Отдел образования Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Салават к?пере» комбинированного вида города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан «Инновационные технологии в дошкольном образовании» (районный тур республиканского конкурса среди воспитателей ДОУ) Конкурсная работа Воспитателя МБДОУ № 9 «Салават к?пере» Ахунзяновой С. Ю. 2014г. «Бармак уеннары» «Пальчиковые игры» «Обучение детей двум государственным языкам!»
Туган телд? с?йл?шик!
Скачать полный консепкт
П А Л Ь Ч И К О В А Я Г И М Н А С Т И К А
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи детей. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Ребенок выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворениями и его речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполнением движений. Развивается память ребенка, так он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев упражнениями, он может « рассказывать руками» целые истории. В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста, Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месячного возраста. Но и в более позднем возрасте они очень полезны и эффективны Как бы хотелось чтобы ребенок почувствовал красоту и звучность родного языка. Научился говорить ясно и понятно. Пальчиковые упражнения есть у всех народов. Издревле они помогали вырабатывать правильную речь и координацию движений.Предназначены они и для формирования правильного звукоподражания. Они являются своеобразной гимнастикой для речевого аппарата и мелкой моторики рук. Это очень актуально сейчас, ведь мы хотим, чтобы дети хорошо говорили на двух языках. У Татарского народа и у Русского народа накоплено много упражнений для пальчиков. Мы прививаем к ним интерес , разучиваем их. Исследователи разных стран подтверждают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Развитие речи детей находится на конце пальчиков детей. Б А Р М А К Л А Р У Е Н Н А Р Ы
Бармаклар уеннары н?нил?рне? х?р?к?т ?сешенн? йогынты ясый, алар балаларны? игтибарлыгын, к?з?т?нч?леген, х?терен, диккатен арттырырга, тапкырлык, зи??нлелек ?стер?г?, к?р?, ишет? ?гзаларыны? камилл?ш?ен? зур ярд?м ит?. Элеге уеннар ярд?менд? балаларда сабырлык, т?землелек, кыюлык, намуслылык кебек ?хл?кый сыйфатлар да т?рбиял?н?. Кайвакыт бармак уеннары к?п х?р?к?тле уеннардан со? балаларны тынычландыру, ял иттер? ?чен д? кир?к булалар. Бармак уеннары- ш?гел вакытларында балаларны? акыл ?шч?нлеген арттыруга ярд?м ит?, н?нил?рг? кыска вакытлы ял ит? м?мкинлеге булдыру, ишет?, к?р? органнары, г?уд? мускулларын, кул чукларын ял иттер?. Ш?гылл?рене? кызыклы, кечкен?л?рне ялыктырмый торган итеп ?тк?рел?енд? бармак уеннары ?х?мите зур, ?ст?л артында бернич? минут х?р?к?тсез утыру н?нил?рне ардыра,аларны? игтибарлары кими.Шу?а да ш?гел башланып берникад?р вакыт ?ткеч, кечкен?л?р бел?н т?н?фес ясап алырга- бармак уеннары ?тк?рерг? кир?к. Бармак уеннары к??елле,файдалы узсын ?чен,аларны уен формасында утк?рэбез.Текстларны балаларга а?лаешлы итеп ?йр?т?без. Х?р?к?тл?рне? т?г?ллеге, уенны? с?зл?рен с?нг?тле итеп ?йт?, балаларны? т?рле образлар башкарулары- барысы да балаларда кан?г?тл?н? хисл?ре уята, матурлыкны а?ларга ярд?м ит?. ?ен вакытында баланы? к?неле к?т?ренк?, нерв системасына унай йогынты ясый. Уен ярд?менде оялчан, ?з эчен? бикл?нг?н балаларны да “уятырга” м?мкин. Бала ?з к?чен? ышанырга, эшл?г?н эшен? б?я бирерг? ?йр?н?. Халкыбызны? гореф-гад?тл?ре, йолалары, тормыш-к?нк?реше чыгылыш тапкан бу уеннар балаларда к?рк?м сыйфатлар т?рбиял??. “Уен- баланы? тормышка ?зерл?н? к?некм?се ул. Уеннар зур файда китер?л?р, алар ярд?менд? ул ?зене? характерына нигез ташы булып урнашып кала тоган гад?тл?рг?, к?некм?л?рг? ?йр?н?, моны? ?стен? бу уеннарбалада, гад?тт?, зур кан?гатл?н? хисе уяталар”-дип язган профессор П.Ф.Лесгафт.
Играя - обучаем, обучая – развиваем! ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МБДОУ№9 ТЕМА: Артикуляционная, пальчиковая гимнастика на логопедических Занятиях. ДАТА: 2001 год Ноябрь. ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с артикуляционными и пальчиковыми гимнастиками на логопедических занятиях в подготовительной группе. Создать у детей праздничное настроение, воспитывать дисциплинированность, внимательность у детей. Продолжать знакомить родителей с учебной деятельностью детей. Сблизить семью с детским садом.
Здравствуйте, уважаемые родители, Сегодня мы покажем вам, как мы заботимся о здоровье детей. Чтобы они развивали мышцы артикуляционного аппарата, развивали моторику рук и не утомлялись на занятиях, меняли чаще вид деятельности, держали осанку. Лучше усваивали учебный материал.
Дети входят в зал., встают полукругом перед родителями. - Дети, сегодня мы покажем вашим папам и мамам физкультурные минутки, которые мы делали на логопедических занятиях. -На логопедических занятиях очень важно подготовить артикуляционный аппарат. У нас для этого есть зарядка для язычка. «Зарядка язычка» Язычок живет в ротике , он большой чистюля и любит убирать свой домик. Вот так язычок моет стены дома.( язычок с внутренней стороны протирает щеки, движения сверху вниз. Теперь язычок моет потолок (Кончиком языка выполняются поглаживающие движения по небу). Язычок красит заборчик (Концом языка движения слева на право и наоборот по ряду зубов. Язык, между верхней губой. и верхними зубами). Язычок навел порядок и теперь он может повеселиться. (Щелчки язычком) - Сейчас мы сделаем упражнения для губ. «Улыбка» .( растягивание разомкнутых губ) « Трубочка» ( вытягивание губ вперед) «Спрячем губы»( втягивание губ внутрь рта)
Очень важно делать на занятиях пальчиковую гимнастику, это способствует отдыху детей, смене разных видов деятельности , развитию речи детей. «Пальчики здороваются» 1- соприкосновение подушек пальцев с большим пальцем правой и левой руки по очереди. 2- соприкосновение подушечек пальцев правой и левой руки. 3- соприкосновение ногтей пальцев.
« В гости» В гости к пальчику большому- выставляем оба больших пальца вперед. Приходили прямо к дому- руки над головой ,домиком. Указательный и средний- выставляем указательный, средний палец Безымянный и последний- выставляем безымянный ,мизинец. Сам мизинчик малышок- мизинцы постукивают друг по другу. Вместе пальчики друзья- ритмичное сжимание пальцев в кулак. Друг без друга им нельзя.
«Рыбки» Две ладошки я прижму Обе ладошки прижать друг к другу. Это лодочка моя Паруса подниму Руки согнуты в локтях, ладошки направлены В синем море поплыву вверх. А по бурным волнам Кистями рук изображаем движение рыбок. Плывут рыбки тут и там .
Очень важно, чтобы дети умели одновременно говорить и выполнять упражнения для развития мелкой моторики рук.
Д?ресл?рд? без яратып туган телд? бармак уеннарын уйнатабыз.Ч?нки балалар ике телне д? якшы белерг? тиеш. Татар теленд? бик куп бармак уеннары бар , икене без сезг? курс?т?без.
“??ркайсыны? ?з эше” Исеме ?йтелг?н ??р бармак б?кл?н? бара. Баш бармак бау иш?, бау иш? х?р?к?те ясала Им?н бармак им?н кис? агач кис? х?р?кзте Урта бармак ут кабыза. Шырпы сызу х?р?к?те Атсыз бармак ат ?иг? атта й?р? х?р?к?те Ч?нти бармак ч?й эч? ч?й эч? х?р?к?те.
