Рябова Ирина Николаевна, воспитатель МАДОУ — «Детский сад №10» г. Балаково Саратовской области
Цель: Формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Пробуждать интерес к прошлому нашей страны.
- Способствовать проявлению речевой активности детей.
- Расширить знания об особенностях домашних животных- кошках.
- Стимулировать творческую активность детей.
- Воспитывать дух патриотизма.
- Прививать любовь, доброе и заботливое отношение к домашним животным.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие,
Предварительная работа с детьми: разучить и использовать игру «Черный ящик», чтение художественной литературы о ВОВ, рассматривание иллюстраций, заучивание физминутки и игрового упражнения.
Скачать конспект
Словарная работа: памятник, Отечество, бомбоубежище, противовоздушная оборона, Ленинград, музей Эрмитаж, легенды.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Этапы НОД: вступительный (мотивационный), основной (практический), заключительный (рефлексивный)
Продолжительность: до 35 минут
Методы и приёмы: наглядный, словесный, вопросы к детям, использование художественной литературы, словарная работа, игра «Черный ящик», ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Демонстрационный материал: фотографии памятников, коты на войне.
Оборудование: черный ящик, мягкая игрушка кота, проектор, клубок.
Групповая комната оформлена фотографиями с животными на войне. Дети образуют полукруг. Воспитатель приносит черный ящик.
МОТИВАЦИЯ
Игра «Черный ящик» — задача игроков, задав 10 вопросов отгадать, что находится в «черном ящике». Воспитатель отвечает «ДА», «НЕТ». Дети угадали.
Воспитатель:
Отворилась тихо дверь, и вошёл усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой.
Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно, это – кот. (Достает из ящика игрушку и фотографии памятников котам)
Воспитатель показывает фотографии памятников.
кот Елисей кошка Василиса 12 кошек в различных позах
Воспитатель: Ребята, перед вами памятники: коту Елисею и кошке Василисе в Санкт- Петербурге и 12 кошек в различных позах в Тюмени «Сквер Сибирских кошек». Памятники воздвигают людям и животным, которые прославились своими поступками. Как вы думаете, почему простым котам воздвигли памятники и чем они заслужили внимание людей? (ответы детей).
Давайте перенесемся в далекие военные годы-1941 год. Тяжёлое испытание выпало на долю нашего народа, когда началась Великая Отечественная война. Нужно было защищать своё Отечество от врагов, которые хотели отнять саму родину и жизнь. Во время войны были разгромлены многие деревни и города, погибали солдаты и мирные жители. Люди сражались за каждый город, квартал, дом. Рядом с людьми воевали и животные: собаки, лошади, олени, кошки. И сегодня я расскажу о кошках, которые участвовали в военных действиях.
В России люди любят это ласковое животное. Кошки живут с нами уже очень много лет. Пословица гласит: «Кошка – хозяйка в доме». На войне, благодаря своей природной чувствительности, кошки начинали метаться и мяукать еще задолго до того, как о подлетающих самолетах противника сообщали сирены противовоздушной обороны. Поэтому хозяева очень быстро усвоили, если кошка вдруг начинает проявлять беспокойство, лучше сразу же бежать в бомбоубежище.
Воспитатель предлагает пройти в «кинозал» для просмотра фильма, дети садятся.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «КОТЫ НА ВОЙНЕ». ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Воспитатель: Рассказ 1. Кота по кличке Рыжик подобрал солдат в разоренном селе. Кот быстро стал любимцем – он напоминал бойцам о мирной жизни, домашнем уюте. Но вскоре кота стали ценить и за другие качества. Еще до налета вражеской авиации кот начинал рычать и щериться в сторону, откуда должны были появиться самолеты неприятеля. Это быстро заметили солдаты и стали присматриваться к поведению кота. Однажды кот спас жизнь советскому летчику. Солдаты расположилась на привал, когда Рыжик вдруг стал привычно рычать и посматривать на небо. И вот появился советский самолет, а за ним немецкий. Солдаты быстро привели орудия в боевую готовность и сбили вражеский самолет, а советский самолет благополучно пошел на посадку. Так чутье кота спасло жизнь летчику. А на следующий день летчик появился с подарками. Каково же было удивление пилота, когда ему рассказали трогательную историю кота Рыжика. На следующий день летчик опять приехал в подразделение – на этот раз с излюбленным кошачьим лакомством.
Рассказ 2. О возможно, единственном выжившем в блокадном городе Ленинграде коте – Максиме – ходили легенды. Жил кот Максим в семье Володиных вместе с попугаем Жаком. В хорошие времена Жак пел, разговаривал. А с голоду весь облез и притих. Однажды кот Максим проник в клетку к попугаю, но не съел птицу, а улегся спать рядом, стараясь согреться. Попугаю все же пережить суровые условия блокады не удалось – он умер, а кот Максим не только дожил до окончания блокады и до Победы, но прожил двадцать лет – весьма почтенный для кота возраст. В дом его хозяев в послевоенное время водили целые экскурсии – все хотели посмотреть на это чудо.
Рассказ 3: «Мяукающая дивизия» — так назвали котов, которые прибыли в поезде из Сибирских городов. Во время блокады Ленинграда развелось множество крыс, которые съедали последние запасы еды. Известно, что эти грызуны являются переносчиками опаснейших заболеваний, особенно, когда люди голодные и больные. Бороться с вредителями поручили котам, которые справилась со своей задачей. Коты не только ловили крыс, но и взяли под свой контроль Эрмитаж и другие ленинградские дворцы и музеи, которые имели огромную историческую ценность для всей страны. До сих пор коты «работают» в этих музеях.
ФИЗМИНУТКА.
Дети образуют круг.
То прогнет, то выгнет спинку (спину округлить).
Лапки вытянет вперед (руки от плеча вытянуть вперед).
Это делает зарядку наш Рыжик — пушистый кот (сжимать – разжимать пальцы).
Чешет он себя за ушком, жмурится, урчит ( «почесать у себя за ушком 2 руками).
У Рыжика все в порядке: когти, шерсть и аппетит (показать большими пальцами).
Творческая интерпретация произведения (придумывание альтернативной концовки). Задание можно выполнять в подгруппах.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ про летчика и придумайте концовку.
В годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель был сбит в воздушном бою. Самолет загорелся, пилот был ранен. Летчику удалось прыгнуть с парашютом, но приземлился он на территории, захваченной фашистами. Из последних сил он добрался до старой мельницы и, совсем обессиленный потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сперва лётчик подумал, что это от слабости ему что-то мерещится, а приглядевшись, понял, что это кошки. Двое суток провел раненый на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса, обрадовался: подумал, что это жители села. Но это были немцы. Затаившись, в щель между досками летчик наблюдал за немцами. Один немец зашел на мельницу и вдруг… (дети придумывают концовку). Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять интересные концовки. После опроса нескольких детей воспитатель предлагает дослушать:
И вдруг раздался дикий кошачий вопль. Немец испугался. Вожак кошек – черный кот – в мгновенье ока свалился на голову немцу и стал раздирать когтями лицо и голову. Немцы ушли. А на утро пришли советские партизаны. Они сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, то по просьбе летчика оставили его спасителям- кошкам кусочки сала.
ПОДВИЖНОЕ ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ХИТРЫЙ КОТ»
Выбирается ведущий-кот. Остальные дети –мыши располагаются врассыпную.
Хитрый кот по дому рыщет, кот ходит по коврику
Мышку маленькую ищет. дети стоят на коврике
Мышка в подполе живёт, дети присаживаются на корточки и
Тихо досочки скребёт. «скребут» по коврику
Не поймает котик дети встают на ноги
Мышеньку за хвостик! грозят коту и убегают, а кот догоняет их Воспитатель: История Великой Отечественной войны знает немало «солдатских баек» про котов и кошек. В основе большинства из них лежали реальные события, которые передавались от одних людей к другим, превращаясь в легенды- красивые и мотивирующие человека на добрые поступки и уважительное отношение к «братьям меньшим». Мирная жизнь, хлеба в полях, играющие во дворе дети и мурлыкающая на печке кошка — такая картина согревала душу. За неё имело смысл сражаться!
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Коты любят играть в клубочки, гоняя их по комнате. Я предлагаю тоже поиграть. Садитесь по-турецки в круг. Я вам катаю клубок и задаю вопрос. Вы катаете его другим детям, отвечая друг за другом.
- Ребята, за какие заслуги поставили памятники котам в Санкт- Петербурге и открыли «Сквер Сибирских кошек»?
- Как кот Рыжик помог русскому пилоту?
- Для чего привезли «Мяукающую дивизию» в Ленинград?
- Согласны ли вы, что кошки делают жизнь человека более интересной и считают ее признаком домашнего уюта и благополучия?
- Чья концовка рассказа была самая интересная для тебя?
Источники:
- Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет / М.Б. Зацепина. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 c.
- Рассказы о легендарных кошках, переживших блокаду Ленинграда http: //tailytales. ru/2017/05/09/9215/
- https: //ribalych. ru/2017/08/06/koty-v-vojnu-sluzhili/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КОТЫ НА ВОЙНЕ»
|