Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи
- Образовательные: закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых и грибах;
- Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению животного и растительного мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение; свободное общение с взрослыми и детьми; формировать умение отгадывать загадки о природных явлениях, насекомых, птицах;
- Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, переживания за свою команду, уважение к соперникам, любовь к животным и растениям; повышать экологическую культуру детей и родителей; способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Предварительная работа
- Наблюдение на прогулке за птицами, насекомыми, растениями
- Беседы о животных и растительном мире
- Разучивание стихотворений, песен, чтение художественной литературы ( «В лесу» П.И. Багин, «Кто прячется в лес» Айна Бестард, «Живая природа» Е.В. Вологдина)
- Подготовка презентации, музыкального сопровождения
- Совместное творчество: изготовление кормушек детей и родителей, изготовление атрибутов к занятию: зеленые листья, пазлы, украшение зала для проведения мероприятия.
Оборудование
Скачать презентацию
Технические средства: магнитофон, мультимедийное оборудование для медиа сопровождения; эмблемы для игроков команд, шарфики, таблички-эмблемы на столы команд и жюри; картинки птиц, деревьев; пазлы «Времена года»; игрушки насекомые (бабочка, стрекоза, муравей, пчела, божья коровка); игрушки животные (медведь, белка, заяц, волк, лиса, лось, кабан, куница, слон, жираф, носорог, лев, тигр, леопард, бегемот); материал для изготовления скворечника; картинки грибов; 2 мольберта, 2 листа бумаги, фломастеры, кормушки, мяч, 3 корзинки.
Ход
Звучит нежная, спокойная музыка. На центральной стене изображение весеннего леса. В углу зала – елочка.
Входят дети, здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Ведущая: Сегодня к нам пришло письмо. Давайте посмотрим на экран. (В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей помочь жителям леса освободить его от старухи Лени)
- Ребята, поможем Мишке? Но для этого нам надо разделиться на 2 команды и пройти испытания, которые приготовила нам старуха Лень.
- За правильные ответы команды получают пазл, который вы в конце испытаний можете собрать и узнаете, как вы помогли Мишке. 1 испытание Конкурс капитанов (капитаны-дети)
Ведущая: — 1 испытание, которое приготовила нам старуха Лень, она спрятала под елку. Давайте заглянем туда.
- Перед вами на столе лежат фигуры. Ваша задача быстро и правильно собрать для птички скворечник. А мы поддержим своих капитанов!
За правильные ответы команды получают пазл.
2 испытание «Времена года»
Ведущая: — Здесь листочки не спроста, надо заглянуть туда. Посмотрим, что там под листочками…
Задание команде «Муравьи» — собрать пазлы и назвать соответствующее время года.
Задание команде «Радуга» — назвать приметы лета.
Ведущая: — Какая летом бывает погода? (солнечная, жаркая, …)
- Как выглядят деревья? (На деревьях зеленые листочки…)
- Кого можно увидеть на поляне? (На поляне можно увидеть цветы, травку, и ягоды, насекомых, птиц, бабочек)
Задание команде «Муравьи» — подобрать «снежные» слова (сосулька, снегирь, снеговик, снег, сноуборд, снегопад…) (Игра с мячом)
Задание команде «Радуга» — подобрать «весенние» слова (солнце, ручей, подснежник, капель, верба, …) (Игра с мячом)
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
3 испытание «Птицы»
Ведущая 2: Задание команде «Муравьи» — Ребята, вы любите загадки? А умеете их отгадывать? Сейчас мы это проверим. Вам старуха Лень приготовила загадки про птиц:
1. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока А зовут её… (сорока)
2. Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой Всё равно он будет мой. (Дятел)
3. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
4. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю.
Чик- чирик, не робей, Я бывалый … (воробей)
5. Окраска сероватая Повадка вороватая Крикунья хриповатая, %2
Известная персона
Это ж я… (Ворона)
6. Ну а я, не зная сна Ловлю мышей допоздна Даже шорох лёгкий слышу Не уйти, пожалуй, мышке. (Сова).
Задание команде «Радуга» — «Птицы в сказках»
- Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? (курочка ряба).
- Какая птица в русских народных сказках горячей огня? (Жар – птица)
- Какая птица помогла Дюймовочке спастись от Крота? (Ласточка).
- С какой птицей дружил Винни — Пух? (Сова).
- В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедь).
- Кто помог выгнать Лису из сказки «Заюшкина избушка»? (Петух).
(На экране появляются изображения правильных ответов.)
Ведущая: — Ребята, мы с вами знаем много зимующих и перелетных птиц. Зимующие птицы – живут рядом с нами, а перелетные – улетают в теплые края. Старуха Лень все перепутала, и они заблудились, и все вместе прилетели на один участок. Помогите им найти свой дерево (иллюстрации птиц лежат на столе, крепят их на мольберт на дерево магнитами).
Задание команде «Муравьи» — собрать перелетных птиц и разместить на зеленом дереве.
Ведущая 1: А теперь проверим, правильно ли команды помогли птицам
Вопросы команде Муравьи:
- Какие перелётные птицы сели на дерево? Назовите их.
- А как вы думаете, чем будут заниматься птицы после возвращения из тёплых краёв? (Птицы будут вить гнезда, и высиживать птенцов). Слайд
- А как мы помогаем перелётным птицам весной укрыться от опасности и холода? (Мы для них строим скворечники) Слайд
- А что бы произошло, если бы птицы поленились и не улетели бы в тёплые края, а остались зимовать?
Задание команде «Радуга» — собрать зимующих птиц и разместить их на кормушках на елке.
Вопросы команде Радуга
- Какие зимующие птицы прилетели на кормушку? Назовите их.
- А как мы помогаем зимующим птицам пережить зиму?
За правильные ответы команды получают пазл.
Испытание 4 «Животные»
Ведущая: — Старуха Лень приготовила вам ещё загадки об обитателях леса? Команды отвечают поочерёдно. Слайды
1. Летом бродит он по лесу,
Любит ягоды и мёд.
«Неуклюжий», «косолапый» -
Так народ его зовёт. (Медведь)
2. С дерева на дерево летает, будто стрелка.
Рыжая, пушистая, она зовётся … (Белка)
3. У него пушистый мех, он в лесу трусливей всех. (Заяц)
4. Зубы острые, как бритвы, серой шубою покрытый,
Он в овечках знает толк. Ну конечно, это … (Волк)
5. Хитростью своею славится эта рыжая красавица. (Лисица)
6. Похожи на соху рога, ими бьёт он по врагам. (Лось)
7. По стволу и вверх и вниз лазает как альпинист.
Разоряет гнёзда птицам. А зовут её… (Куница)
Ведущая: О! Я вижу в лесу животных — вон они! (Показывает на стол, где расставлены игрушки).
Ведущая: Дети. Посмотрите! Мне кажется, что старуха Лень опять навредила, и некоторые животные заблудились. Неужели всех этих животных можно встретить в лесах России?
Ведущая: Давайте поможем заблудившимся животным переселиться в жаркие страны.
Проводится игра-эстафета «Пересели животных». Команда Муравьи выбирает животных России, команда Радуга — животных жарких стран. Участники команд по одному бегут к столу с игрушками, выбирают нужную, бегом возвращаются обратно и ставят её на свой столик. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Ведущая: проверим, правильно ли команды поселили животных.
Вопросы команде Муравьи
- Назовите животных, которые живут в лесах.
Вопросы команде Радуга
- Назовите животных, которые живут в жарких странах.
Ведущая 1: Дети, а что произошло бы, если бы животные из жарких стран поленились уйти в свои края, и остались бы в наших лесах зимовать?
5 испытание «Насекомые»
Ведущая 1: — Посмотрите, а под деревьями стоит корзинка. Давайте узнаем, что там?
По очереди с каждой команды вызывают по 5 человек.
Ведущая 2: Задание команде «Муравьи» — перед вами насекомые, сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны найти на столе, назвать и показать.
1. Шевелились у цветка, все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. На ромашку у ворот, опустился вертолет — золотистые глаза.
Кто же это?.. (Стрекоза)
3. Чернокожий карапуз, не по росту тянет груз. (Муравей)
4. Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)
5. Какая коровка, скажите, пока ещё никому не дала молока? (Божья коровка)
Ведущая 1: Задание команде «Радуга» — Игра «4 лишний»
- Давайте с вами поиграем в игру. Я буду показывать изображения живых существ, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.
(На экране появляются изображения для выполнения заданий, затем правильные ответы)
Ведущая 2:
- Бабочка, жук, паук, медведь.
- Муравей, кузнечик, червячок, снегирь.
- Божья коровка, волк, лиса, заяц.
- Бабочка, стрекоза, червяк, муха.
- Сороконожка, лягушка, комар, улитка.
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
6 испытание Загадки о природных явлениях
Ведущая 2: — Ребята, старуха Лень спрятала для нас новое испытание.
- Я буду поочередно задавать загадки каждой команде, а правильно ли вы ответили, подскажет наш помощник — экран. Приготовились?
- Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет (ветер)
- Крашеное коромысло, над лугом повисло (радуга)
- Седой дедушка у ворот, всем глаза заволок (туман)
- На небе стукнет, а на земле слышно (гром)
- Меня ждут – не дождутся, как увидят, разбегутся (дождь)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
- Скатерть бела, весь свет одела (снег)
- Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет: ни царь, ни царица ни красная девица (град)
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
7 испытание «Грибы»
Ведущая 1: — На полянке выросли грибы. Ваша задача собрать в корзинку грибы и назвать их. Родители могут помогать детям. Вызывают по 4 ребенка с каждой команды.
Задание команде «Муравьи» — собирают съедобные;
Задание команде «Радуга» — несъедобные.
- А теперь проверим, правильно ли команды собрали грибы.
- Какие грибы в корзине?
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
8 испытание «Веселые художники»
Ведущая 2: Задание участнику команды «Муравьи» — дорисовать кошку
Задание участнику команды «Радуга» -дорисовать лису. Команды получают пазл.
- Мы хотим вас поздравить, вы заработали всего 8 пазлов из 8, и теперь их нужно собрать.
В конце дети собирают пазлы, и выходит изображение бочонок меда: (на экране)
- Ребята, вот и получился у вас подарок от медведя и всех жителей леса – бочонок меда., в благодарность за то, что вы прогнали старуху Лень. А за то, что вы показали такие хорошие знания я хочу наградить вас вот такими медалями: «Юный эколог».
Список источников информации
- С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада», Мозаика-Синтез, М., 2010;
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа», Мозаика-Синтез, М., 2014;
- Интернет-ресурсы: загадки, девизы, музыка, картинки.
|