Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА

ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА

Детский орнамент раньше всего появляется на поверхностях вещей, как результат ритмической организации этих поверхностей при помощи их членения. Происхождение орнамента нами было обусловлено уже ранее потребностью ребенка осуществить членением поверхностей их познание сначала путем реального движения ребенка или его руки по ним, а потом и зрительного восприятия этого движения, – восприятия, которое само становится движением глаза. Эта потребность, а не какая-либо другая, порождает орнамент, как художественную форму с чисто пространственной природой, с того момента, когда появляется чисто эстетическое восприятие – созерцание орнамента.

 

Интересно отметить здесь тот первичный прием, с которым приступает ребенок к украшению вещи с помощью цвета. Сначала вещь раскрашивается вся одним цветом, – будет ли это коробочка, мяч или кукла, будет ли она объемом простым или сложным. В такой раскраске цвет, как масса, локально связанная с массой вещи, является целью художественного действия. Дальше мы наблюдаем выходы к многоцветности. Поверхность каждой объемной формы, как части формы сложной, характеризуется особым цветом. Очень рано распределение этих цветов становится зрительно-ритмическим и распределяется по законам или орнаментального, или декоративного построения, т.е. или по принципу бесконечного чередования однородных форм, или зеркального симметричного отражения и развития одной формы. Сплошная раскраска цветом постепенно заменяется на одной и той же поверхности комбинациями цветов. Их соприкасающиеся массы побуждают к все большей четкости контуров, как границ масс. Там, где контур начинает привлекать главное внимание, он подчеркивается и усиливается чертой. Так родится из цвета линейный орнамент. Однако следует сказать, что он возникает и вполне самостоятельно, как прием пластической или цветовой обработки поверхности. Все зависит от материала и способов, а также орудий его обработки. Так, на глине ребенок палочкой или пальцем делает ряды ямок или черточек. Сначала они лишь знаки двигательно-осязательной выразительности; позднее, на вещах – это уже орнамент.

По твердому, непластическому материалу орнамент дается раскраской. Замечательно то, что в украшении поверхности ребенок идет от одноцветности через многоцветность к очень сдержанным, скупым и строгим отношениям цвета, нередко возвращается к той же одноцветности. Но вместе с тем, идя от заполнения поверхности сплошными массами цвета и их комбинирования, он обнаруживает все более бережное отношение к первоначальному тону поверхности и тем самым все более в ее обработке приближается к типу чисто линейного орнамента. Орнамент такого типа – цветной рисунок, распределяемый с возрастающей скупостью по украшаемой поверхности.

Приняв во внимание все сказанное, обратимся к общей характеристике природы орнамента.

Вначале мы наблюдаем всюду преобладание двигательно-зрительной основы в его построении. Главной особенностью здесь является полное подчинение орнаментально-пространственной формы примитивному, простому ритму движения руки: горизонтальному, вертикальному, наклонному и немногим элементарным комбинациям этих движений. Формы, рожденные таким путем, легко воспроизводятся двигательной памятью. Их пространственное строение беспредметно, внеизобразительно. Это чистый геометрический стиль, представляющий собою объединения или цветных масс, или элементарных кривых и прямых линий, штрихов.

Примитивный орнамент первой фазы отличается прерывистостью, первоначальной замкнутостью каждой формы и отсутствием ее пространственной связи с другой. Обычно это – ямки, сделанные пальцем или палочкой, цветные пятна, черточки, идущие в горизонтальном или вертикальном порядке. В соединениях элементов по типу определенного орнаментального ритма сначала образуется одно направление: горизонтальное или вертикальное. Выбор того или другого очень нередко определяется инстинктивным приспособлением к конструкции и общему характеру украшаемой формы.

Укрепление обшей зрительной концепции над двигательно-осязательной в орнаменте вызывает переход к его зрительно-двигательной фазе. Здесь мы наблюдаем уже меньше простое совпадение между движением руки и зрительным впечатлением-образом. Между простыми элементами примитивно-орнаментальной формы появляются усложняющие связи, обусловленные усложнением ритмов не столько чисто двигательной, сколько зрительно-двигательной природы, сначала в виде зрительной обработки и усложнения мотива двигательного, лежащего и основе построения. Потом чисто зрительный ритм получает преобладание и нередко заглушает первичную двигательную основу. Из комбинирования простых форм и направлений возникают формы более сложные с новыми ритмически-пространственными взаимоотношениями.