“Куллар” Балалар парлашып, бер-берл?рен? карап басалар.. Мен? си?а у? кулым икесе д? ?зл?рене? кулларын шапылдаталар ??м у? Кулларын бер-берсен? сугалар. Мен? си?а сул кулым кул чабалар, у? кул, сул кул чиратлашып чабалар. Мен? си?а куш кулам. Кул чабалар, ике кул да бер-берл?рен? сугыла.
“Ботка” Без ботканы пешер?без Мен? шулай болгатабыз Ун кул бел?н бутаган х?р?к?т ясыйлар Л?пер-л?пер пеш? ул бармакларны учка ?ыялар,?иб?р?л?р Бигр?к т?мле ик?н ул Аны ашарга кир?к ашау х?р?к?тен ясыйлар Аппак теш чыксын тизр?к тешл?рен курс?т?л?р.
Р?хм?т балалар , с?з бик унган , акыллы балалар. Ата-аналарыгызга да бик ошады уеннарыгыз. ?ти-?нил?р сезг? р?хм?т игтибарыгыз ?чен.Саубулыгыз.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ МБДОУ №9 « САЛАВАТ КУПЕРЕ»
ТЕМА: АРТИКУЛЯЦМОННАЯ И ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ.
Важную роль в формировании звукопроизношении играет четкая, точная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое. При логопедическом обследовании мы обнаружили, что у некоторых детей малоподвижен артикуляционный аппарат, При таких случаях проводится артикуляционная гимнастика, это подготовительные упражнения для языка, губ, нижней челюсти , мягкого неба. Мы проводим артикуляционную гимнастику с детьми до основной части занятия, так подготавливается артикуляционный аппарат к работе, примерно 5-7 минут. И на индивидуальных занятиях с детьми-логопатами. Артикуляционную гимнастику изучаем перед зеркалами. Выполняются упражнения как сидя, так и стоя, Постепенно увеличиваем темп выполнения упражнений по мере выучивания. Чтобы упражнения были интересными для детей и хорошо запоминались, лучше проводить их в игровой форме, Так с детьми мы придумываем различные истории про язычок: «Язычок живет в домике» , «Язычок убирается в своем домике», «Язычок идет на прогулку», «Язычок делает покупки в магазине», «Язычок дружит с котенком» Изготовили пособие- «Истории язычка» Где дано графическое изображение, позиции языка, губ, неба. Любимым упражнением детей является упражнение «Чашечка», «Язычок делает покупки». Воспитатель: Дети , что купит язычок сегодня? Дети: Чашечку. Дети выполняют упражнения «Чашечка» и смотрят на рисунок , сверяют свой язычок с рисунком. Дети любят выполнять –дыхательно-голосовые упражнения, Идет работа на исправление осанки и правильное дыхание детей. Их любимое упражнение «Ха», Правая рука вытянута вперед на уровне груди , пальцы сжаты в кулак , другая ладонью вниз прижата к груди, поочередная смена рук, при выдохе произносим –«Ха». Исследователями разных стран, установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук являются важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений .Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и в начале, выполняются пассивно, с помощью взрослых, в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются. Исследователи Института Физиологии педагогических наук установили что, если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если движения отстают от возрастных норм, то и речь ребенка плохо развита. Обратите внимание на детей своей группы. Многие дети держат ложку в кулаке, если с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки .Это должно послужить сигналом для воспитателей и родителей. В группе мы проводим «Сопряженную гимнастику» или Театр пальчиков и языка. В сопряженной гимнастике упражнения выполняются одновременно для рук и языка. Упражнения проводятся в игровой форме, что повышает работоспособность ребенка на занятии . Упражнения проросты по содержанию, легко запоминаются детьми. Дети выполняют упражнения с опорой на рисунок. Им нравятся упражнения «Пальчики пошли гулять», «На опушке растет дерево», «На дереве гнездо», «Птички влетают и вылетают из гнезда» .Выполняя это упражнение развивается одновременно речь, мелкая моторика рук и артикуляционный аппарат.. Ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятии использовать динамические паузы. При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развивается интонационная выразительность голоса, также мимика и пластика движений, точность и координация как общей так и мелкой моторики рук. Дети с удовольствием учат новые комплексы. Они рассказывают их дома , даже просят родителей выполнять движения с ними. Советую прочесть: «Дошкольное воспитание» №5 2000г. В.В.Коноваленко» Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» И.Выготская «Звукоград, буквоград, златоустия»
Предлагаю прочесть...
