Слынько Светлана Анатольевна Филько Елена Викторовна. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШИТЬЮ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНКЕ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШИТЬЮ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНКЕ

Автор: Слынько Светлана Анатольевна заместитель заведующей МБДОУ «ДС № 9 «Олененок», ст. Староминская, Краснодарский край

Введение

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.

 

Скачать конспект

Выбор профессии — ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т.д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? У представителей всех профессий есть свои праздники, которые отмечаются людьми, любящими свое дело. И чем дольше человек отдает себя выбранной профессии, тем совершеннее он владеет ею. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Очень важно, ребенок не просто получает знания теоретически, а прочувствовал необходимость того или иного изделия.

Студия «Маленькая швея»

В студии «Маленькая швея» дети учатся кроить по выкройке, работать с тканью и иголкой, осваивают приемы работы на швейной машинке, поэтому им не составляет труда сшить кукле платье или салфетки для игры.

Результаты детской трудовой деятельности часто имеют общественную значимость (применяются в жизни группы, могут быть подарками для кого-то и т.п.). Детям важно видеть нужность тех вещей, которые они сделают, создают что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Участвуя в занятиях студии «Маленькая швея», каждый ребенок самостоятельно делает свои индивидуальные шаги на основе подражательной способности, перерастающей в творческий процесс.

После проведения этих мероприятий в группе создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, для организации детьми сюжетно-ролевых игровых ситуаций.

Цель: создание условий для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами реализующего свои замыслы

Задачи:

  • развивать общую моторную координацию и мелкую моторику руки, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
  • обучать началам работы на швейной машинке;
  • учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;
  • формировать умение выполнять последовательную цепочку действий;
  • развивать умение доводить работу до конца;
  • воспитывать навыки сотрудничества на занятии, инициативности, доброжелательности, уважения к труду швеи, направленного на благо общего дела. Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями студии «маленькая швея»;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий;
  • развивать стремление ребенка к самостоятельности.

Система педагогического процесса по обучению шитью на швейной машинке предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель — обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки. Авторы этой модели В. И. Логинова, Н. М. Крылова.

Мизинец – задумка (что я задумал сделать? О ком позаботиться?) Безымянный – материал (из чего буду делать?)

Средний – инструмент (чем буду делать?) Указательный – порядок действий (буду делать по порядку) Большой – результат (у меня получилось то, что я задумал)

Особенности построения занятий

Занятия построены таким образом, чтобы в конце работы над каждым предметом изделия ребенок видел результаты своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Создать условия:

  • для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка
  • для формирования нравственно-личностных качеств; — для творческой реализации личности в области декоративно-прикладного искусства
  • для формирования культуры труда и совершенствованию трудовых навыков. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание: трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи.

Занятия строятся на следующих принципах обучения:

  • принцип добровольности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого ( «ситуация успеха», «развивающее обучение»)
  • принцип доступности обучения и посильности труда
  • принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности
  • принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей
  • принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки
  • принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций
  • принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях
  • принцип научности
  • принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью
  • принцип систематичности и последовательности
  • принцип сознательности и активности обучаемых
  • принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности)
  • принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Структура занятия включает в себя следующие этапы реализации методики обучения шитью на швейной машинке:

I – подготовительный этап — вхождение в занятие, история:

  • подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности — познавательная часть;
  • дидактическая игра для развития мелкой моторики рук.

II – основной (практический, творческий) этап — дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.

III –итоговый.

Методика обучения шитью на швейной машинке носит ступенчато — преемственный характер и состоит из трех модулей, каждый из которых можно рассмотреть и как самостоятельную завершенную единицей как часть одной целой методики. Переход от одного модуля в другой происходит независимо от времени обучения, а определяется только возможностями и желанием ребенка: обучение по каждому модулю может продолжаться от одного до трех лет с выполнением более сложных видов изделий.

Вхождение в занятие

  • Проблемные ситуации, ситуации из практики;
  • Художественное слово, стихотворения про пуговицы, нитки, иголку, швейную машинку;
  • Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Познавательная часть

  • Беседы,
  • Работа с наглядными пособиями,
  • Просмотр видео.

Практическая часть

  • Техника вдевания нитки в иголку, завязка узелка
  • Дидактическая игра, объяснение правил игры.
  • Пришивание пуговиц
  • Объяснение техники пришивания
  • Пришивание пуговиц в разных вариантах

Завершающий этап

  • Подведение итога, выставка готовых работ,

Примерная тематика мероприятий по обучению детей шитью на швейной машинке

№ п/п Тема Цель

блок 1. Познавательный «Тайны рукоделия»

1. «Знакомство со швейной машинкой, сведения по технике шитья.

  • познакомить со швейной машинкой, правила заправки ниток, отработка техники шитья.

2. «Техника безопасности при работе на швейной машинке (с иголкой и ниткой)»

  • познакомить со швейной машинкой, ее назначением и использованием;
  • изучить технику безопасности при работе с иглой на швейной машинке

3. «Знакомство с тканью» Определение лицевой и изнаночных сторон.

  • познакомить с различными свойствами ткани, выделять существенные признаки ткани

4. Волшебная пуговица (проект)

  • Познакомить детей с пуговицей: история возникновения, ее назначение и разнообразие, из какого материала можно сделать пуговицы:

5. Работа с тканью. Пришивание пуговиц

  • учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. Работа с тканью. Пришивание пуговиц

  • учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

7. «Секреты волшебной пуговицы»

  • продолжать учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
  • развивать мышцы рук, глазомер.
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

8. «Тайна волшебной шкатулки» (ручные швы)

  • познакомить с основными видами ручных швов ( «вперед иголка», «петельный») общие сведения о нитках;
  • развивать мелкую моторику рук.

9. «Игольница»

  • продолжать знакомить со стежком по прямой, для стягивания деталей;
  • учить шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику рук.

Модуль (блок) 2. «Путешествие Лоскутика»

1. «Разные дорожки» Шитье прямой дорожки

  • познакомить с раскройкой лоскутка;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

2. «Разные дорожки» Шитье извилистой дорожки

  • закрепить умение раскраивать лоскуток;
  • закрепить умение шить по волнистой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

3. «Разноцветные кружочки» разноцветное шитье по кругу.

  • закрепить умение раскраивать лоскуток;
  • закрепить умение шить по кругу на детской швейной машине

4. «Новогодние игрушки»

  • учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре.
  • закрепить правила техники безопасности на швейной машинке, ножницами;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

5. «Секреты пуговицы»

  • продолжать учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы с различным количеством дырок;
  • развивать мышцы рук, глазомер.
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. «Подарок папе»

  • учить располагать изображения на лоскутке;
  • продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
  • воспитывать любовь и уважение к папе

7. «Подарок маме»

  • учить располагать изображения на лоскутке;
  • продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
  • воспитывать любовь и уважение к матери

8. «Волшебный мешочек»

  • учить делать простейшую выкройку из ткани;
  • продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
  • развивать мелкую моторику;
  • украшать мешочек аппликацией;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

9. «Сумочки с плетеными ручками»

  • закрепить умение раскраивать лоскуток;
  • закрепить умение шить по волнистой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

Модуль (блок) 3. «Лоскутная мозаика»

1. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Изготовление прихваток»

  • познакомить с раскройкой ткани;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

2. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Веселый рушник» (полотенце)

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

3. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Фартук»

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

4. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Изготовление салфетки для сюжетно-ролевой игры»

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

5. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Скатерть – самобранка»

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Думочка»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

7. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Простынь»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

8. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Наволочка»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

9. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Волшебное покрывало»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

Модуль (блок) 4. «Кукольное ателье»

1. «Платье для куклы»

  • Учить детей раскраивать ткань при помощи лекала;
  • закрепить умение наметывать детали раскроя;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

2. «Правила обработки боковых швов изделия платья»

  • учить детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей платья;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

3. «Пошив платья для куклы»

  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

4. «Выбор нового фасона блузки»

  • учить выбирать новый фасон блузки;
  • продолжать учить детей раскраивать ткань при помощи лекала;
  • закрепить умение наметывать детали раскроя;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

5. «Правила обработки боковых швов изделия блузки»

  • продолжать учить детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей блузки;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. «Пошив блузки для куклы»

  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

7. «Красивая юбка для куклы»

  • продолжать учить детей выбирать новый фасон юбки;
  • закрепить умение детей раскраивать ткань при помощи лекала;
  • закрепить умение наметывать детали раскроя;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

8. «Пошив юбки для куклы»

  • закрепить умение детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей юбки;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

9. Дефиле, демонстрация готового изделия.

  • показ эксклюзивной демонстрации одежды для кукол;
  • умение задумать и показать готовый результат — дефиле
Просмотров: 428
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
  • Арутюнян Зоя. Семинар для родителей на тему: «Развивая мелкую моторику рук – развиваем речь».
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Левченко Ольга Сергеевна. Консультация для родителей «Как закрепить правильное произношение звуков»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Курочкина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Бедина Марина Петровна. «Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Божок Галина Валентиновна. «СКАЗКА ПРО ТО, КАК ПОБЕЖДАЮТ ТЕРПЕНИЕ И ДОБРО»
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Умарова Ижайбат Имамудиновна. «Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать»
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Батищева Елена Ярославовна. КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ ИЗ СТРАНЫ ФАНТАЗИИ.
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Конспект НОД по ручному труду «Изготовление изделия способом оригами»
  • Зинченко Оксана. Родительское собрание - Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Волчкова Елена Петровна. Развиваем моторику рук
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Пушминцева Антонина Александровна. Конспект занятия по художественному труду для детей 5лет «Путешествие в деревню»
  • Пушминцева Антонина Александровна. Конспект занятия по художественному труду для детей 5 лет «Весёлые цыплята».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь