Пластилин – один из первых материалов для творчества, с которым знакомятся малыши. Слово «пластилин» берёт начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает «лепной». как материал для лепки пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ ещё в Средние века.
Почему малышам полезно лепить из пластилин? Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. А когда малыш лепит, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Это подтверждают специалисты, которые выявили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И малыши, развивая мелкую моторику, активизируют и зоны мозга, отвечающие за речь. Дефектологи подтверждают: регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Для многих родителей встает вопрос: с какого возраста можно начинать заниматься лепкой? Познакомить с пластилином ребёнка можно с того момента, когда он начал самостоятельно и сидеть и может уже понимать слово «нельзя» ( «пластилин брать в рот и есть нельзя»). Но оставлять ребёнка с пластилином один на один не следует. В год-полтора детки просто знакомятся с материалом и основными приемами лепки, лепить нечто осмысленное они не раньше 2-х лет. С помощью пластилина малыш учится многому: отщипывать, прилеплять, скатывать, раскатывать, сплющивать, вдавливать, оттягивать. А ещё – смешивать цвета: например, оранжевый получается, если смешивать красный и жёлтый цвета, зелёный – при смешивании жёлтого и синего. Также у ребёнка расширяется кругозор, он знакомится с новыми предметами, участвующими в работе с пластилином, такими как доска, цветной картон, нож. Хорошо. Если в процессе обучения вы расскажите и покажите малышу, что из пластилина можно не только просто лепить фигурки, но и совмещать лепку с аппликацией, т.е. применять различные вспомогательные материалы: спички, зубочистки, вату, ткани, нитки, бусины, пуговицы, палочки, камешки, ракушки, шишки, макароны, фасоль и многое другое. Тогда пластилиновое творчество станет ярким и разнообразным. Фантазия тут просто безгранична. Вот несколько примеров пластилинового творчества:
- принесите с улицы ветку и украсьте её ягодками из красного пластилин и листиками из зелёного, можно и пластилиновую птичку посадить
- обычную небольшую баночку можно превратить в красивую вазу, если облепить её пластилином, а затем украсить ракушками, бусинами
- можно сделать пластилинового ёжика. У скатанного шарика чуть-чуть оттяните «носик», из чёрных бусинок сделайте глазки и кончик носа. А иголками станут зубочистки или спагетти
- улитка получается из пластилина, слепленного «колбаской», свёрнутого в спираль и поставленного на ребро. Прилепляем шарик – это будет голова. На шарике делаем два глаза – бусинки или чёрный пластилин. Втыкаем две тонкие макаронины – вот и рожки готовы.
Предоставьте малышу свободу творчества. Самое главное: не забудьте поместить работу ребёнка на видном месте. Пусть малыш гордится результатами своего труда!
|