П Л А Н К Р У Ж К О В О Й Р А Б О Т Ы В П Е Р В О Й М Л А Д Ш Е Й Г Р У П П Е МБДОУ №9 «Салават купере»
КРУЖОК - « Л А Д У Ш К И »
ЦЕЛЬ: Развитие интереса и любви к художественному слову. Учить детей рассказывать небольшие потешки , сказки , пальчиковые упражнения. Формировать навыки правильной речи .Активизировать словарный запас детей, развитие артистизма. Воспитывать интерес к художественному слову, пальчиковым играм.
СЕНТЯБРЬ 1. Потешка «Ладушки» 2. Игра с движениями «Пузырь» 3.Потешка «Сорока-воровка» 4.Пальчиковая игра «Этот пальчик…»
ОКТЯБРЬ 1.Потешка «Коза рогатая» 2.Пальчиковая игра «Фонарики» 3.Игра «Зайка» 4. Пальчиковая игра «Флажки»
НОЯБРЬ 1.Потешка «Водичка-водичка» 2.Повтор изученных потешек. 3. Стихотворение «Наша Таня» 4. Потешка «Наши уточки с утра»
ДЕКАБРЬ 1.Повторение потешки «Наши уточки с утра» 2.Сказка «Курочка ряба». 3.Потешка «Вот и люди спят» 4Пальчиковая игра «Фонарики» усложненная.
ЯНВАРЬ 1.Потешка « Пошел котик на торжок» 2.Пальчиковая игра «Флажки» 3.Потешка «петушок»
ФЕВРАЛЬ 1.Потешка»Как у нашего кота» 2.Пальчикова я гимнастика «Семья» 3.Потешка «Наша Маша маленька» 4.Игра «Собачка»
МАРТ 1.Потешка «Наша Маша маленька» 2.Пальчикова игра «Идет каза рогатая» 3.Потешка «Ай,качи,качи,качи» 4.Пальчиковая игра «Сорока-воровка»
АПРЕЛЬ 1. Повторение потешки «Ай, качи, качи,качи» 2.Пальчиковая гимнастика»Рыбки» 3.Потешка «Водичка-водичка» 4.Пальчиковая игра «Сорока-воровка»
МАЙ 1.Потешка «Травушка –муравушка» 2.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 3.Игра «По ровной дорожке» 4.Заключительное «Наши любимые игры»
ЛИТЕРАТУРА Пальчиковая гимнастика Е.М.Косина Москва 2004г Хрестоматия для детского сада.
КРУЖКОВАЯ РАБОТА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ МБДОУ №9 «Салават купере»
КРУЖОК «В Е С Е Л Ы Е П А Л Ь Ч И К И «
ЦЕЛЬ: Формирование интереса к пальчиковой гимнастике, совершенствование грамматически правильной речи, умение согласовывать движения и текст упражнений. Развивать память ребенка, воображение, фантазию, точную координацию движений. Воспитывать внимательность, активность.
СЕНТЯБРЬ 1.Фонарики 2.Заготавливаем капусту 3.Моем руки 4.Месим тесто
ОКТЯБРЬ 1.Печем блинчики. 2.Флажки 3.Шарик 4.Ежик
НОЯБРЬ 1.Лодочка 2.Пароход 3. Речка и рыбка 4.Деревья
Декабрь 1.Корни 2.Птичка пьет водичку. 3.Птенчики в гнезде. 4. Птичка летит.
