами, иллюстрированные книжки, игры с песком и водой, нейропсихологические технологии.
Взаимодействие педагога психолога происходит в сенсорной комнате, где дети пребывая в комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами (зрительными, тактильными, слуховыми), самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.
Сенсорная комната способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности.
Приобретена образовательная система EduQuest (ЭдуКвест), которая включает в свой состав мультимедийное программное обеспечение и способствует развитию речи и словарного запаса, зрительной и слуховой памяти, социально-коммуникативных навыков.
Занятия логопеда отличаются от традиционной формы обычных коррекционных занятий. А если это еще и ребенок с РАС, то главная задача состоит в том, чтобы развить понимание обращенной речи, вызвать у ребенка потребность в речевой коммуникации и желание вступать во взаимодействие с окружающими его людьми.
Опыт нашей работы показал эффективность использования метода совместно-неразделенной деятельности. Например, педагог выполняет различные действия с ребенком сначала совместно «рука в руке», затем дает возможность ребенку самому выполнить это действие, при этом каждое движение проговаривается.
С целью социализации детей, в рамках инклюзивной модели, организуются совместные праздники и досуги с родителями, детьми других групп, работает адаптационная площадка на прогулке, практикуется гостевой режим в другие группы ДОУ.
Самой лучшей мотивацией в нашей коррекционной работе был и есть результат. Мы вместе проговариваем, обсуждаем и, конечно же, радуемся нашим достижениям. Всегда хочется большего – именно это и заставляет всесторонне изучать проблему особенных детей.
«… Вот он, это малыш, который в начале учебного года не давал к себе приблизиться, кричал, кидал все игрушки, а сегодня он бежит к тебе, просится на занятия, берет за руку и ведет…ведет… в мир доброты, надежды, веры...»
Логопед: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется
повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с
детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Психолог: Есть такое понятие эмоциональный интеллект.
Это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Как показывают исследования ученых, эффективность в любой деятельности человека на 33% зависит от IQ и на 67 % от эмоционального интеллекта.
Логопед: Эмоции бывают положительные и отрицательные. Давайте выясним, какую пользу приносят нам эмоции и какой вред они наносят. Для этого нужно разделиться на 4 группы. Каждая группа получит цветок, в середине которого нарисована какая-то эмоция. Напишите на желтых лепестках, какую пользу приносит эта эмоция, а на красных лепестках — какой вред она наносит.
Психолог: Вывод. Мы рассмотрели разные эмоции и убедились, что каждая эмоция нам для чего-то нужна. Положительные эмоции благотворно влияют на наше психическое и физическое здоровье, а также помогают в творчестве и налаживании дружеских отношений. Но и отрицательные эмоции приносят человеку не только вред, но и пользу. Так, страх не только останавливает перед труднодостижимой целью, но и придает сил и энергии для бегства от предостерегающих на пути к ней опасностей; гнев позволяет сметать преграды, которые не удается разумно обойти.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. А нам взрослым нужно вовремя распознать эти проблемы и не дать ребенку уйти в себя.
Упражнение «Градусник» (методика Н. П. Фетискина).
Логопед: Эмоциональное состояние человека меняется в течение дня в зависимости от внешних и внутренних факторов. Мы предлагаем с помощью «медицинского градусника» «измерить» свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас».
Психолог: Инструкция: «Перед Вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором есть несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию разной интенсивности. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует Вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника “температуру” имеющегося в данный момент состояния.
Вывод. Вы убедились, что у каждого человека различное эмоциональное состояние разной интенсивности, которое в течение дня может меняться.
Логопед: Такая же картина, даже более ярче, наблюдается у детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере.
Психолог: А быть услышанным и понятым – это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг друга, потому что каждый видит и понимает мир по своему, но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь его.
Логопед: Именно дети с особенностями развития испытывают нашу социальную систему на человечность. Работа с этими детьми – это тест на взаимовыручку, на оптимизм, на возможность совершать усилие, чтобы понять другого.
Психолог: Это проверка на умение владеть собой и своим поведением в сложных ситуациях, на умение изобретать новые подходы в обучении, умение видеть свои ошибки и корректировать их.
А сейчас мы предлагаем посмотреть мультфильм.
Просмотр мультипликационного фильма «Кудрявый ежик»
Психолог: Чему могут научить нас особенные дети?
Логопед: Может быть, ценности жизни и ее уникальности для каждого из нас?
Воспитатель: Но научиться может только тот, кто хочет учиться…
Психолог: Мы надеемся, что наша встреча сегодня была не бесполезным время проведением. И кто-то захочет глубже окунуться в мир особого ребенка, понять и принять.
Используемая литература:
- Проектная деятельность педагога – психолога и учителя – логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально – волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги/ авт. — сост. О.Д. Голубец, М.Ю. Жиличкина. – Волгоград: Учитель.
- Интернет ресурсы:
- http: //www. aspergers. ru/
- https: //pikabu. ru/story/kak_vidyat_mir_lyudi_stradayushchie_ot_autizma_4123605
|