Главный Редактор. Подготовка к вышиванию

Подготовка к вышиваниюМатериалы,   инструменты,   приспособления. Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, а    суконные, шелковые, хлопчатобумажные изделия, найдутся в каждом доме: вышедшие из моды и употребления сшитые и вязаные изделия, остатки тесьмы, шнура, ниток, кожи и кожзаменителя, лоскутки ткани, кружева, ленты и многое другое. Их нужно рассортировать, распороть, вычистить, выстирать, выгладить и сложить в коробки и пакеты.
Ткань состоит из основы — продольных нитей, параллельных кромке, и утка — поперечных нитей. Рисунок, созданный на ткани чередованием нитей основы и утка через одну, две, три и более нитей называется переплетением. К основным переплетениям, простым и гладким, относятся полотняное, саржевое, атласное и сатиновое (рис. 2,а—г). Самым простым является полотняное переплетение, в котором нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке, через одну. Лицо и изнанка одинаковы.
Ткани полотняного переплетения наиболее удобны для вышивания счетными и строчевыми швами. На тканях неполот-няцого переплетения вышивают по ранее нанесенному рисунку или по канве — специальной сетчатой ткани. Для вышивки по свободно нанесенному контуру узора годятся все ткани, имеющие гладкую, Однотонную поверхность.
В зависимости от назначения изготавливаемого изделия и техники исполнения подбирают необходимую ткань. Для скатертей,дорожек,салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно и редину; для панно и ковриков — канёву, рогожку, мешковину, холст, бортовку, полотно, сукно, шерсть, драп.




Рис.2. Основные переплетения тканей: а — полотняное, б — саржевое, в— атласное, г —сатиновое