ЯНВАРЬ 1. Цветок 2. Кошечка 3. Сарай 4. Дом.
ФЕВРАЛЬ 1.Труба 2.Стул 3. Стол 4.Ворота
МАРТ 1.Замок 2.Зайчик 3.Зайчик и барабан 4.Ножницы
АПРЕЛЬ 1.Вилка 2.Колечко 3.Очки 4.Человечек
МАЙ 1.Лыжник 2.Улитка 3.Пчела 4Лягушка
ЛИТЕРАТУРА «Пальчиковая гимнастика» Е.М.Косинова Москва 2004 эксмо. Хрестоматия для детского сада.
Т ? Г ? Р ? К Э Ш Е
У р т а н ч ы л а р т ? р к е м е МБДОУ №9 “ Салават купере”
Т?г?р?к : Ч ? Б ? К ? Й
Максат: Балаларны? и?ади к?заллауларын аоттыру, логик фикерл?? с?л?тл?рен ?стер?. Балаларны? диалогик с?йл?мен формалаштыру, с?злек байлыгын арттыру, б?йл?нешле с?йл?м к?некм?л?ре бир?.Уендагы текстка кушылып кагыйд?л?рен ?т??. Кулларнын вак маторикаларын устер?. Ярд?мл?ш?, игтибарлык кебек матур сыйфатлар т?рбиял??.
СЕНТЯБРЬ 1 Ч?б?к-ч?б?к иттер? “Г?лбакча” 228 бит. Хрестоматия 2 Йомшак су, й?грек су “Г?лбакча” 228 бит. Хрестоматия 3 Бармаклар М. Г?зизов “Г?лбакча“ 228 бит. Хрестоматия 4 Т?ти кул М. Файзуллина “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова ОКТЯБРЬ 1 Карга килде “Г?лбакча” 229 бит. Хрестоматия 2 Очты-очты “Г?лбакча” 229 бит. Хрестоматия 3 Хайваннарны чакыру “Г?лбакча” 229 бит. Хрестоматия 4 Карагыз “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова НОЯБРЬ 1 Кояшка “Г?лбакча” 230 бит. Хрестоматия 2 Бармаклар “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова 3 Карагыз “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова 4 Бармаклар “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова ДЕКАБРЬ 1 Безне? кошыбыз “?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 117 бит. 2 Без р?семн?р ясадык “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова 3 Бармаклар Г.Юнысова “Балачак аланы” Хрестоматия
ГЫЙНВАРЬ 1 Кар ?в?л?? “?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 118 бит. 2 Чисталык с?ябез ?.Ерик?й “Балачак аланы” Хрестоматия 3 С?зг?к к??? “?устерешле уеннар” З.М. Зарипова 116 бит. 4 Баш бармагым Ф.Зиннурова “Балачак аланы” Хрестоматия ФЕВРАЛЬ 1 Бармаклар “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова 2 Минем шарым “?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 117 бит. 3 Бармаклар Г.Юнысова “Балачак аланы” Хрестоматия 4 Безне? кошыбыз “?устерешле уеннар” З.М. Зарипова 117 бит. МАРТ 1 Казларым ?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 117 бит. 2 Аш пешер? “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова 3 Ялкау бармак “?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 119 бит. 4 ??ркайсыны? ?з эше “ Балачак уйнап-к?леп ?сэр чак” К.В. Закирова АПРЕЛЬ 1 Песи балалары “?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 119 бит. 2 Й?зак “?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 119 бит. 3 Солдатлар бармаклар “?стерешле уеннар” З.М.Зарипова 119 б. 4 ?ил?к ?ыю “Г?лбакча” 229 бит. Хрестоматия МАЙ 1 ?ил?кл?р “Г?лбакча” 231 бит. Хрестоматия 2 Песи балалары “?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 119 бит. 3 Казларым ?стерешле уеннар” З.М. Зарипова 117 бит. 4 Йомгаклау.
«Уйный - уйный ?с?без!!!»
«Тылсымлы ком!»
Игътибарыгызга р?хм?т!!!
|