Природа и характерные особенности орнамента, обусловленного преобладанием зрительной концепции, орнамента фазы зрительно-двигательной, могут быть сведены к следующим признакам. Зрительное впечатление от сложной пространственной формы такого орнамента может быть очень слабо связано с движением руки. Больше того, движение глаза, обусловленное формой орнамента, может быть совершенно иным, иной формы, почти в ином направлении, чем движение руки, его выполняющей. Кроме того, движение руки здесь может быть вполне подчинено тому пространственному, а не временному образу и его переживанию, которые в первой, примитивной, фазе орнамента подчиняются, в свою очередь, мускульно-двигательному напряжению и его разрешению в физическом действии – движении руки ребенка. Отсюда дальнейшее усложнение форм и направлений орнамента, которое может быть учтено и стройно организовано только глазом и зрительным восприятием.

Усложнение и замыкание элементов орнаментально-декоративной формы вызывает неизбежно ряд ассоциаций по сходству и контрасту. Здесь происходит то же, что и в других областях художественного творчества на той же ступени детского психического развития. Ассоциативная деятельность сознания приводит к толкованию некоторых орнаментальных форм в смысле изобразительности и к творческим поискам формального подобия внеизобразительных построений вещам внешнего мира. Ассоциации пробуждают запасы внутренних образов, которые также ищут реализации в форме орнаментально декоративной.

Так постепенно образуются узоры из элементов уже чисто натуралистических. В первую очередь появляются мотивы и формы растительные, а потом животные. Такой порядок обусловливается, видимо, тем, что конструктивные формы растительного мира больше совпадают с наиболее типическими формами геометрического, неизобразительного орнамента, чем формы животные. Структура растения в своей устремленности имеет так же тяготение к бесконечному продолжению, как и орнамент.

В творческом произведении такого порядка индивидуальные, наблюденные ребенком, образы принимают более упрощенные формы, приближаются по своему строению к схеме и в своей ритмической повторяемости превращаются в орнамент.

Так детская психика проделывает здесь спиралевидный путь, возвращаясь к некоторому исходному, как будто, пункту, к той схематизации, а иногда отсутствию изобразительности, которые свойственны первой орнаментальной фазе. Проходится этот путь иногда в дошкольном возрасте, иногда позднее, связываясь своими средними звеньями натуралистического характера с потребностью в изображении индивидуального образа.

Список литературы:

  1. Андросова М.М. Развитие эстетического чувства у дошкольников на основе народного творчества // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 189.
  2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств / А. В. Бакушинский. – М.: Карапуз. 2009. 302 с.
  3. Васильева Л.Г. Искусство народного геометризированного орнамента в формировании образа мира у детей 4-7 лет // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 1. С. 44-51.
  4. Муратова З.М. Методические подходы к развитию детского декоративного творчества // Мировая наука. 2018. № 5 (14). С. 335-338.
Просмотров: 387
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Сергеева Татьяна Евгеньевна. Формы организации двигательной активности и закаливание дошкольника в условиях детского сада и дома (из опыта работы)
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры
  • Черемисова Алла Ивановна. проект 'Тайна орнамента обско-угорских народов'
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Современные формы работы с молодыми педагогами детского сада как одно из условий успешной социализации педагога
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Камартдинова Ольга Александровна. «Малые формы фольклора, как средство речевого развития дошкольников»
  • Ионова Светлана Петровна, Андреева Анна Аркадьевна. Выставка «Я и другие» или как сделать воспитание увлекательным.
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Герасенко Елена Владимировна. Свободные формы организации художественного опыта дошкольников
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Бурлакова Елена. Духовное здоровье или как воспитать в ребенке нравственный стержень.
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Редактор. Прикольные кубики - Летняя коллекция или Как Я смогу помешать вторжению?
  • Главный Редактор. Почему подпрыгивает плоский камень? Или как пускать блинчики?
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь