Мансурова Валентина Борисовна МБДОУ № 104 г. Томска
В настоящее время целью образовательной области в соответствии с ФГОС ДО одним из важнейших областей всестороннего развития личности ребенка является «художественно-эстетическое развитие». Дети возраста 4-5 обучаются посредством игры, следовательно, тема музыкальной игры актуальна в настоящее время. Для того, чтобы игра имела не навязчивый для детей вид бучения, мы интегрируем нестандартные дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей с музыкальными, таким образом, мы охватываем не только «художественно-эстетическое развитие», но и сенсорное восприятие.
Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. В процессе прослушивания музыкальных произведений дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.). Но музыкальное воспитание не было бы полноценным, если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения.
В период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В музыкально-ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию движений и ориентацию в пространстве, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Движение под музыку развивает у дошкольников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику — усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. Другими словами, вопросам музыкально-эстетического воспитания для детей дошкольного возраста — это синтез эстетического и физического развития человека.
Таким образом, тема развития музыкального воспитания является актуальной в дошкольном педагогическом процессе.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. [15, С. 44]. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Мы с вами видим, что две немаловажные области развития детей дошкольного возраста можно с легкостью объединить в одну очень интересную нестандартно-музыкальную дидактическую игру.
Целями музыкально-художественной деятельности в соответствии с ФГОС является:
- приобщение к музыкальному искусству
- формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении. [1, С. 4]
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников
- развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства
- воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. [3, С. 38]
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. [8, С. 64]
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. [3, С. 42]
Применив нестандартную дидактическую игру с музыкальной, дети принимают информацию более непринужденно, играючи. Давайте рассмотрим пример, изучаем животный мир, включаем детям аудио-видео файл, где описаны животные, дети должны угадать, что за зверек спрятан в загадке, после того как они отгадали персонажа, им раздаются дидактические материалы, геометрические фигуры, из которых дети собирают то самое животное, которое они сейчас угадали. Таким образом, мы послушали, посредством музыки визуализировали и угадали персонажа, после вспомнили геометрические фигуры, и собрали из них тот самый загадочный секрет. (Приложение 1).
Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях — это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных игр в образовательной области Музыка позволяет сделать обучение пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах более интересным для малышей, доступным, увлекательным. Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. [3, С. 38]
Основное назначение у музыкально-дидактических игр- формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух побуждать к самостоятельным действиям, с применением знаний полученных на музыкальных занятиях, музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.
Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, музыкальный слух улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и, если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игры у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки.
Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие учащихся новыми представлениями. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь доброжелательные отношения с другими участниками данной игры. Если дети пребывают в хорошем расположении духа, если они с нетерпением и интересом ждут, какое же музыкальное развлечение их сегодня ожидает, то вам остается совсем немного – выучить с малышами правила и подарить им несколько минут веселья.
Таким образом, на наш взгляд музыкально-дидактическая игра является одной из наиболее успешной методики в обучении музыкальному развитию.
Приложение 1.
|