Подготовила: Буракова Наталья Валерьевна 2019 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №104
Информационная характеристика проекта:
Вид проекта: краткосрочный (2 недели), познавательный, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители детей.
Цель: обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.
Задачи:
- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
- Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
- Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
- Учить детей измерять предметы различными способами, показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
- Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
- Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
- Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Актуальность:
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Предполагаемый результат:
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей.
- Готовность к логическому познанию.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта, формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование».
Основной этап:
Эксперименты с измерительными приборами и мерками, с воздухом, с водой: с тонущими и плавающими предметами.
Игры с красками и водой.
Работа с родителями – консультирование по теме.
«Создание условий для экспериментирования детей дома и в группе», «Экспериментируем дома».
Заключительный этап:
Реализация темы недели «Экспериментирование».
Итоговая беседа «Опыты и эксперименты в нашей группе».
Изготовление антропометрических данных на каждого ребенка совместно с воспитателями.
Объем и содержание работы:
Дата
|
Утро
|
Вечер
|
09.04.19
|
Беседа «Какая бывает вода?»
|
Экспериментирование с водой (объем). Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок.
|
10.04.19
|
Беседа «Чем можно измерить длину?»
|
«Измерение стола различными мерками»; «Измерение длины карандаша различными мерками»; «Измерение роста детей».
|
11.04.19
|
Беседа «Почему вес разный?»
|
Практическая деятельность «С помощью чего измерить свой вес».
|
12.04.19
|
Беседа «Поведение во время опытов»
|
Опыт «Легкий — тяжелый»
|
15.04.19
|
Чтение произведения Г.Остера «38 попугаев».
|
Опыт «Рисование на мокром листе, смешивая краски»
|
16.04.19
|
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» К.И. Чуковский
|
Опыт «Переливание воды»
|
17.04.19
|
Беседа «Волшебница – вода»
|
Опыт «Цветная вода»
|
18.04.19
|
С.Р.И «Магазин» (умение взвесить, измерить).
|
Опыт «Впитывает – не впитывает»
|
19.04.19
|
Дидактическая игра «Выбираем противоположности»
|
Опыт «Тонет – не тонет»
|
22.04.19
|
Беседа «Где живет воздух»
|
Игра с соломинкой.
|
Приложение:
Тонет – не тонет.
Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
Резина, пластмасса – любые предметы или игрушки.
Впитывает – не впитывает.
Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.
Переливание воды.
Приготовить пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с детьми наполняем их водой из-под крана. Переливаем воду из одной посуды в другую.
Цветная вода.
Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставляем стаканы в ряд на столе и наполняем водой. Берем на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разводим в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, привлекаем внимание детей.
Рисование на мокром листе, смешивая краски.
Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.
Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол постелем клеёнку. Намочим плотный лист бумаги для акварели кисточкой, положим на клеёнку, пригладив губкой. Окунаем кисточку в одну из красок и осторожно проводим по бумаге. Продолжаем, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.
Игра с соломинкой.
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Игровой материал: Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.
Ход игры: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, то он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и. куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
Легкий — тяжелый
Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие— тяжелые).
Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).
Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:
— игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
— игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;
— игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.
Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое — Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.
Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий — тяжелый? с учетом размера и материала.
|