Цель: Углубление представлений детей о русской культуре семейных традициях через символические и образные средства.
Задачи:
Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Продолжать обогащать представления о мире предметов.
Развивать фонематический слух.
Систематизировать знания о декоративно- прикладном искусстве, развивать внимание.
Воспитывать желание с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Материалы и оборудование: бутафорский камень с указателями, массажная дорожка, предметные картинки: каравай, кошка, стол, хоровод; дидактическое пособие к игре «Сервируем стол для гостей»: скатерть, самовар, чайный сервиз, бублики, баранки (картон на магнитах); иллюстрации к р.н. сказкам (4-5); дидактические картинки к игре «Ворона воровала ворота»; сундук; разделочная доска, расписанная городецкой росписью; дидактическое пособие к игре «Найди изображения цветов на предметах искусств»; деревянные ложки, по две на каждого ребёнка; запись мелодии «Калинка- малинка»; обложка для книги «Наши семейные традиции».
Ход НОД:
I часть Вводная
Мотивация.
Посередине группы лежит большой «камень».
- Дети, что же это за камень? (Ответы детей). А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно: Налево пойдёшь- русские традиции найдёшь. Прямо пойдёшь- с прибаутками и сказками уйдёшь. Направо пойдёшь- в семью попадёшь.
- Как вы думаете, для чего здесь лежит этот камень? (Ответы детей).
-Зачем на нём указаны три дороги? (Ответы детей)
- Что нам нужно сделать, чтобы узнать о русских традициях, сказках и о русской семье? (Ответы детей).
- Так по какой дороге мы отправимся в путь? (Ответы детей).
- У вас возникли разногласия. Как же нам решить, по какой дороге идти? Чем мы можем воспользоваться? (Ответы детей)
- Конечно, можно воспользоваться считалкой. Подойдём к камню и посчитаем, по какой первой дороге мы пойдём.
«Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. Буль».
-Считалка нам указала на дорогу, ведущую налево. Пройдём по ней.
IIчасть Основная
Традиции (Дети идут по массажному коврику и встают полукругом перед столом.)
- Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила- традиции.
- Какие семейные традиции есть в вашей семье? (Ответы детей).
Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.
- Посмотрите, на столе стоит терем, а вокруг него картинки. Чтобы терем принял нас в гости, нужно рассказать о русских традициях, используя картинки.
(Воспитатель просит ребёнка взять одну из картинок.) Приложение №1
1. Картинка «Каравай».
- Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси?
Ответ ребёнка: «Гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек каравая, макал в соль и ел.»
- Правильно, кладём картинку поближе к терему.
2. (Воспитатель просит следующего ребёнка взять одну картинку. На ней изображена кошка.)
- А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (Ответы детей)
- Конечно, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом. Положим и эту картинку поближе к терему.
3. (Воспитатель просит ребёнка взять ещё одну картинку. На ней изображен стол.)
- Что же это за русская традиция, связанная со столом? Кто о ней расскажет?
Ответ вызвавшегося ребёнка: «Стол накрывали скатертью ставили самовар и чайные приборы с угощениями.» (Дети садятся полукругом на стулья перед мольбертом.)
Д/игра «Сервируем стол для гостей» Приложение №2
На мольберт наклеена импровизированная скатерть. На столе лежат магнитные картинки с чайной посудой, самоваром традиционными русскими угощениями к чаю. Каждый ребёнок по одному подходит, берёт чайный прибор, рассказывает, для чего он нужен и «ставит» на скатерть.
- Мы накрыли стол для гостей. Так мы узнали ещё одну русскую традицию- гостеприимство. Кладём картинку поближе к терему.
4. Воспитатель показывает последнюю картинку с изображением праздника.
- Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (Ответы детей).
- Праздников на Руси проводилось много.
- Что делали на праздниках? (Пели, играли, плясали, хороводы водили).
Хороводная игра «Карусели».
«Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом-потом-потом
Всё бегом- бегом-бегом.
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз-два, раз- два,
Вот и кончилась игра»
- Мы с вами прошли первую дорогу и узнали о русских традициях.
- Возвращаемся опять к камню и, при помощи считалки, начнём путешествие по второй дороге. (Дети проговаривают считалку.)
- Вторая дорога ведёт нас прямо к прибауткам и сказкам.
Сказки, прибаутки.
1. В каждой семье любят читать и рассказывать сказки, проговаривают различные шутки- прибаутки. Вот об этой традиции мы с вами сейчас поговорим. (Пройдя дорогу, дети садятся полукругом на стулья. Перед ними, на столе, лежат иллюстрации к русским народным сказкам (4-5шт.)
- На столе лежат иллюстрации к русским народным сказкам. Нужно взять иллюстрацию и, не показывая её, рассказать отрывок из этой сказки. Детям нужно отгадать название этой сказки. (Дети выполняют задание.)
- Молодцы. Все сказки отгадали. Но на мольберте появились новые картинки.
2. Рассмотрите их. Приложение №3
-Послушайте шутку: «Ворона воровала, воробьи вопили, водяной ворошил волосы, водители возили воду в Вологду». Какие слова с первым слогом ВО вам запомнились? (Ответы детей).
- Посмотрите на картинку, найдите пару слов с первым слогом ВО (ворона, воробей) и подберите другие слова (водопад, возит, вокруг и др.) Придумайте свою шутку. (Ответы детей). (Аналогично проводится игра с другими первыми слогами картинок.)
- Мы отгадали сказки, придумали шутки. Сейчас отправляемся обратно к камню. Осталась одна дорога, ведущая вправо — Направо пойдёшь- в семью попадёшь.
Семья.
- Что же ребята, отправимся в путь? (Ответы детей).
1.
- Здесь мы видим сундук. Зачем он здесь стоит? Что нам нужно с ним сделать? (Ответы детей) (Дети садятся парами за столы).
- В каждой русской семье был сундук, в который клали дорогие для них вещи. Вы сказали, что его нужно открыть и посмотреть, что же там лежит. Так откроем его.
(Воспитатель вытаскивает разделочную доску, расписанную городецкой росписью. С обратной стороны к ней прикреплён дидактический материал). Приложение №4
- Что это? (Ответы детей)
- Почему она так украшена? (Ответы детей)
(На каждый стол кладётся дидактический материал.)
- Конечно, часто в семьях занимались вырезанием из дерева и его росписью для продажи на рынках.
(На каждый стол кладётся дидактический материал.)
- Какие предметы изображены? (Ответы детей).
- Какие виды росписи вы знаете? (Ответы детей).
Д/Игра «Найди изображения цветов на предметах искусств». (Собери узоры)
- Посмотрите, что ещё есть в сундуке. (Вытаскивает деревянные ложки).
- Что это? Для чего они? (Ответы детей).
- Как ещё использовали деревянные ложки, и мы тоже их также используем? (Ответы детей).
2.
- Выходите из- за столов, берите ложки. Сейчас мы устроим оркестр ложкарей. (Дети встают полукругом. Под музыку «Калинка- малинка» исполняют игру на ложках. Воспитатель выполняет показ игры.)
(После игры складывают ложки в сундук).
- Вспомним с вами, кто такая семья. (Ответы детей).
3. Пальчиковое упражнение «Семья»
Первый пальчик — дедушка,
Второй пальчик — бабушка,
Третий пальчик — папочка,
Четвёртый пальчик — мамочка,
Пятый пальчик — Я.
Вот и вся моя семья!»
(Все дети возвращаются обратно к камню.)
-Мы прошли дороги, ведущие нас к русским семейным традициям? (Ответы детей.)
Часть Заключительная
Рефлексия.
Вместо камня на столе лежит обложка для книги «Наши семейные традиции».
- Камень с указателями исчез. Почему? (Ответы детей).
- Где мы были? (Ответы детей).
- Какие традиции существуют в каждой семье? (Ответы детей).
- Предлагаю все семейные традиции нарисовать и составить книгу под названием «Наши семейные традиции». Волшебный камень оставил для книги вот такую красочную обложку. (Воспитатель показывает красочную обложку.)
- Согласны? (Ответы детей).
- Тогда дома вместе со своими родными нарисуйте вашу любимую семейную традицию.
- И помните, ребята, и дома скажите «Хорошая семья – традициями крепка».
|