Макаева Наталья Ипполитовна. НОД ст. гр. «На перекрёстке трёх дорог».

НОД ст. гр. «На перекрёстке трёх дорог».

Цель: Углубление представлений детей о русской культуре семейных традициях через символические и образные средства.

Задачи:

Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Продолжать обогащать представления о мире предметов.

Развивать фонематический слух.

Систематизировать знания о декоративно- прикладном искусстве, развивать внимание.

Воспитывать желание с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Материалы и оборудование: бутафорский камень с указателями, массажная дорожка, предметные картинки: каравай, кошка, стол, хоровод; дидактическое пособие к игре «Сервируем стол для гостей»: скатерть, самовар, чайный сервиз, бублики, баранки (картон на магнитах); иллюстрации к р.н. сказкам (4-5); дидактические картинки к игре «Ворона воровала ворота»; сундук; разделочная доска, расписанная городецкой росписью; дидактическое пособие к игре «Найди изображения цветов на предметах искусств»; деревянные ложки, по две на каждого ребёнка; запись мелодии «Калинка- малинка»; обложка для книги «Наши семейные традиции».

 

Ход НОД:

I часть Вводная

Мотивация.

Посередине группы лежит большой «камень».

- Дети, что же это за камень? (Ответы детей). А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно: Налево пойдёшь- русские традиции найдёшь. Прямо пойдёшь- с прибаутками и сказками уйдёшь. Направо пойдёшь- в семью попадёшь.

- Как вы думаете, для чего здесь лежит этот камень? (Ответы детей).

-Зачем на нём указаны три дороги? (Ответы детей)

- Что нам нужно сделать, чтобы узнать о русских традициях, сказках и о русской семье? (Ответы детей).

- Так по какой дороге мы отправимся в путь? (Ответы детей).

- У вас возникли разногласия. Как же нам решить, по какой дороге идти? Чем мы можем воспользоваться? (Ответы детей)

- Конечно, можно воспользоваться считалкой. Подойдём к камню и посчитаем, по какой первой дороге мы пойдём.

«Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. Буль».

-Считалка нам указала на дорогу, ведущую налево. Пройдём по ней.

IIчасть Основная

Традиции (Дети идут по массажному коврику и встают полукругом перед столом.)

- Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила- традиции.

- Какие семейные традиции есть в вашей семье? (Ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

- Посмотрите, на столе стоит терем, а вокруг него картинки. Чтобы терем принял нас в гости, нужно рассказать о русских традициях, используя картинки.

(Воспитатель просит ребёнка взять одну из картинок.) Приложение №1

1. Картинка «Каравай».

- Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси?

Ответ ребёнка: «Гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек каравая, макал в соль и ел.»

- Правильно, кладём картинку поближе к терему.

2. (Воспитатель просит следующего ребёнка взять одну картинку. На ней изображена кошка.)

- А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (Ответы детей)

- Конечно, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом. Положим и эту картинку поближе к терему.

3. (Воспитатель просит ребёнка взять ещё одну картинку. На ней изображен стол.)

- Что же это за русская традиция, связанная со столом? Кто о ней расскажет?

Ответ вызвавшегося ребёнка: «Стол накрывали скатертью ставили самовар и чайные приборы с угощениями.» (Дети садятся полукругом на стулья перед мольбертом.)

Д/игра «Сервируем стол для гостей» Приложение №2

На мольберт наклеена импровизированная скатерть. На столе лежат магнитные картинки с чайной посудой, самоваром традиционными русскими угощениями к чаю. Каждый ребёнок по одному подходит, берёт чайный прибор, рассказывает, для чего он нужен и «ставит» на скатерть.

- Мы накрыли стол для гостей. Так мы узнали ещё одну русскую традицию- гостеприимство. Кладём картинку поближе к терему.

4. Воспитатель показывает последнюю картинку с изображением праздника.

- Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (Ответы детей).

- Праздников на Руси проводилось много.

- Что делали на праздниках? (Пели, играли, плясали, хороводы водили).

Хороводная игра «Карусели».

«Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом-потом-потом

Всё бегом- бегом-бегом.

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз-два, раз- два,

Вот и кончилась игра»

- Мы с вами прошли первую дорогу и узнали о русских традициях.

- Возвращаемся опять к камню и, при помощи считалки, начнём путешествие по второй дороге. (Дети проговаривают считалку.)

- Вторая дорога ведёт нас прямо к прибауткам и сказкам.

Сказки, прибаутки.

1. В каждой семье любят читать и рассказывать сказки, проговаривают различные шутки- прибаутки. Вот об этой традиции мы с вами сейчас поговорим. (Пройдя дорогу, дети садятся полукругом на стулья. Перед ними, на столе, лежат иллюстрации к русским народным сказкам (4-5шт.)

- На столе лежат иллюстрации к русским народным сказкам. Нужно взять иллюстрацию и, не показывая её, рассказать отрывок из этой сказки. Детям нужно отгадать название этой сказки. (Дети выполняют задание.)

- Молодцы. Все сказки отгадали. Но на мольберте появились новые картинки.

2. Рассмотрите их. Приложение №3

-Послушайте шутку: «Ворона воровала, воробьи вопили, водяной ворошил волосы, водители возили воду в Вологду». Какие слова с первым слогом ВО вам запомнились? (Ответы детей).

- Посмотрите на картинку, найдите пару слов с первым слогом ВО (ворона, воробей) и подберите другие слова (водопад, возит, вокруг и др.) Придумайте свою шутку. (Ответы детей). (Аналогично проводится игра с другими первыми слогами картинок.)

- Мы отгадали сказки, придумали шутки. Сейчас отправляемся обратно к камню. Осталась одна дорога, ведущая вправо — Направо пойдёшь- в семью попадёшь.

Семья.

- Что же ребята, отправимся в путь? (Ответы детей).

1.

- Здесь мы видим сундук. Зачем он здесь стоит? Что нам нужно с ним сделать? (Ответы детей) (Дети садятся парами за столы).

- В каждой русской семье был сундук, в который клали дорогие для них вещи. Вы сказали, что его нужно открыть и посмотреть, что же там лежит. Так откроем его.

(Воспитатель вытаскивает разделочную доску, расписанную городецкой росписью. С обратной стороны к ней прикреплён дидактический материал). Приложение №4

- Что это? (Ответы детей)

- Почему она так украшена? (Ответы детей)

(На каждый стол кладётся дидактический материал.)

- Конечно, часто в семьях занимались вырезанием из дерева и его росписью для продажи на рынках.

(На каждый стол кладётся дидактический материал.)

- Какие предметы изображены? (Ответы детей).

- Какие виды росписи вы знаете? (Ответы детей).

Д/Игра «Найди изображения цветов на предметах искусств». (Собери узоры)

- Посмотрите, что ещё есть в сундуке. (Вытаскивает деревянные ложки).

- Что это? Для чего они? (Ответы детей).

- Как ещё использовали деревянные ложки, и мы тоже их также используем? (Ответы детей).

2.

- Выходите из- за столов, берите ложки. Сейчас мы устроим оркестр ложкарей. (Дети встают полукругом. Под музыку «Калинка- малинка» исполняют игру на ложках. Воспитатель выполняет показ игры.)

(После игры складывают ложки в сундук).

- Вспомним с вами, кто такая семья. (Ответы детей).

3. Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик — дедушка,

Второй пальчик — бабушка,

Третий пальчик — папочка,

Четвёртый пальчик — мамочка,

Пятый пальчик — Я.

Вот и вся моя семья!»

(Все дети возвращаются обратно к камню.)

-Мы прошли дороги, ведущие нас к русским семейным традициям? (Ответы детей.)

Часть Заключительная

Рефлексия.

Вместо камня на столе лежит обложка для книги «Наши семейные традиции».

- Камень с указателями исчез. Почему? (Ответы детей).

- Где мы были? (Ответы детей).

- Какие традиции существуют в каждой семье? (Ответы детей).

- Предлагаю все семейные традиции нарисовать и составить книгу под названием «Наши семейные традиции». Волшебный камень оставил для книги вот такую красочную обложку. (Воспитатель показывает красочную обложку.)

- Согласны? (Ответы детей).

- Тогда дома вместе со своими родными нарисуйте вашу любимую семейную традицию.

- И помните, ребята, и дома скажите «Хорошая семья – традициями крепка».

Просмотров: 252
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Костенко Эльвира Леонидовна. Непосредственно-образовательная деятельность «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы с использованием интеллект карты.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Гуленок Елена Азимовна. Конспект методической разработки совместного мероприятия родителей и детей средней группы «Круглый стол – «Наши традиции».
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Кузнецова Галина Ивановна. Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Волошина С.Л., Глушко Е.Ф.. Проект в средней группе «Моя семья и семейные традиции»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Балаева Наталья Леонидовна. Конспект НОД «Круглый стол» для родителей на тему: «Что мы знаем о своем ребенке» в подготовительной группе
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Редактор. Что нужно для изготовления поделок
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Скворцова Ирина Ивановна. Выпускной праздник для детей первой младшей группы. «Вот какие мы большие».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь