|
Мини-тест «Мои ценности»Сейчас я продиктую вам 12 пунктов, которые вы запишете на листочках. Затем вы должны проставить рядом с каждым обсуждением цифру, которая будет обозначать, что для вас наиболее важно, стоит на первом месте, втором, третьем и т.д. Итак, перечень возможных ценностей:
Преподаватель предлагает желающим зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей. Преподаватель задает вопрос: «Как вы думаете, отличаются ваши ценности от ценностей ваших друзей, ваших родителей?» Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующее домашнее задание: провести мини исследовательскую работу: «Ценности детей и родителей» (всем учащимся необходимо протестировать своих родителей по методике «Мои ценности». Одному из учащихся предлагается собрать все результаты тестирования родителей и своих одногруппников и проанализировать, какие ценности чаще встречаются на первых/последних местах в ответах родителей, детей, какие совпадают, какие нет и т. д. Результаты анализа осветить на практическом занятии). План-сценарий для практического занятияПрактическое занятие состоит из двух частей: семинар и тренинг. Педагог приветствует учащихся, напоминает, что практическое занятие будет посвящено теме «Мотивация», кратко повторяет, что было рассмотрено на лекции, к каким выводам пришли в ходе совместного обсуждения, задает вопросы учащимся. Предлагает обсудить результаты домашней работы («Ценности детей и родителей»). Преподаватель направляет дискуссию, предлагая рассмотреть вопросы: «Может ли расхождение в ценностях стать причиной конфликтов, нужно ли стремиться иметь те же ценности, что разделяют родители, друзья? Нужно ли подстраиваться под кого-то или стремиться «подстроить» кого-то под себя? Важно ли иметь общие ценности? Педагог в процессе обсуждения подводит учащихся к идее об уникальности каждой личности, о важности понимания этого не только по отношению к себе, но и по отношению к другим. Педагог подводит итог дискуссии и предлагает подумать над новой проблемой. Р.п.: «Один из наиболее часто используемых А.Н.Леонтьевым образов при иллюстрации исторического развития человеческих потребностей таков: не было шоколада, не было и потребности в шоколаде, появился шоколад, появились и люди, которые без него просто жить не могут. Получается, что с каждым годом общество, создавая все новые и новые предметы, формирует все новые и новые потребности. Будет ли это продолжаться бесконечно, либо у этого процесса существует какой-то предел? Что будет делать человек с огромным количеством потребностей? Обоснуйте ответ». Для обсуждения данной проблемы преподаватель предлагает учащимся разбиться на группы. Преподаватель анализирует ответы учащихся, подводит итог дискуссии, делает акцент на зрелость личности. Педагог обращается к проблеме, поднятой на лекции: «Проблема соотношения мотивов и сознания». Педагог напоминает, что мотивы осознаются далеко не всегда, рассказывает о том, каким образом можно диагностировать осознаваемые мотивы: «Осознаваемые потребности и мотивы люди обычно оценивают при помощи прямых или косвенных вопросов, непосредственно направленных на определение мотивации. Прямые методы – это, как правило, опросники. Ответы на вопросы должны объяснять поступки человека или характеризовать мотивы его поведения. Например: «Почему ты ведешь себя так?», «Какие желания и потребности у тебя есть?», «Как объяснить твой поступок?» Педагог обращается к учащимся с вопросом: «А как можно выявить неосознаваемые мотивы?» Педагог анализирует ответы учащихся, дополняет их, если они оказались неполными. При этом обращает внимание на связь мотивов и эмоций, приводит пример: «Человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно, что он помог другому. Дело в том, что его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Таким образом, анализ эмоций человека позволяет выявить его истинные мотивы. В данном случае чувство разочарования подсказывает истинный мотив, которым руководствовался человек. «В отечественной психологии (в деятельностном подходе) эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно — отрицательные эмоции. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает его мотивы. Представитель психоанализа 3.Фрейд предлагал исследовать неосознаваемую мотивацию человека по разнообразным непроизвольным действиям, реакциям, которые выдают мотивацию человека помимо его желания и воли. Это, например, автоматические движения, оговорки, содержание сновидений, паралингвистические компоненты речи и т. п. З.Фрейд, например, разработал метод толкования сновидений, применяемый для того, чтобы через содержание сновидений определять скрытые от сознания человека мотивы и потребности. Педагог предлагает в качестве домашнего задания небольшую работу, состоящую в ответе на вопрос: «Как бы вы могли объяснить своему другу (подруге) необходимость изучения темы «мотивация». Следующая часть занятия – фрагмент мотивационного тренинга.Цель: знакомство с практическим значением понятия «мотивация», с методами и приемами создания и усиления мотивации. Необходимые материалы: аудитория, стулья, доска, мел, бумага, карандаши. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|