Павленко Валентина Васильевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» воспитатель ЯНАО, г. Надым
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через продуктивную деятельность.
Задачи:
- познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность
- дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных (динозавров, саблезубых тигров, ящуров, шерстистых носорогов, мамонтов)
- расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта
- познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания
- формировать умение детей работать по операционной карте, создавать объемную фигуру животного по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, радоваться результатам коллективного труда
- развивать любознательность, познавательную активность
- воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и чтение книг по данной теме
- беседы о профессии палеонтолога
- просмотр документального фильма о возникновении жизни на Земле
- игры с макетом «Древний мир»
- экскурсия в выставочный музей г. Надыма, Дом природы
- занятие «Путешествие в прошлое человека»
- заучивание стихотворения о динозаврах
- рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики
- изготовление плоскостных и объемных животных разными способами
Оборудование:
- предметные картинки, картинки слона и мамонта, «волшебная коробочка»
- презентация «Древние животные, или жил – был мамонт»
- стенд «Наука палеонтология»
- наборы древних животных
- глобус
- муляжи останков, фотоматериалы, иллюстрации, песок
- бейджики «Участник научной конференции» по количеству детей
- карточки «Скелет мамонта»
- операционные карты
- вырезанные из картона заготовки – части тела мамонта, цветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, простые карандаши (по необходимости)
- пластиковые хомутики для соединения деталей
- музыка для фона; фотоаппарат.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Осуществляется самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель плавно организовывает переход от игровой деятельности к НОД (непосредственно организованной деятельности).
1. Введение в ситуацию:
Упражнение «Ветерок»
Цель:
- формирование интереса к занятию, создание эмоционального настроя.
Воспитатель: — Ой, ребята! Налетел легкий ветерок и расставленные мною картинки рассыпались! Помогите их собрать! (дети поднимают картинки, воспитатель благодарит детей и помещает картинки на доску). Что изображено на картинках?
Дети: дерево, кукла, арбуз, снежинка, мамонт.
Воспитатель: Как вы думаете, есть что – то общее между этими картинками? (дети рассуждают: дерево – одно, кукла – игрушка, ничего общего, арбуз – ягода, снежинка – это явление природы, мамонт – животное). Картинки разные, между ними нет ничего общего.
Дидактическая игра «Найди загаданное слово»
Цель:
- создание мотивации к включению в деятельность на занятии посредством умозаключения.
Воспитатель: Да, это абсолютно разные картинки, не связанные по смыслу. В этой волшебной коробочке лежит то, что может подходить к одной из картинок. Хотите узнать? Ваша задача отгадать это, задавая мне вопросы. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон»):
- Это игрушка?
- Нет!
- Ягоды?
- Нет!
- Это животное?
- Да!
- Хищное?
- Нет!
- Травоядное?
- Да!
- Животное большое или маленькое?
- Да! Очень большое!
- Живет в жарких странах?
- Да!
- Хобот есть?
- Да!
- Это слон?
- Да!
- К какой картинке подходит картинка «слон»? ( «мамонт»).
- Почему?
- Они оба животные, большое тело, есть хобот, толстые ноги, большие уши.
Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мамонтах. Хотите? Ребята! Как раз сегодня нам предложили стать участниками научной конференции, которая проходит в нашем городе. Там работают палеонтологи. Ребята, вам понятны все слова, которые я сказала?
Дети: Кто такие палеонтологи?
Ребенок: (заранее подготовленный). Палеонтолог — это ученый–исследователь.
Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад.
Воспитатель: Спасибо! Молодец! Правильно! Палеонтологи — это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология. Ребята, вы хотите стать юными палеонтологами и участвовать в научной конференции? А сможете? Я буду вашим научным руководителем. Теперь мы все участники научной конференции палеонтологов (дети прикрепляют бейджики «юный палеонтолог»). Конференция проходит в музее палеонтологии. Сейчас мы туда и отправимся. (Дети перемещаются в мини – музей «Ямал – мой край родной»).
2. Актуализация знаний:
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?
Ребенок: Планета, на которой мы живем, называется Земля.
Воспитатель: Все так думают? Совершенно верно! Именно на планете Земля существует жизнь. А почему?
Дети: На нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Есть вода, свет, тепло, почва. Без этих условий не было бы и жизни на нашей планете.
Воспитатель: Глобус – макет Земли. (Рассматривание глобуса.) Что вы видите на глобусе?
Дети: синий цвет на глобусе – это океаны и моря, коричневым цветом обозначены горы, зеленым – равнины, желтым – пустыни.
Воспитатель: Глобус вращается (вращает), так и наша планета Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца. Поэтому и происходит смена времен года. А знаете ли вы, что в истории нашей планеты был период, когда весна была круглый год. Это было очень давно — 65 млн. лет назад. Вот тогда и жили эти древние животные.
3. Затруднение в ситуации:
Беседа по теме: «Как работают палеонтологи».
Рассматривание экспонатов и иллюстраций
Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Это палеонтологи (рассматривание фотоматериалов на магнитной доске). Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей.
Дети самостоятельно передвигаются по музею и рассматривают картинки:
- раскопки палеонтологов
- музейные экспонаты: динозавры, мамонт, ящуры, саблезубые тигры и др
- кости (муляжи).
Научный сотрудник (воспитатель): — Что делают ученые?
- Кому могли принадлежать эти кости и черепа?
- Что могут сказать ученые?
(Дети указкой демонстрируют скелет на картинке)
- Коллеги, что вы знаете о динозаврах?
1 ребенок: Динозавр – это ящер огромный
Жил когда-то, но мы его помним.
2 ребенок: Динозавра давно уже нет –
По костям его создан скелет.
3 ребенок: Шея длиннее жирафовой шеи –
С деревьев листву доставать ею умеет.
Научный сотрудник (воспитатель): Уважаемые коллеги! Может кому – либо из вас довелось встретить этих животных в природе, в зоопарках в настоящее время? А почему? Докажите это! (Дети сталкиваются с затруднением – не встречали таких животных в зоопарке, слышали от родителей, но не знают, почему их сейчас нет в природе.)
Научный сотрудник (педагог доп. образования): Здравствуйте, коллеги! Рада встрече с вами. Проходите в конференцзал.
- Уважаемые участники конференции! Просьба занять места в зале для просмотра презентации (дети садятся за столы).
4. Открытие нового знания:
Презентация «Древние животные, или «Жил – был мамонт»
Научный сотрудник (педагог доп. образования): Это было очень давно — 65 млн. лет назад. Климат был теплый и влажный, на планете росли необычные растения, а Землю населяли удивительные животные – динозавры, ящуры, саблезубые тигры. Почему вымерли эти древние животные – одна из величайших загадок в истории земли. Сегодня ученые называют десятки различных версий, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.
- слайд. Одни ученые считают, что 65 млн. лет назад на землю упал гигантский астероид. От взрыва в небо взлетели огромные тучи пыли, заблистали чудовищные молнии. Они подожгли леса, и по всей земле вспыхнули пожары. Дым и пыль смешались от взрыва и вся планета окуталась мглой. Да так сильно, что горячие лучи солнца не могли ее пробить. И вечное лето сменилось вечной зимой.
- слайд. Начался Ледниковый период. Лед покрыл всю сушу и моря. Многие животные вымерли от холода, голода, некоторые приспособились к холодам: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
- слайд. Животные: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
О своих исследованиях о мамонте нам расскажет юный палеонтолог Дима
(рассказ ребенка о мамонте)
4 слайд. Мамонт. Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Их врагами были волки и свирепые саблезубые тигры, а также пещерные люди, которые охотились на них, чтобы добыть пищу, шкуру для одежды.
Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте сибирской тундры возле г. Салехард. Первого ямальского мамонтенка назвали Машей. Сегодня он хранится в Зоологическом музее Санкт-Петербурга, а его муляж — в выставочном музее города Салехард. Второго мамонтенка палеонтологи назвали Любой. Его также нашли на Ямале. Прекрасно сохранившаяся туша мамонтенка с хоботом, глазами и остатками шерсти на теле. Ученые установили, что он жил более 10 тысяч лет назад и умер в возрасте одного года.
5 слайд. Охота на мамонтов пещерным человеком.
Пещерные люди охотились на мамонтов: вырывали огромную яму, прикрывали ее ветками и с громким криком и метанием копий гнали жертву к яме. Потом добивали камнями, копьями, топорами. Они употребляли мясо в пищу, из шкуры шили одежду, утепляли свои жилища. Чрезмерное уничтожение мамонтов также привело к их исчезновению. Это тоже одна из версий исчезновения мамонтов.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений:
6 слайд. Скелет мамонта.
Научный сотрудник: (педагог доп. образования) Уважаемые коллеги – палеонтологи! Найден скелет животного. Вы должны восстановить внешний вид этого животного на основании фотографии его скелета и полученных знаний.
7 слайд. Мамонт.
Задание «Восстанови животное по скелету»
У детей карточки с нанесенным скелетом мамонта. Дети по скелету восстанавливают его внешний вид, дорисовывая коричневым карандашом части тела.
Физкультминутка «Динозаврики и мамонты»:
У динозавра есть мурашки Очень крупные везде: На лбу, на ушах, На носу, на животе.
На шее, на локтях. На коленях и носках. У мамонта есть шерсть Очень длинная,
Густая везде: На лбу, на ушах, На носу и животе. На локтях, коленях, шее.
С нею мамонтам теплее!
(Во время физкультминутки дети дотрагиваются руками до называемых частей тела.)
Научный сотрудник: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается.
Сейчас вы должны для нашего музея собрать из найденных на раскопках останках мамонта целого гиганта – мамонта. Вот останки мамонта (показ частей – голова, бивни, ноги, туловище, уши). Что это? А это какая часть тела?.. Работа предстоит большая и
ответственная, поэтому вам нужно разбиться на рабочие группы. Одна группа палеонтологов будет собирать тело мамонта, другая группа делать заготовки шерсти мамонта, третья – воссоздавать глаза и ступни ног. На столах вы видите сигнальные операционные карточки (схемы): а) – последовательность изготовления тела мамонта; б) – последовательность изготовления шерсти мамонта; в) – последовательность изготовления глаз и ступней. Уважаемые палеонтологи! У вас есть возможность самому выбрать работу по душе и своему умению и подойти к тому столу, за которым и начнется работа. Приступайте к работе! Умейте договариваться, обсуждать, уступать, оказывать помощь и поддержку. Желаю творческих успехов!
Практическая работа: коллективное изготовление мамонта.
Звучит легкая музыка. В процессе работы научные руководители (воспитатель, педагог дополнительного образования) наблюдают, дают индивидуальные советы по необходимости, оказывают помощь в соединении деталей пластиковыми хомутиками. Обращает внимание ученых на использование в работе операционных схем.
6. Осмысление.
Научный сотрудник: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые палеонтологи! Смогли ли вы по останкам мамонта воссоздать целого мамонта?
- Понравилось ли вам быть учеными – палеонтологами?
- А кто такие палеонтологи?
- Какие новые знания вам помогли в работе?
- Какие новые умения вы приобрели?
- Какой совет дадите людям, живущим на планете Земля?
Научный сотрудник: Пусть на планете Земля всегда торжествует жизнь! Мы – сегодняшние ее жители. Так будем любить, уважать и беречь все то, что есть на нашей планете! Ведь она наш дом, наша надежда, наше будущее! До следующей встречи!
Общая фотография на память.
Экспонат мамонт помещается в мини – музей.
|