Автор: Реброва Любовь Михайловна, музыкальный руководитель, МКДОУ № 17, п. Любань Цель: Познакомить с обычаями и традициями русского народа.
Задачи: Приобщать к традиционной культуре на основе активного использования фольклора (песен, загадок, пословиц, прибауток, поговорок, потешек), развивать творческие способности в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, театрально-игровой), формировать представление о празднике, как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести с близкими и друзьями свободное время.
Скачать конспект
Зал оформлен в русском стиле. На центральной стене - пейзаж русской осенней природы. Стоит плоскостной домик. Перед домом – столик, скамейка. Стол накрыт праздничной скатертью, на столе – самовар, чашка, ложечка, ваза с вареньем. Вдоль стен расставлены стулья. Дети и взрослые одеты в народные костюмы.
Хозяйка: Собралось ко мне гостей, со всех волостей. На Руси уж так идёт, Что талантливый народ, Сам себе и жнец и швец, И на дудочке игрец.
На заваленках, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод Говорили, песни пели И водили хоровод.
Дети входят в зал под песню «В роще калина», исполняют Танец «Дедушка» (на музыку к песне «В роще калина») Вступление: Дети заходят в зал друг за другом, образуя круг (чередуясь: мальчик, девочка), у девочек в руках платочек, у мальчика – руки на поясе. 1 куплет: Идут в хороводе, меняя направление на вторую часть. Проигрыш: Делают «пружинку», стоя в кругу. 3 часть музыки: Все идут в центр круга, топают ногой, Девочки идут обратно, мальчики остаются в центре круга, делая «пружинку» 4 часть музыки: Девочки идут в центр круга, топают ногой, все идут обратно, делая хоровод. Припев: Идут в хороводе Проигрыш: Делают полукруг, лицом к зрителям.
2 куплет: От середины идут на зрителей в 2 колонны 2 часть музыки: Делают «воротики», проходят в них, начиная с последней пары, Расходятся в разные стороны, образуя 2 круга. Припев: Идут хороводом в двух кругах Проигрыш: Делают большой круг, идут хороводом. 2 часть проигрыша: Ведущий выносит «карусель», дети подходят и берутся за ленту. Припев: Все идут по кругу, держась за ленту. Отпускают ленту, русский поклон.
После танца дети встают к стульчикам
Приветствие (все дети): Здравствуйте! Чтоб здоровы были! Много лет вы жили!
Песня: «Моя Россия» Г. Струве
Хозяйка: Добро пожаловать гости дорогие! Веселья вам и радости желаем! Посиделки без вас не начинаем! У нас для каждого из вас Найдется и местечко и словечко, Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?
Родитель: Гостям-то известное дело хватило место, Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Вот и наступают последние осенние деньки.
Дети по очереди: Кружит последний желтый лист И землю укрывает. А город скоро станет чист Все ветер вымывает!
Ведь осень в гости к нам пришла, За ней - зима седая. Дожди и холод принесла - Но так всегда бывает.
Песня: «Золотая осень наступила» М. Д. Быстровой
Хозяйка: Закончилась осенняя страда, убран урожай. Теперь можно и отдохнуть за любимым делом. Посидим рядком да поговорим ладком о жизни семейной, о том, о сем. Больше всего мы любим поговорить о наших детушках.
Родитель: Да, матери свое дитя мило, да и слово материнское имеет волшебную силу. Как мы любим тешить своего ребенка пестушками и потешками.
Выходят девочки с куклами (пестушки) 1. Потягунюшки, поростунюшки. Роток говорунюшки, Ноги ходунюшки. 2. Идет коза рогатая Идет коза бодатая За малыми ребятами. Кто каши не ест Ножка Кто Кто каши не ест, Молока не пьет Забодает, забодает…
Хозяйка: А еще раньше сказывали скороговорки! Ох, и смеху было, когда говорили скороговорки. Хоть и простая была игра, но учила быстро и правильно говорить, например:
Три сороки-тараторки Тараторили на горке.
А ну-ка, попробуйте быстро повторить. Дети повторяют.
Хозяйка: Молодцы! А вы знаете скороговорки? Дети: У цапли - цыпленок, . У зайчихи - зайчонок.
Змея шипит, А жук жужжит.
Лежит ежик у елки У ежа иголки.
В огороде у Егора Репа, редька, помидоры.
Хозяйка: Ай, да дети, молодцы! И для гостей званных и почетных приготовлены скороговорки: Корзиночку мою открывайте Скороговорки вынимайте Прочитайте-ка скорей Да скажите веселей!
В Карелии Валерий Ловил форель для Валерии.
Михейка на скамейке Плетет лапти Андрейке.
Хозяйка: Молодцы! На завалинке в светелке Иль на бревнышках каких, Собирали посиделки Пожилых и молодых!
Танец: «Ягодка – малинка»
Хозяйка: Люди добрые! Взгляните вокруг! Вся наша жизнь дела наших рук! Не зря говорят - умелые руки не знают скуки! Послушайте еще одну пословицу: спишь-спишь, а отдохнуть некогда! Уж не про нашего ли Дрему она?
Сценка: «Дрема»
Полно тебе Дрема спать, Пора тебе Дрема вставать Дрема сходи за водицей Дрема: Живот болит!
Дрема, иди кушать! Дрема: Ну что ж, раз мать велит Идти надо!
Хозяйка: А сейчас для всех ребяток Загадаю я загадки. Знаю, знаю наперед – Вы смекалистый народ!
Деревянная подружка, без нее мы, как без рук. На досуге - веселушка и накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает! (Ложка)
Танец: «С ложками» (любая р.н. мелодия). Вступление: Мальчики выходят, делая полукруг лицом к зрителям. Руки с ложками качают вверху. 1 часть музыки: 3 раза топают п. ногой (меняя положение ступни), Стучат по 3 раза у каждого уха. (Повторить 4 раза) 2 часть: Идут на зрителей «расческой», руки качают вверху, поклон с руками, отходят назад. Так же действую дети нечетного порядка. 3 часть (быстрая): Мальчики стучат ложками. Девочки выбегают на середину зала, образуя круг, бегут по кругу, убегают «змейкой» за мальчиков, делая полукруг. 4 часть: Девочки стоят в полукруге, руки «полочкой». Мальчики ходят в рассыпную по залу, руки качая вверху, в конце музыкальной части садятся в рассыпную на одно колено, лицом к зрителям. 5 часть (быстрая): Мальчики сидя стучат ложами. Девочки бегут «змейкой» между мальчиками. В конце музыкальной части убегают на стульчики. 6 часть: Мальчики идут по кругу, руки качают вверху. Идут в центр круга, стучат ложками, уходят обратно. 7 часть: Мальчики сидят по кругу на коленке, стучат ложками. В конце музыкальной части хором говорят: «Все!»
Хозяйка: А теперь русская игра! Веселись детвора!
Игра: «Заря - Заряница»
Хозяйка: Эх, кум-куманек! Где ты живешь? Что ты, кум-куманек, Ко мне в гости не идешь?
Кум: Я иду, иду, Самовар в руках несу. Эй, чай, чай Уж ты, кумушка, встречай!
Пейте чай из самовара Прямо с пылу, прямо с жару!
Танец «Самовара и чашек» (любая веселая музыка)
Участвуют девочки с чашками в руках и один мальчик в костюме Самовара. 1 часть музыки: Девочки бегут по кругу, кружатся (повторить 2 раза). Бегут в середину, качают чашками, возвращаются обратно (повторить 2 раза). 2 часть (медленная) Выходит «Самовар», обходит каждую «чашку», встает в середину, кланяется.
3 часть (быстрая): Девочки бегут по кругу, в середину, вокруг «самовара», отбегают назад, садятся на корточки. 4 часть (медленная): «Самовар» ходит между «чашками», встает в середину. Девочки идут к «самовару», подставляют чашку, «самовар» наклоняет к каждой голову, как будто «наливает чай». 5 часть: Девочки идут «змейкой» за «самоваром» на места.
Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным!
Песня: «Блины» Мы давно блинов не ели. Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица! Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
Напекла она поесть Сотни две, наверно, есть! Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
Гости, будьте же здоровы! Вот, блины мои готовы! Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.
|