Мультфильм – это особая часть детства. Ребёнок учится переживать и воспринимать различные ситуации, представляя себя персонажами из мультфильма обдумывая поведение персонажа.
Каждый мультфильм содержит в себе определенное специфическое значение, смысл, разрешение различных ситуаций. Однако далеко не все дети знакомы с процессом их создания.
Создание мультфильма вместе с детьми – это современный инновационный вид проектной деятельности, который представляет из себя многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, изобразительную, музыкальную, познавательную и социально-коммуникативную.
Это стало основанием для запуска внутри ДОО проекта со старшими дошкольниками под единым названием «Мульти – пульти».
Целью подобной деятельности стало обеспечение условий для формирования познавательной, творческой, но самой главной социально-коммуникативной сферы старших дошкольников посредством освоения разнообразных способов создания мультфильмов.
В процессе реализации данного проекта решались следующие задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения и развития мультипликации.
- Познакомить с процессом, средствами и техниками анимации.
- Расширить знания детей о профессиях сценариста, художника-аниматора, оператора съемки, звукооператора.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Формировать художественные навыки и умения.
- Развивать временные и пространственные отношения в анимации.
- Развивать навыки связной речи, учить использовать в речи разнообразные выразительные средства.
- Развивать социально- коммуникативные навыки, работать в команде и бережно относиться к работам сверстников.
Вместе с ребятами мы начали с изучения истории появления мультипликаций и её техник.
Одной из таких техник является рисуночная анимация в технике перекладки. Техника перекладки дает возможность создавать мультфильмы быстро и просто. Для данной техники характерна подробная детализация, определенная условность движения героев и ограниченность одной плоскостью [1?.
Также применялись такие техники как пластилиновая анимация в технике перекладки, кукольная анимация, рисуночная анимация (по принципу диафильма).
Создание каждого мультфильма осуществлялось в соответствии с ранее описанными этапами, в каждом этапе дошкольники принимали активное участие, осуществляя рисование, лепку, создание героев и декораций из самых разнообразных материалов (пластилина, бумаги, картона, пенопласта и других материалов), «анимирование» (оживление) изображений, режиссура мультика, озвучивание и исполнение ролей за персонажей.
В игровой форме дошкольники параллельно овладели различными формами художественно-эстетической деятельности: изобразительное искусство, музыка, актерское мастерство. В процессе прослушивания, придумывания и обсуждения мультфильма у ребенка развиваются необходимые навыки для его социализации — фантазия, творчество, принятие различных социальных ролей, ребенок учится взаимодействовать в группе единомышленников. В творческом процессе ребенок без труда овладевает главными механизмами поиска и принятия решений.
Реализация проектов по мультипликации показала, что применение подобной деятельности возможно, а также очень эффективно для развития и раскрытия социально-коммуникативных навыков старших дошкольников.
Чтобы информационные средства стали эффективными в образовательной деятельности дошкольников, педагогам необходимо владеть информационными технологиями.
Самым первым проектом в совместной деятельности с детьми был «Радуга – дуга». Создание, которого преследовало цель ознакомления детей с таким природным явлением как радуга. В процессе реализации проекта с детьми были проведены беседы в «рамках» которых обсуждалось, что такое радуга, причины проявления радуги, панель цветов и их последовательность, а так же были подобраны иллюстрации и мультфильмы. В свободной деятельности ребята рисовали и лепили радугу.
Дети охотно и с большим уровнем интереса приступили к созданию мультфильма на предложенную тему.
В ходе деятельности первоначальный сценарий мультфильма был несколько преобразован, по причине некоторых сложностей, которые появились в ходе съемки и монтажа. Непосредственно съемка эпизодов осуществлялась по-разному. В съемке радуги, появляющейся на небесном фоне, участвовала полностью вся подгруппа детей. Каждый ребенок «оживлял» радугу, у которой цвета проявления радуги постепенно выкатывались на фон. Дети поочередно выполняли обязанности аниматора и оператора съемки. Кто- то из ребят лепил радугу, кто-то делал проявление радуги в кадре. Потом ребята менялись местами, для того, чтобы каждый мог попробовать себя в роли аниматора, скульптора или оператора. Практика создания данного мультфильма продемонстрировала, что все материалы, которые будут использованы в ходе создания мультфильма, нужно подготовить заранее и сразу расположить в непосредственной близости от места работы. Это необходимо по той причине, что непосредственно после начала работы дошкольники и педагог оказываются в игровом процессе, который достаточно сложно прервать. Они начинают стремительно преобразовывать ситуацию в кадре, желая достичь конечного результата. Это может стать причиной того, что некоторые небольшие элементы могут затеряться или оказаться в кадре, когда в этом нет необходимости. Поэтому по завершении съемки необходимо проверить отснятый материал и при необходимости повторить съемку определенных кадров. После съемки всех эпизодов фильма следует начинать монтаж. Другим мультипликационным проектом стал познавательный мультфильм «Однажды зимой». Некоторые действия героев, которые были запланированы сценарием, можно было выполнить только при внесении дополнительных элементов (мишка и заяц лепят снеговика; заяц прыгает), для чего было необходимо овладеть интеграцией перекладочной технологий. Ребята достаточно быстро схватили суть этого приема и достаточно просто преодолели трудности, появившиеся при съемке.
Многие из рисунков, которые рисовали ребята, не вошли в мультфильм, но были представлены на выставках детских работ. Завершенные работы были продемонстрированы на мультпоказе в дошкольном образовательной организации, на который были приглашены гости (взрослые и дети детского сада), ставшие первыми зрителями.
Результаты реализации данного проекта продемонстрировали большой интерес к мультипликации со стороны старших дошкольников, что стало основанием для того, чтобы говорить о продолжении использовании данной деятельности в работе ДОО.
Занятия в студии способствовали тому, что дети увлеченно занимаются изобразительной деятельностью. Много рисуют в детском саду и дома. Они более ответственно подходят к передаче своих творческих замыслов, т.к. для съемки мы выбирали наиболее продуманные, оригинальные и законченные работы. Рисунки отличаются динамичностью, индивидуальностью и яркими способами творческого воплощения. Дети самостоятельно составляют описательный рассказ по своему рисунку, дают характеристику персонажам, придумывают дальнейшее развитие сюжета. Ребята овладели разными приемами анимации персонажей в процессе съемки. Создание мультипликационных фильмов в коллективе имело большую воспитательную функцию для детей. Они получили первый опыт совместного творческого взаимодействия, стали уважительно и бережно относиться к работам сверстников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
- Абдулова Д.А., Вовк Е.В Педагогический потенциал мультипликационных фильмов и специфика его использования в системе дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. — № 55-1
- Бабошина Э.С. Мультипликация в жизни ребенка-дошкольника // Вестник научных конференций. – 2015. — №2-3 (2)
|