Малачлы Анастасия Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Статья на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Выполнила: Малачлы Анастасия Сергеевна

Аннотация: в статье раскрываются возможности развития речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, описан опыт работы по развитию активного и пассивного словаря дошкольников путем организации пальчиковых игр.

Ключевые слова: развитие речи, ранний возраст, пальчиковые игры, словарь, дети, речь.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности.

Л. А. Венгер, А. Воллон, Л. С. Выготский, Н. М. Аксарина, А. М Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие авторы доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

 

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Основным новообразованием детей раннего возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Исследователи, родители, воспитатели обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к появлению речевых нарушений. Отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, педагогов, существенное сужение «живого» общения родителей и детей приводит к снижению уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.

Особый интерес в работе с детьми раннего возраста вызывает процесс овладения словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей.

Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых ребенок догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Например, мы даем ребенку конструктор и спрашиваем: «Хочешь поиграть в конструктор?».

Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активной речи может и не быть этого слова «конструктор». Но если попросить малыша принести с полки конструктор, он принесет именно его. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу в речевом развитии детей. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий.

Анализируя исследования учёных Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, Г. Л. Розенгарт-Пупко, В. А. Петровой был сделан вывод о том, что одним из ответственных периодов в развитии речи ребёнка является третий год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в общении с окружающими, развиваются отдельные функции речи.

Следует отметить, что речь ребёнка раннего возраста включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в действия составляет важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Созданию такой ситуации, которая активизирует речь детей, способствуют пальчиковые игры.

Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс пальчиковых игр для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.

Пальчиковые игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизируют словарь детей раннего возраста. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором психические процессы протекают активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей работы воспитателя с данным ребёнком.

Пальчиковая игра может проводиться в виде инсценировки рифмованных потешек, историй, сказок при помощи пальцев рук. Владея методикой пальчиковых игр для детей 1,5-2 лет, необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр. Для некоторых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Было замечено, что наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением.

Для наших пальчиковых игр мы использовали кукольный персонаж: Светочку-конфеточку, которая представляла собой платочек, обернутый ленточкой и одеваемый на указательный пальчик. Как правило, Светочка- конфеточка приходила к детям и начинала свои забавные песенки: «Я Светочка-конфеточка, я гости к вам пришла. Я, Светочка-конфеточка, носочек я нашла. Чей носок, чей носок? Ты подай свой голосок». Одновременно мы показывали носок и старались поощрять активные высказывания детей.

Весь текст мы старались рифмовать и пропевать: «А ты что мальчик с пальчик, мальчик Ивантик, такой грустный? Ты съел капусты? Нет, ты капусты не ел, может быть, ты заболел? Может сделать тебе укол? Ты зачем залез под стол?». Мы показывали небольшие сценки с пальчиками (Светочка-конфеточка разговаривала с мальчиком Иванчиком, догоняла, его, пряталась и т.д.). Мы старались вызвать улыбки у детей. Если дети улыбались, мы понимали, что наши театрализованные постановки, наша речь понятна детям.

Поэтому первоначально мы стремились формировать пассивный словарь детей, где основная задача была направлена на развитие внимания к обращенной речи нашей речи и ее понимание.

Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Для активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. С помощью пальчиковых игр, пальчикового театра мы показывали детям, что предметы различаются по существенным признакам.

Упражнения из артикуляционной и пальчиковой гимнастики могут быть следующими:

Ключик в руку мы возьмем

И моторчик заведем:

«Чик, чик, чик, чик».

И поедет грузовик

Мы показываем движения (щепотью крутили из стороны в сторону), поощряли произносить слова (чик-чик)

Или пальчиковая гимнастика «Лошадка»:

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок, цок-цок —

Скачет резвый табунок.

Мы показываем движения (барабанили пальцами по столу), поощряем произносить слова (цок-цок).

Отвечая на вопросы, дети выделяли особенности и характерные признаки и качества предметов ( «Какая коза? Рогатая») а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (что делает лягушка? что делает собачка?).

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышалась, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Е. Благиной и др.

Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Одно из важнейших направлений в нашей деятельности — взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Заяц и лиса» и др.

Также родителями были изготовлены дидактические игры на развитие речи и мелкой моторики. Игра «Ключики», игра «Волшебные бусы» (на шнуровках были нанизаны плоские геометрические фигуры разной формы, величины, цвета; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность), «Покорми колобка», «Уронили мишку на пол».

Развитие речи детей раннего возраста происходит успешно, если регулярно, последовательно используется специальная методика и комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Совместная деятельность педагога, родителей и детей с использованием пальчиковых игр должна носить развивающую направленность и проводиться на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

Список использованной литературы

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развитие речи дошкольников / А. Е. Белая. – М.: Астрель, 2009. – 143
  2. Громова О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. — М.: Сфера, 2005. — 182 с.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры /О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2005. – 220 с.
  4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М.: Родничок, 2013. – 185 с.
Просмотров: 699
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Попова Валентина Викторовна. Сборник пальчиковых игр для детей раннего возраста
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Макаренко Инна Юрьевна. План по самообразованию воспитателя второй младшей группы. Тема самообразования: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
  • Жаркова Ламара Юрьевна. Педагогическая статья «Развитие активной речи у детей раннего возраста»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Рамазанова Рузиля Рафаильевна. Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Радичева Зоя Геннадьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений
  • Павленко Галина Павловна. Методические посиделки для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Статья на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь