Одним из важнейших направлений взаимодействия воспитателей нашей группы с родителями стало сенсорное воспитание ребёнка в быту, поскольку сенсорика играла и играет наиважнейшую роль в жизни ребёнка. Ведь обеднение окружающей среды красками, звуками, запахами ведёт к задержке психического развития, нарушению интеллекта дошкольника,
целостности его восприятия в повседневной жизни. Важной задачей становится воспитание в ребёнке эстетических чувств, наблюдательности, умения прислушиваться к себе и к окружающему миру; познавательной активности.
В результате совместной деятельности воспитателей с маленькими воспитанниками и вами, родителями, развивается наблюдательность, осваиваются приёмы развития сенсорики. К ним относятся: наблюдение, обведение предмета по контуру, ощупывание предмета, сопоставление, наложение, группировка, последовательный осмотр, описание с помощью воспитателя.
Сенсорика — понятие, объединяющее ощущения и восприятия. Всё, что касается постижения ребёнком окружающего мира должно быть непременно красивым и праздничным, запоминающимся посредством ярких эмоциональных впечатлений. Необходимо устраивать весёлые красочные праздники, на которых и дети, и родители почувствуют тонкую душевную связь, потребность в новых ощущениях, радости жизни.
В домашней обстановке малыш может найти своё отражение в посуде, столовых приборах, прослушивая стихотворения детских поэтов. Необходимо устраивать дни каждого из цветов радуги, когда зрительное внимание ребёнка сосредотачивается на одном определённом цвете в течение всего дня в разных условиях и ситуациях. Всё это формирует зрительное ощущение и восприятие,
Для развития слухового внимания используются различные музыкальные инструменты, игрушки, книги, аудиодиски для привлечения внимания к неречевым звукам, предшествующим привлечению внимания к фонемам родного языка. Различные ситуации, доступных игр дома и на улице, формируют произвольное слуховое внимание.
Для полноты ощущений необходимо развивать у детей обоняние. Ведь у каждого взрослого сохранился свой запах детства. В памяти хранятся запах дома, детского сада, свежего хлеба, маминых духов, свежескошенной травы, страниц новой книги и множество других, возвращающих в детство.
Для развития обоняния детьми сравниваются запахи фруктов, овощей, цветов, мыла, пены для ванной.
Вкусовые ощущения развиваются во время приготовления пищи от начала и до конца. С закрытыми глазами малыш может определить на вкус продукты, которые используют мама или папа.
Для получения новых тактильных ощущений ребятам нужно сравнивать фактуру различных тканей, общаться с домашними питомцами, испытывать различные температурные ощущения от воды и воздуха. Особые ощущения от кожных рецепторов возникают при щекотке в разумных пределах.
Во время любого вида деятельности необходимо развивать у малыша оптико-пространственные и временные ощущения. На прогулке в безопасном месте нужно давать возможность самостоятельно обойти площадку, найти знакомые предметы. Родителям нужно обращать внимание детей на смену времён года, времени суток, истечения определённого времени при помощи песочных часов.
Развитие сенсорики в повседневной жизни не требует от вас приобретения дорогостоящих методических пособий, материалов. Использование настольных игр, конечно же, обогащает знания малыша. Но наиболее ценно развивать в ребёнке наблюдательность, творческую фантазию, заинтересованность в постижении нового, загадочного, требующего умственного и физического напряжения. Ведь ориентируясь на «зоны ближайшего» и «актуального развития», предложенные Л.С. Выготским, ребёнку должно быть немного трудно. Иначе, получая готовый результат с объяснением полученного, малыш не научится рассуждать самостоятельно, пробовать, ошибаться, снова пробовать и постигать истину.
|