Карпачёва Алла Владимировна. Значение игр для развития мелкой моторики.

Значение игр для развития мелкой моторики.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.

Большую роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, разного размера и цвета, ткани разной фактуры и оттенка.

 

Скачать конспект

Работая с детьми младшего возраста и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей мышцы пальцев рук слабые, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц.

Для работы с детьми я изготовила дидактическую игру «Волшебное дерево».

Волшебное дерево сшито из приятной мягкой ткани, на нём нашиты пуговицы разного цвета, для ориентировки на плоскости. Пристёгивать можно геометрические фигуры, разного цвета и величины. Также можно знакомить со временами года (зимой — ватные диски, весною — цветы, летом — фрукты, осенью — листья). Сделано всё из разной ткани для тактильных ощущений. Почему я назвала его волшебным? Да потому что в нем есть загадки, секреты! Созданная мною игра создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Детям очень нравится дидактическая игра «Волшебное дерево»

Игра способствуют развитию мелкой моторики рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас, изучение основных цветов спектра, знакомство с геометрическими фигурами. Развитие логического мышления. Эстетическое воспитание, развитие у детей терпения, аккуратности, усидчивости.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях. Продуктивность возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи.

Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, отчасти даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, учили и учились…

По рукам судили о здоровье человека, о его силе, о профессии, темпераменте. В нашем языке не случайно так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «рукой подать», «руками развести», и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки — органа чувств и познания.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно систематически заниматься с детьми развитием моторики пальцев рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию у детей мелкой моторики. Чем лучше развиты тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее развивается речь и интеллект.

Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  • Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек, бутылочек.
  • Наматывание нитки на катушку.
  • Наматывание нити на клубок.
  • Составление контуров предметов (например, стола, дома) из счетных палочек или спичек.
  • Нанизывание пуговиц, бусин на шнурок.
  • Доставание бусинок ложкой из стакана.
  • Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
  • Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
  • Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
  • Игры со шнуровками.
  • Разрывание бумаги на мелкие кусочки.
  • Скатывание шариков пальчиками из мелко нарванной салфетки.
  • Рисование пальчиками, цветными карандашами.
  • Лепка из пластилина, соленого теста.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Изготовление поделок из природного материала (шишек, желудей, листьев и т.д.).
  • Игры с песком.
  • Вдавливание мелких предметов в пластилин (мозаика на пластилине).
  • Завязывание и развязывание бантиков, узелков.
  • Переливание воды из одного сосуда в другой.
  • Накручивание гаек на болты.
  • Прикрепление бельевых прищепок по периметру открытой коробки.
  • Собирание матрешек.
  • Игры с вкладышами.
  • Игры с пазлами.

Как видите, развивать у детей мелкую моторику рук очень просто! Главное, чтобы детям эти игры доставляли радость и удовольствие.

И помните: в целях безопасности детей, любая игра с мелкими предметами обязательно должна быть под контролем взрослых!

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий об окружающем мире.

(В. А. Сухомлинский).

Просмотров: 447
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Буздалина Наталья Александровна. Игры с прищепками для развития мелкой моторики детей
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Пачина Алёна Михайловна. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста
  • Кузнецова Венера Батыровна. Дидактические игры для развития мелкой моторики для дошкольников
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития мелкой моторики
  • Анастасия Коваленко. Методическая рекомендация для родителей по развитию мелкой моторики. «Игры с предметами домашнего обихода».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь