Е.А. Бурдукова, учитель – логопед МБДОУ №36 «Яблонька» г.Сургут ХМАО
Правильно говорящий ребенок — здоровый ребенок.
Современные технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. Альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Цель: обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей. Организуя коррекционную работу, ставлю оздоровительные задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
- коррекция недостатков речевого и психомоторного развития.
В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, релаксация, зрительная и пальчиковая гимнастика, кинезиология, Су – Джок терапия.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: игротерапия, сказкотерапия, массаж и самомассаж
- Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, тонирование, психогимнастика.
Для сохранения и укрепления психического здоровья, на занятиях использую следующие оздоровительные приемы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы (физкультминутки) — эффективный способ предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены деятельности. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения, их успокоения проводится мышечная релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих эмоциональное возбуждение, напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарат, восстанавливает силы ребенка.
Зрительная гимнастика помогает снять напряжение, вызывает эмоциональный подъем и направлена на профилактику зрительных нарушений. Пальминг – это упражнение на расслабление глаз и восстановление зрения.
Пальчиковая гимнастика. Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.
Кинезиологические упражнения ( «гимнастика мозга») – универсальный метод развития умственных способностей через двигательные упражнения рук. Упражнения помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение.
Су-Джок терапия ( «Су» — кисть, «Джок» — стопа) — восточная технология оздоровления организма, применяется для стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.
? улучшает психоэмоциональное состояние детей;
? повышает физическую и умственную работоспособность;
? развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику;
? оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Игротерапия – это метод взаимодействия на детей с использованием игры.
Цель: дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка.
- Игры с различными предметами и материалами (фасолевые ванны, игры с крупами, различными предметами);
- Развивающие игры (мозаика, пазлы, дидактические игры), цветные шарики Марблс;
- Театральные игры
- Игры с песком
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Тантамареска – это кукла с вырезанными отверстиями, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж представляет одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса.
Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика-выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
Одним из видов артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика. Под красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста и объединены в единый сюжет.
Дыхательная гимнастика корректирует речевое дыхание, помогает выработать правильное распределение выдоха при произношении звуков. Работа над дыханием является важной не только в логопедической работе, но и профилактике простудных заболеваний.
Фонетическая ритмика-обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания.
Тонирование — произнесение или напевание гласных звуков (повышает активность организма и стимулировать мозг).
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, позволит сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысить эффективность обучения и коррекции, активизировать познавательный интерес к занятиям, повысить речевую активность, а главное — сохранить психологическое, так и физическое здоровье наших детей.
|