Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».
Задачи:
- Присоединение родителей к отечественным традициям.
- Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».
- Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций.
- Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
- Развитие единого контекста в группе.
Материал: книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; простой карандаш (все по количеству присутствующих).
Примерный план:
- Работа в круге. Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», часть первая.
- Работа с пословицами в книге «Семейные традиции».
- Хороводная игра.
- Работа с содержанием книги «Семейные традиции».
- Беседа с родителями о семейных традициях на основе рассказа «О первом красном яичке. (стр. 19); выполнения творческого задания.
5. Подведение итогов занятия.
Подготовительный этап.
- Выдать родителям на дом книгу для развития «Семейные традиции» для знакомства.
- Поставить перед родителями цель — освоение семейных традиций через знакомство с книгой «Семейные традиции».
- Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
- Принести книгу на занятие.
Основной этап
1. Работа в круге.
1. Беседа с присутствующими о семейных традициях.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и родители! Я рада приветствовать Вас на своём занятии, посвященному теме «Семейные традиции».
Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сразу ответить на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами «семья» и «традиции».
Давайте поразмышляем с Вами над этими понятиями.
Вопросы к родителям:
-Как вы понимаете слово семья? Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу.
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».
Воспитатель: О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец. Родители — во всём мудрей, Любимый папа — друг, кормилец, А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле!
Давайте поразмышляем над вторым понятием.
-Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)
Обобщение воспитателем ответов родителей.
«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т. е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.
Вводный присоединительный текст воспитателя:
Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.
Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют — животворят семью. В каждом роду, семье — своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.
У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям. (Показ рисунков).
У одних это — семейные трапезы (обеды, ужины) — замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.
У других — совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе
У третьих — семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.
А также семейный альбом, семейная родословная. Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. И конечно, же свадебная фотография родителей. Для ребенка свадебное фото на стене — это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут.
Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке.
Вопрос к родителям:
В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? (ответы родителей)
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит.
2. А теперь перейдём к работе с книгой «Семейные традиции».
Знакомство родителей с книгой 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».
Воспитатель предлагает родителям прочитать текст «Слово к родителям» (стр. 4) в книге для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». (текст читается каждым родителем по законченному предложению.)
Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4.Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям», по законченному предложению.
Книга знакомит нас с некоторыми из этих традиций, которые нашли своё отражение в народной мудрости – в пословицах и поговорках. Обратимся к предложенным нам ниже пословицам.
2. Осмысление родителями пословиц из книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».
- В семье мир да лад – большой клад.
- Семья вместе, так и душа на месте.
- Нет такого дружка как родимая матушка.
Воспитатель: Уважаемые родители, Вам было предложено дома, вместе с детьми, поразмышлять над смыслом пословиц и к наиболее понравившейся нарисовать рисунок. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Кто желает поразмышлять над смыслом первой пословицы? (второй, третьей).
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Спасибо за ваши ответы, замечательные рисунки. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляя в своей речи пословицы о семье для детей, Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.
3. Беседа с родителями по текстам произведений книги и заданий к ним.
Работа над рассказом О.С. Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5);
Воспитатель: Продолжаем работу с книгой. Откройте, пожалуйста, книгу на странице 5. Вы прочитали рассказ Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость.
Скажите, с какой семейной традицией связано его содержание? (Традицией имянаречения).
Спасибо. Автор в своём произведении раскрывает нам традицию имянаречения.
Присоединительный текст воспитателя:
В дополнении хотелось бы сказать, что в России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением. Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.
При крещении ребенка священник выбирал в Святцах имена святых, которые записаны на этот день, и присваивал одно из имен крещеному ребенку. Позже имя ребенку стали давать сами родители.
Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
В церковном календаре существует большое количество святых, имеющих одинаковые имена, поэтому, именины стоит выбирать по ближайшему, после дня рождения человека, дню памяти святого. А остальные дни памяти этого святого называют – малыми именинами.
Раньше именины праздновали так: в день своих именин, именинник или именинница разносили по приглашенным гостям – именинные пироги, после гости приходили к имениннику в дом, садились за стол и разламывали над головой именинника пирог с кашей. Считалось, что чем больше на его голове окажется каши, тем счастливее именинник будет в этом году.
Воспитатель: У каждого из вас есть свое имя. С какой традицией имянаречения оно связано? Если знаете, то назовите день своих именин и как вы их отмечаете?
Обобщение воспитателем ответов родителей.
Замечательно, что вы знаете историю своего имени, день своих именин и многие из вас их отмечают. Я надеюсь, что ваши дети продолжат эту традицию.
3. А еще, в старину, семейной традицией было выходить всем вместе на улицу и играть в разные хороводные игры (хороводная игра).
4. Воспитатель: Наше занятие проводится в преддверии праздника Святой Пасхи. Поэтому книга «Семейные традиции» знакомит вас и ваших детей с традициями этого праздника посредством чтения рассказа «О первом красном яичке».
Присоединительный текст воспитателя:
Кратко расскажу вам о празднике Святой Пасхи (рассказ воспитателя о Святой Пасхе). Чтение детьми стихотворения: «Праздник праздников».
Дальнейшее освоение книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» родителями.
Воспитатель: Вы прослушали краткую историю о празднике Святой Пасхи и его традициях. Скажите, какие традиции празднования Пасхи в вашей семье?
Обобщение воспитателем ответов родителей.
А сейчас, в преддверии Праздника Пасхи я предлагаю вам сделать свое красивое яичко вместе с вашими родителями. (разукрашивание заготовок пасхальных яичек).
5. Подведение итогов занятия.
~ Что нового вы узнали на нашем занятии и что вы возьмете для себя?
Заключительное слово воспитателя.
Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Я надеюсь, что наше занятие помогло вам осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей. И пожелание ко всем вам — не пренебрегайте семейными традициями, это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.
|