Статью подготовили воспитатели МБДОУ МО г Краснодар «Детский сад №228»
- Хайрулина Наталья Васильевна
- Ермакова Ольга Анатольевна
- Чебанова Марина Генадьевна
- Лобова Наталья Васильевна
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Каждый педагог в наше время обязан уделять большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Работа по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями и педагогами.
Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. В совместной работе детского сада и семьи, родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Особое внимание в режиме дня необходимо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни воспитанников является прогулка. На прогулке необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей, обучать детей пользоваться спортивно игровым оборудованием и спортивными принадлежностями. В структуре прогулки обязательно предусматривать подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения, следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке.
Утренняя гимнастика поднимет эмоционально — мышечный тонус детей. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Физкультминутки, дыхательная гимнастика, точечный массаж в детском саду проводятся с целью предупреждения утомления на занятиях.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Динамические паузы кратковременные перерывы в практической деятельности предупреждают утомляемость, снимают мышечное, нервное и мозговое напряжение, активизируют кровообращение, активизируют мышление, повышают интерес детей к ходу занятия, создают положительный эмоциональный фон.
Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Улучшает работу внутренних органов, активизирует мозговое кровообращение, повышает насыщение организма кислородом, тренирует дыхательный аппарата, осуществляет профилактику заболеваний органов дыхания, повышает защитные механизмы организма, восстанавливает душевное равновесие, помогает успокоиться, развивает речевое дыхание.
Пальчиковая гимнастика применяется для развития мелкой моторики рук, для решения проблем с речевым развитием у детей. Такая гимнастика способствует развитию осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников.
Гимнастика для глаз подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Необходима для снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата.
Психогимнастика используется в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами. Способствует проявлению эмоции, переживания, фантазии, самовыражению, снятию психоэмоционального напряжения, избавлению от страхов, помогает стать увереннее в себе.
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Улучшение самочувствия и настроения детей, профилактика простудных заболеваний, решение проблем со сном.
Также в ДОУ можно использовать и другие виды здоровьесберегающих технологий фитотерапию, цветотерапию, музыкотерапию, витаминотерапию, физиотерапию, гелиотерапию, песочную терапию. Значение таких технологий исходит из их названий.
Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Используемая литература: интернет ресурсы.
|