Выход на диаду «Жертва – Герой (он же Внутренний Критик, Спаситель и Преследователь)»

Цель: приблизить участников к осознанию решения быть в дихотомии Жертва – Герой (он же Спаситель и Преследователь), к осознанию присутствия этих патологически заряженных мотиваций и связанных с ними ощущений, чувств и мыслей.

Инструкция (важно выполнять ее последовательно, переходя к каждому новому пункту после выполнения предыдущего. Для выполнения этого упражнения вам нужно изображение вашего Критика и запись его монолога из предыдущего упражнения («Внутренний Критик»). Лучшим вариантом будет скульптура из глины или пластилина, мягкая игрушка и т.п. На крайний случай подойдет и рисунок.

Расположите образ перед собой и сосредоточьтесь. Представьте, что вы пригласили Критика к высказыванию его мнения о вас как личности, как человека, как мужчины (женщины), о вашем образе жизни и попросили его не стесняться в выражениях и говорить откровенно.

Возьмите в руки лист с записью обличительной речи в ваш адрес из предыдущего упражнения. Прочтите вслух все, что вы записали в предыдущем упражнении, и при этом держите перед собой рисунок и образ этого Критика, представляя, что это все он сейчас вам говорит.

Ощутите, что происходит внутри, когда вы слышите все эти обвинения, упреки и поучения. Ощутите – что вы чувствуете в теле? Что происходит с вашими переживаниями? Какие мысли приходят в голову, какие слова рождаются в ответ па то, что вы слышали от Критика?

Возьмите новый лист и запишите те слова, которые приходят к вам в ответ на обвинения Критика. Вы можете писать их подробно или «пунктирно», только обозначая мысль, это неважно.

Записывайте ваш Ответ, вашу Отповедь Критику столько времени, сколько потребуется, пока не почувствуете, что по всем-всем-всем позициям вы ему достойно возразили.

После окончания этого этапа сделайте перерыв в работе, достаточно продолжительный.

Мы уже говорили, что на время работы нужно позаботиться о том, чтобы вас ничто не отвлекало. Здесь эти организационные моменты особенно актуальны. Во время этого перерыва вы можете не только потянуться, но и пойти перекусить на кухню или открыть окно, проветрить помещение и подышать. Отведите на это 15-20 минут. Единственное условие – ни с кем во время перерыва не общаться. Движения, которые вам «показаны» во время этою перерыва, очень просты и естественны, они не требуют присутствия других, а, наоборот, требуют сосредоточенности на простых физических действиях. Во время этого перерыва внутри происходит серьезная внутренняя работа, и вам важно, чтобы процесс был целостным.

После перерыва вернитесь к своему Ответу. Представьте, что это не ваши слова, а речь незнакомого человека. Перечитывая Ответ, представляйте себе – кто бы это мог быть, кто так себя чувствует и так говорит в присутствии Критика и в ответ на его нападки? Представьте, как он выглядит, человек ли это или нечто другое?.. 11е торопитесь, дайте образу проявиться достаточно четко. Пусть он покажет себя со всех сторон, покрасуется перед вами. Наблюдайте ею, отбросив все переживания, исследуйте подробно и абсолютно бесстрастно, будьте видеокамерой, лишенной чувств, и просто рассматривайте его.

Вы имеете дело с еще одной, крайне активной частью вашей личности. Она является дополнением Критика (он Преследователь, он же Спаситель и он же Герой). г)то часть под условным названием Жертва, но у вас, конечно, найдется свое собственное имя для нее.

Когда вы поймете, что знаете про этого незнакомца (незнакомку) достаточно, возьмите лист, карандаши и нарисуйте эту вашу часть. Нарисованный образ может слегка отличаться от внутреннего, и это нормально.

Нарисовав, полюбуйтесь им. Осознайте, что это не вы. Это всего лишь еще одна ваша часть, имеющая такую мощную мотивацию, что иногда вам казалось, что это и есть вы. Но теперь, когда вы вынесли ее вовне и можете наблюдать на листе, вы точно знаете, что вы – это не он.

Рассматривайте его и знакомьтесь с ним. Проделайте с ним такую же работу, как с образом Критика (Преследователя, Спасителя, Героя).

Возьмите чистый лист и запишите о нем кое-что.

  • Подберите ему имя.
  • Подумайте о его образе жизни: где он живет, чем питается, как добывает себе пропитание.
  • Что он любит больше всего на свете?
  • Чего он боится больше всего на свете?
  • Как он защищает себя от опасностей?
  • Как он общается с другими и есть ли там, где он живет, кто-то еще вообще?

Еcли вам придет в голову что-то другое о нем, не соответствующее этим вопросам, записывайте. Пусть у вас сложится достаточно целостный и понятный вам образ.

После того как все практические этапы упражнения выполнены, подумайте, какую роль в вашей жизни играет эта часть. Она всегда возражает внутри вашему Критику, отвлекает этим ваше внимание и действует тоже из самых благих побуждений, гак как хочет, чтобы вы были защищены от нападок Критика, чтобы ваша жизнь перед лицом Критика имела бы оправдание, как если бы она в лом нуждалась.

Выразите ему благодарность за то, что он гак хорошо делает свою работу – толкает вас к лучшему невзирая ни на что. Попробуйте договориться с ним о том, что вы, зная, как он старается для вас, тем не менее являетесь его хозяином и отныне просите его высказывать свой протест против нападок Критика только по вашей просьбе. Во всех остальных случаях вы будете брать ответственность но выслушиванию Критика па себя. Выразите ему свое восхищение и уважение и скажите, что его мысли и слова слишком ценны для вас, чтобы их просто так разбрасывать и разбазаривать в несмолкающем ответном протестом монологе, это было бы недопустимым обращением с его блестящими аргументами в вашу защиту.

Его идеи слишком важны для вас, поэтому вы просите его формулировать их очень долго и тщательно, и предупредите, что вам нужно подготовиться, чтобы выслушать их с достаточным вниманием и почтительностью. Вы не хотите пропустить ни одного слова в его блестящей «адвокатской» речи. Поэтому вы просите его высказываться редко и только тогда, когда вы к этому готовы и просите об этом, во всех остальных случаях вы просите его хранить молчание.

Обсуждение с партнером (индивидуальное письменное размышление)

Подумайте о том, как связаны в вас две части – Критик (Герой, Преследователь, Спаситель) и Жертва. Подумайте о том, сколько времени и сил занимает у вас прокручивание этого их диалога внутри. Подумайте о том, что случится, если отныне вы будете вести себя в отношении их высказываний иначе. Что будет, если вы будете сами принимать решение, чем занять ваш «мозговой процессор»? Что будет, если вы хоть на мгновение отодвинете все это месиво из привычных мыслей-переживаний-интенций – весь этот сильно заряженный клубок – на некоторое расстояние и позволите себе понаблюдать за ним некоторое время из некоей нейтральной позиции созерцания, удерживаясь от включения в эту разборку?

Запишите ваши мысли об этом. Встретьтесь с партнером по подобной работе и обсудите это.

К последнему упражнению этого цикла рекомендую переходить после того, как вы и ваш партнер уже достаточно подготовились и действительно освоили все предыдущие упражнения, выполнив их по нескольку раз. Момент перехода к последнему упражнению должен соответствовать возросшему уровню равновесия. Внутри вас, а также готовности встретиться с очень сильными чувствами, как в себе, так и в другом.

Просмотров: 7350
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Групповой транс «Зимнее утро»
  • Метод Седоны
  • Релакс «Свет изнутри»
  • Техника «Растворение обиды»
  • Техника направленной визуализации «Подарок обидчику»
  • Упражнение «Ваш личный зоопарк»
  • Упражнение «Визуализация эмоций»
  • Упражнение «Внутренний Критик»
  • Упражнение «Внутренний свет»
  • Упражнение «Внутренняя красота»
  • Упражнение «Жизненное пространство»
  • Упражнение «Избавление от взаимозависимости: восстановление связи с собственной личностью»
  • Упражнение «Конфликт субличностей»
  • Упражнение «Круг»
  • Упражнение «Крылья»
  • Упражнение «Маски животных и растений» или «В другом образе»
  • Упражнение «Метаморфозы»
  • Упражнение «Наблюдение в условиях наблюдения»
  • Упражнение «Наблюдение за потоком сознания»
  • Упражнение «Определите своего Критика»
  • Упражнение «Отделение внутреннего процесса от оценок и суждений»
  • Упражнение «Отождествление – разотождествление»
  • Упражнение «Отслеживание своей реакции на значимое поведение другого»
  • Упражнение «Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит»
  • Упражнение «Принятие критики»
  • Упражнение «Путешествие по различным состояниям»
  • Упражнение «Раздражающий объект»
  • Упражнение «Список моих лучших качеств»
  • Упражнение «Счастье»
  • Упражнение «Точка опоры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь