Корхова Юлия Александровна, Зотова Людмила Николаевна. Использование лэпбука с кинезиологическими упражнениями в работе с дошкольниками

Использование лэпбука с кинезиологическими упражнениями в работе с дошкольниками

  • Корхова Юлия Алекандровна — воспитатель,
  • Зотова Людмила Николаевна — воспитатель,

ГБОУ СОШ №8 СП ДС «Тополек» пгт. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников — это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не только качеством каждого из приёмов и методов, но и их грамотной постановкой в общую систему, направленную на здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования и всего педагогического процесса. Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика для мозга».

 

Скачать конспект

Важной проблемой дошкольного воспитания является увеличение количества детей проявляющих нарушение мышления, изменение в психике и с речевой патологией. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Доказано, что определённую роль при возникновении отклонений развития, играют нарушения и изменения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Человеческий мозг состоит из двух полушарий левого и правого. Каждое из них является с виду зеркальным отображением другого, а по функциям необходимым дополнением. Чтобы обдумать любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие и правое полушарие.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга — гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Синхронная работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (т. е. мозолистое тело).

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить 4 границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения как инструмент развития детей, а так же помощи детям с проблемами в развитии. Основная цель кинезиологии — это развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи развития межполушарной специализации: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

В своей работе с дошкольниками мы используем комплекс упражнений по кинезиологии для развития умственных способностей и физического здоровья. Для этого нами был создан лэпбук «Кинезиологические упражнения».

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Кинезиологические упражнения дают, как немедленный, так и кумулятивный, то есть накапливающийся эффект.

Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.

Рассмотрим какие возможности у нашего лэпбука «Кинезиологические упражнения».

В наш лэпбук вошли следующие кинезиологические упражнения:

1. Упражнения для развития кинетического компонента мелкой моторики.

Диагностика показала, что наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, правильной пространственно-временной организации движений ( «Кулак-ребро-ладонь», «Кольцо-цепь-щепоть», «Дом-ёжик-замок», «Флажок-рыбка-лодочка» и др). Ребенок выполняет движения вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя. По мере выполнения ребёнку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия).

2. Кинезиологические упражнения для развития движений мелкой моторики.

Результаты диагностики показали, что особенно заметна моторная неловкость рук при выполнении проб на сложные формы координации движений пальцев. Учитывая, особенности двигательной сферы детей с нарушениями речи упражнения целесообразно делать в следующей последовательности: симметрично, поочередно. Причём предлагается такой алгоритм работы: движения выполняются по образцу, затем самостоятельно. Педагог обращает внимание на темп, чёткость, согласованность движений.

3. Игра с рисунком "Обведи одновременно двумя руками"

Ребенку предлагается зеркальная пунктирная картинка, которую нужно одновременно двумя руками обвести по пунктиру-контуру. У каждой руки есть своя половина рисунка, руки не мешают и (формально) не помогают друг другу.

Нейропсихологи утверждают, что упражнения координируют работу обоих полушарий головного мозга, успокаивают, помогают сосредоточиться, позволяют развивать основы творческого мышления, воображения; развивают пространственные представления, мелкую моторику, повышают способность к произвольному самоконтролю, повышают работоспособность.

4. Глазодвигательные игры.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

5. Игра с фишками "Обведи по контуру» и игра с фишками "Кто быстрее"

Ребенку предлагается совершить путешествие фишкой по дорожке обеими руками, соревнуясь с самим собой (какая рука быстрее придет к финишу) или же соревнуясь с другим ребенком (кто быстрее пройдет путешествие).

6. Игра «Собери зеркальное отражение".

Увлекательная игра, чем-то напоминает мозаику. Задача ребенка – выбрать цветную карточку с заполненными полями, затем разложить перед собой цветные шарики и собрать зеркальное отражение карточки на игровом поле обеими руками одновременно.

7. Упражнения для релаксации.

Направлены для расслабления и снятия напряжения у детей, устранения тревоги, отвлечение от страхов. Улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессоустойчивость, способствуют самоконтролю. (Упражнения: «Дирижер», «Путешествие на облаке», «Ковер-самолет» и др.).

8. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. (Упражнения: "Свеча", "Дышим носом", "ныряльщик" и др.).

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений:

  1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
  2. Работа проводится как левой и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
  3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
  4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
  5. Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
  6. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
  7. Заниматься необходимо ежедневно.

Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали и решить проблему неуспешности. Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Упражнения кинезиологической методики можно проводить, как отдельный комплекс-занятие. Оптимальный вариант – это включение данных упражнений в непосредственную деятельность детей в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток. Использование приёмов данной методики позволяет проводить занятие легко, непринуждённо в игровой форме.

Использование кинезиологических упражнений можно и нужно рекомендовать родителям, чьи дети испытывают трудности в обучении. А так же методики могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития всего организма.

Литература:

  1. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., С. В. Леонтьева. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Волгоград: «Учитель», 2009.
  2. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
  4. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. -64 с.
  5. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
  6. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. — М.: Аркти, 2001. — 144 с.
  7. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. — М.: Аркти, 1999. -136 с.
  8. Прописи для правшей и левшей. — М.: "Издательский дом "Карапуз", 2010
  9. Рисуем двумя руками. Для детей 5-6 лет. Прописи. — М.: Росмэн, 2007
  10. Иванковская С.А. Рисование двумя руками одновременно. Рабачая тетрадь. 4 год обучения. — СПб.: ИРО "Смена", 2003
  11. Загебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. — М.: Генезис, 2010
Просмотров: 417
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Фурутина Ирина Николаевна. Кинезиологические упражнения.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Трофимова Александра Викторовна. Игровые упражнения для развития мелкой моторики
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Демиденко Лариса Владимировна, Нагибина Инна Викторовна.. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь