Дидактическая игра «Волшебное дерево»
Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.
Большую роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, разного размера и цвета, ткани разной фактуры и оттенка.
Скачать конспект
Работая с детьми младшего возраста и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей мышцы пальцев рук слабые, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц.
Для работы с детьми я изготовила дидактическую игру «Волшебное дерево».
Волшебное дерево сшито из приятной мягкой ткани, на нём нашиты пуговицы разного цвета, для ориентировки на плоскости. Пристёгивать можно геометрические фигуры, разного цвета и величины. Также можно знакомить со временами года (зимой — ватные диски, весною — цветы, летом — фрукты, осенью — листья). Сделано всё из разной ткани для тактильных ощущений. Почему я назвала его волшебным? Да потому что в нем есть загадки, секреты! Созданная мною игра создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Детям очень нравится дидактическая игра «Волшебное дерево»
Игра способствуют развитию мелкой моторики рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас, изучение основных цветов спектра, знакомство с геометрическими фигурами. Развитие логического мышления. Эстетическое воспитание, развитие у детей терпения, аккуратности, усидчивости.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях. Продуктивность возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи.
Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, отчасти даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье человека, о его силе, о профессии, темпераменте. В нашем языке не случайно так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «рукой подать», «руками развести», и т.д.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки — органа чувств и познания.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно систематически заниматься с детьми развитием моторики пальцев рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию у детей мелкой моторики. Чем лучше развиты тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее развивается речь и интеллект.
Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
- Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек, бутылочек.
- Наматывание нитки на катушку.
- Наматывание нити на клубок.
- Составление контуров предметов (например, стола, дома) из счетных палочек или спичек.
- Нанизывание пуговиц, бусин на шнурок.
- Доставание бусинок ложкой из стакана.
- Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
- Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
- Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
- Игры со шнуровками.
- Разрывание бумаги на мелкие кусочки.
- Скатывание шариков пальчиками из мелко нарванной салфетки.
- Рисование пальчиками, цветными карандашами.
- Лепка из пластилина, соленого теста.
- Пальчиковая гимнастика.
- Изготовление поделок из природного материала (шишек, желудей, листьев и т.д.).
- Игры с песком.
- Вдавливание мелких предметов в пластилин (мозаика на пластилине).
- Завязывание и развязывание бантиков, узелков.
- Переливание воды из одного сосуда в другой.
- Накручивание гаек на болты.
- Прикрепление бельевых прищепок по периметру открытой коробки.
- Собирание матрешек.
- Игры с вкладышами.
- Игры с пазлами.
Как видите, развивать у детей мелкую моторику рук очень просто! Главное, чтобы детям эти игры доставляли радость и удовольствие.
И помните: в целях безопасности детей, любая игра с мелкими предметами обязательно должна быть под контролем взрослых!
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий об окружающем мире.
(В. А. Сухомлинский).
|