Для сумок и газетниц используется любая ткань с неярко выраженной структурой. Для блузок и нарядных платьев применяют более тонкие ткани — батист, маркизет, шелк и тонкую шерсть. Для верхней одежды —сукно, драп, нетканые материалы.
Нитки (пряжа) представляют собой скрученные волокна, которые бывают натуральными (льняные, конопляные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), искусственными, синтетическими и смешанными. Нитки, применяемые в рукоделии, различаются по качеству, структуре, толщине и цвету.
Для вышивания на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в одну нить или шелковые нитки. Мулине в две-три нити используются в вышивках по марлевке, рогожке, полотну. Шерстью в одну или несколько ниток и шелком, в зависимости от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных тканях. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (6 ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из искусственного шелка и синтетическими, то они распушиваются и придают готовой вышивке бархатистый вид. Используют также нитки, выдернутые из ткани или цветной тесьмы, а в накладном шитье — шнур, тесьму, сутаж. Чтобы нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании должна быть не более 50 см, причем шерстяной — не более 40 см.
Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, так как электрический свет искажает их цвет. Необходимо проверить нитки на линяе-мость — крепость окраски. Для этого нитку нужно опустить в горячую воду, слегка намылить и протянуть через вдвое сложенную белую ткань. Если на ткани остался след краски, все нитки нужно намылить и залить крутым кипятком на 15 мин. Затем выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в водно-уксусном растворе (одна столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут.
Канва — специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки разной величины, в зависимости от сорта материала.
. Прикреплять канву на рабочую ткань нужно швом «вперед иголку» сначала вдоль рисунка, а потом поперек. Перед началом работы необходимо проверить, одинаковой ли толщины нити основы и утка в ткани и канве.
Канву можно приготовить самому, выдергивая по счету нити ткани сначала в одном направлении, затем в другом.
Для вышивания нарядных платьев и сценических костюмов, изготовления всевозможных украшений необходимы бисер, стеклярус и блестки.
Бисер — мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки. В рукоделии наиболее часто применяют бисер из глухого (непрозрачного) и прозрачного стекла разных цветов.
Стеклярус — отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3—10 мм.
Блестки — тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластических масс диаметром Ът 2 до 20 мм.
Хранят бисер и стеклярус по цвету и размеру в отдельных бутылочках, маленьких баночках, пузырьках и пробирках с крышками и пробками.
Иголки бывают разной длины и толщины, от № 1 до № 12. Для швейных и вышивальных работ нужно иметь набор швейных и штопальных иголок: очень тонкие (№0—1) — для вышивания бисером и стеклярусом, тонкие (№ 2—3) — для вышивания на тонких тканях; средние (№ 3—5) — на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком (№ 6—12.) — для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, тесьмой, синтетическими нитками. Толстую ткань будет легче шить, если смазать иглу мылом. Сохранять иголку желательно вместе с ниткой, завязанной узелком.
Нитковдеватель — специальное приспособление, облегчающее вдевание нитки в иголку.
Булавки необходимы при подготовительных и вспомогательных работах. Хранят их в коробочке с плотно закрывающейся крышкой.
Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.
Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток; непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.
Заржавленные иголки можно зачистить, вкалывая их несколько раз в мешочек, туго набитый сухими опилками.
Наперсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать четкие проколы плотной ткани. Он может быть металлическим или пластмассовым и подобран по размеру пальца.
Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. Необходимы большие ножницы для раскроя ткани, средних размеров — для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток, маленькие с загнутыми концами — для обрезывания рабочих ниток, надрезывания нитей ткани при строчевых работах и прорезных вышивках и «зигзаг» — для оформления краев ткани при раскрое.
Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе. Передавать ножницы небходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
Чтобы наточить ножницы, достаточно несколько раз постричь ими наждачную бумагу или «порезать» 15—20 раз иголку.
Колышек, проколка или пендель — длинная деревянная, металлическая или пластмассовая палочка с острым концом, при помощи которого удаляют наметку и силки, выправляют углы, выравнивают петли и раздвигают нити ткани для получения отверстия в отдельных швах.
Шило применяют в работе с плотными и толстыми материалами: сукном, войлоком, кожей и др.
Пяльцы *— специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы, которые представляют собой два деревянных обруча диаметром 2019730 см.
Для рукоделия необходимы также сантиметровая лента,длинная икороткая линейки, угольник, плотная бумага и картон для узоров и трафаретов, калька, миллиметровка, копировальная бумага, альбомы для узоров, карандаши твердо-мягкие (ТМ) и цветные, фломастеры, тушь.
Зарисовка узоров. В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань.
В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания. Под натянутую на пяльцы светлую ткань вышивальщица подкладывала вышитый предмет и терла ткань тыльной стороной алюминиевой ложки, куском свинца, а если это была темная ткань, то куском мыла, воска или мела. В результате трения образовывался слегка заметный контур рисунка, который обводили карандашом, углем или прошивали цветной ниткой. Для перевода рисунка методом намачивания подготовленную для вышивания ткань смачивали и накладывали на вышитую. Мокрая ткань плотно прилегала к вышивке, рельефно обрисовывая контур узора, который затем прометывался.
Счетные и строчевые вышивки выполнялись на глаз, без предварительного рисунка. Копия с оригинала полностью повторялась вышивальщицей или же вносились изменения и дополнения в процессе работы.
В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу.
Рабочий рисунок свободного контура переводят с оригинала с помощью прозрачной бумаги, которую накладывают на готовый узор, закрепляют по углам кнопками, скрепками или булавками и обводят контуры рисунка твердо-мягким карандашом (ТМ), тушью или фломастерами. Рисунок с готового изделия переводят с помощью стекла, положенного на вышивку, поверх которого кладут прозрачную бумагу и обводят контуры. Рисунок с вышивки на непрозрачную бумагу переводят с помощью алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги, потерев поверх бумаги по вышитому рисунку. Обозначившиеся на бумаге темные линии затем обводят карандашом или фломастером.
Для зарисовки узоров, выполненных крестом, полукрестом, косой стежкой, счетной гладью, используют клетчатую бумагу. Каждый крестик изображают двумя скрещенными линиями или «заливают» клеточки по рисунку цветными фломастерами, карандашами, тушью. Узор швом «полукрест» зарисовывают прямыми и наклонными линиями, заполняя каждую клеточку в соответствии с рисунком-оригиналом.
Узоры ажурных вышивок переносят на клетчатую белук^ бумагу черной тушью, цветными шариковыми ручками и фломастерами.
Увеличение и уменьшение рисунка. Для того чтобы изменять размеры рисунков-узоров, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно пронумеровать: по горизонтали буквами, а по вертикали — цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу (рис. 3). Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.
Нанесение рисунка на ткань. В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, характера и размещения рисунка на изделии существует не-
сколько способов его нанесения (перевода) на ткань.
Самый простой способ перевода рисунка на ткань — при помощи копировальной бумаги. На выглаженную ткань к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желательно цветную — желтую, красную, зеленую, она меньше пачкает вышивальные нитки) пастой на ткань. Остро отточенным карандашом аккуратно обводим контуры свободного рисунка (рис. 4,а). Контуры геометрического орнамента обводим с помощью линейки или ставим точки в углах каждого крестика (рис. 4,6).
На темные гладкие ткани рисунок можно перевести с помощью компрессной бумаги, наложив ее на ткань жирной стороной. Затем уже на ткани контуры узора обводят цветным карандашом или прометывают ниткой.
На тонкие, прозрачные ткани узор можно перенести с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло



Рис.3. Изменение размера рисунка

кладут узор, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Включают свет и обводят контуры рисунка мягким острым карандашом.
На темные, блестящие и ворсовые ткани рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки, целлофана). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на ткань и проши-
вается по контуру рисунка частыми стежками шва «вперед иголку» или обстрачивается швейной машиной. Бумага срезается, а по окончании вышивки нитки наметки выдергиваются.
Перевод рисунка «припорохом» (рис. 4,в) на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с помощью трафаретов-сколков, изготовленных следующим образом. На стол, застланный мягкой подстилкой (одеялом или тканью, сложенными в несколько раз), кладется лист бумаги с нанесенным рисунком. Под него подкладывается бумага или калька, и все прикрепляется к подстилке. Затем тонкой или более толстой, если сколок предназначен для плотных тканей, иглой или шилом по контуру рисунка, на расстоянии 2—3 мм, делаются проколы. Готовый трафарет протирают с обратной стороны наждачной бумагой, уничтожая выпуклости контура, и прикрепляют на поверхность ткани, предназначенной для вышивания. Контур рисунка наносится с помощью ватного тампона, смоченного смесью машинного масла и зубного порошка для














Рис.4. Способы перевода рисунков на ткань: а,б — с помощью копировальной бумаги; в — методом «припорох»





темных тканей или смесью машинного масла и синьки для светлых тканей. Смесь проходит через проколы, оставляя отпечатки контура рисунка. По консистенции смесь должна напоминать сметану.
Канва или самодельная сетка из ткани применяется для вышивания сплошных узоров, покрывающих весь фон без просветов.
Изготовление выкроек, трафаретов и лекал. Очень часто в рукоделии пользуются выкройками. Это отдельные детали будущего изделия. Выкройки: многоразового пользования называются лекалами. Их изготовляют по рисункам и чертежам с помощью линейки, треугольника, циркуля из плотной бумаги и тонкого картона. Для трафаретов — тонких пластинок, в которых проколот или прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению, — лучше использовать картон. Места середины изделия или отдельных деталей обозначаются маленькими надрезами-марочками, глубина которых не должна превышать 5 мм. С помощью лекал и трафаретов оформляются края изделий фигурными фестонами.
Составление узоров. Для вышивания используют готовые узоры из альбомов или переснятые с вышитых изделий. Но народная вышивка, доставшаяся нам в наследие, не является эталоном для слепого копирования. Она — источник вдохновения и художественного мышления, способ постижения законов пропорции и цветовой гармонии, сочетания различных техник и композиционных решений.
Познакомившись с коллекциями старинных вышивок, можно перейти к самостоятельному созданию новых мотивов и орнаментов. Сначала необходимо произвести разбор узора — узнать, из каких
элементов он состоит и как они сочетаются между собой, как можно его изменить, упростить или усложнить.              
Для работы используют формы узорного мотива разных размеров, вырезанные из бумаги в нескольких экземплярах. На полосе бумаги нужной ширины откладывают длин,у фигуры, сгибают бумагу гармошкой и вырезают необходимый мотив. Затем готовые формы укладывают на столе или листе бумаги в том или другом порядке, раздвигая, сближая, перемещая их для создания раппортов новых узоров.
Выравнивание краев ткани. Выбрав для работы узор, нужно подобрать ткань необходимой структуры, качества и цвета, а также нитки и иголки. Но прежде чем приступить к работе, следует выровнять ткань, разметить расположение узора на ней, нанести его (для свободных вышивок).
Края ткани выравнивают, выдергивая крайнюю нить, а по ее следу отрезают лишнюю ткань. Чтобы во время работы не осыпались нити ткани, края изделия обметывают. Выдергивая нити или используя наметку, прокладывают линии, определяющие размеры изделия, вспомогательные линии для обозначения ширины подгибания срезов ткани, ширины бахромы, положения мережек и отдельных швов. После этого ткань хорошо разглаживают и, если нужно, запяливают.
Закрепление рабочей нитки. В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков, оставлять на изнанке длинные петли и концы ниток. Народной вышивке присуща чистая изнаночная сторона, аккуратно выполненная работа.
При вышивании одинарной ниткой закрепляют ее концы несколькими мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой (рис. 6,а), или после первого прокола оставляют на изнанке конец нитки длиной  10 см и закрепляют его, пропуская иголку с ниткой под вышитыми стежками (рис. 6,6), после того как рабочая нить закончилась.
Можно закрепить конец нитки стежком «за иголку». Делают прокол иголкой с изнанки на лицевую сторону, протягивают иглу и оставляют на изнанке конец нитки длиной 10—15 мм, крепко его придерживая. Очень близко от первого прокола слева направо делают второй прокол на изнанку и выводят иглу с ниткой на лицевую сторону, закрепляя ею конец нитки (рис. 6,в).
Если же вышивают в две нити, то нитку, сложенную вдвое, продергивают концами в отверстие иглы. Затем делают маленький стежок в месте начала работы и тянут нитку до тех пор, пока не останется кончик в виде маленькой петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают ее* (рис. 6,г).
Заканчивая работу, нитку закрепляют под вышивкой с изнанки несколькими мелкими стежками швом «вперед» или «назад иголку», а концы обрезают ножницами.
В ажурных вышивках двойную нить сразу закрепляют петлей на невьщерну-тых нитях ткани (рис. 6,д), а одинарную закрепляют в петлю с помощью маленького вертикального стежка или прошивая










Рис.б. Способы закрепления вышивальной нити















































Рис.7. Навесной уголок рукоделия

стежками шва «вперед иголку» (рис. 6,е), делая место закрепления незаметным!
Уголок рукоделия. Народная пословица гласит: «Что в порядке лежит, само в руки бежит». Это относится и к рукоделию.
Для хранения необходимых материалов, инструментов и приспособлений нужно иметь специальную коробку или шкатулку, корзинку или сделать навесной «уголок рукоделия» (рис. 7). Изготовить его можно из холста или другой ткани любой ширины и длины. На основную ткань сверху нашивается несколько карманов разных размеров, расцветок и форм, петли для навешивания (но лучше закрепить «уголок» на деревянной или пластмассовой планке, чтобы не морщилась и не провисала ткань). Внизу можно пришить бахрому или украсить конец полотнищ разноцветными петлями из ниток, по бокам пришить тесьму, шнур или цветной кант.
Такой уголок рукоделия можно повесить на стену или на дверь.

Просмотров: 428
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Редактор. Открытка с рисунком на ткани
  • Гаврилова Александра Александровна. Конспект игры-экспериментирования во второй группе раннего возраста по теме «Ткань и бумага»
  • Альпаутова П.С.. Конспект экспериментирования в старшей группе на тему: «Ткань».
  • Редактор. Поделки из пластиковх бутылок и ткани - Ваза
  • Пыркова Людмила Юрьевна. Конспект Непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию На тему: «Ткань, её свойства»
  • Галимова Ольга Александровна. Мастер-класс: «пион» из ткани
  • Павлова Наталья Николаевна. Проект «Ткани разные нужны».
  • Ольга Портнова. Родительское собрание на тему 'Волшебное творчество'. Мастер-класс роспись по ткани.
  • Портнова Ольга Ивановна. План-конспект по художественно-эстетической деятельности: «Волшебство на ткани» (I и I I часть)
  • Лукашина Наталья Александровна Воронова Ольга Юрьевна. Конспект занятия с элементами экспериментирования. Тема: «Секреты ткани» (подготовительная группа)
  • Ирина Александровна Фомина. Конспект НОД ОО 'Познание' (Формирование целостной картины мира) подготовительная к школе группа беседа на тему: «Одежда.Ткани»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Редактор. Какую бумагу лучше использоавть для оригами?
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Приглашаем красноярцев и гостей города на уникальную выставку детского рисунка 'Ассамблея звезд'
  • Милованова Марина Владимировна. Техника вышивания лентами
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Кочурова Наталья Витальевна. Описание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшей группы с помощью художественной литературы
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Олеся Блац. Статья 'Развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия'
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Сеидова Олеся Радиковна. Измерение длины с помощью произвольной меры
  • Суворова Нелли Анатольевна. «Волшебные превращения бумаги посредством оригами» (из опыта работы)
  • Редактор. Как можно украсить пасхальные яйца
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Редактор. Вышивка: обработка края изделия
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь