Автор: Слынько Светлана Анатольевна заместитель заведующей МБДОУ «ДС № 9 «Олененок», ст. Староминская, Краснодарский край
Введение
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
В.А. Сухомлинский
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.
Скачать конспект
Выбор профессии — ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т.д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? У представителей всех профессий есть свои праздники, которые отмечаются людьми, любящими свое дело. И чем дольше человек отдает себя выбранной профессии, тем совершеннее он владеет ею. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Очень важно, ребенок не просто получает знания теоретически, а прочувствовал необходимость того или иного изделия.
Студия «Маленькая швея»
В студии «Маленькая швея» дети учатся кроить по выкройке, работать с тканью и иголкой, осваивают приемы работы на швейной машинке, поэтому им не составляет труда сшить кукле платье или салфетки для игры.
Результаты детской трудовой деятельности часто имеют общественную значимость (применяются в жизни группы, могут быть подарками для кого-то и т.п.). Детям важно видеть нужность тех вещей, которые они сделают, создают что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Участвуя в занятиях студии «Маленькая швея», каждый ребенок самостоятельно делает свои индивидуальные шаги на основе подражательной способности, перерастающей в творческий процесс.
После проведения этих мероприятий в группе создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, для организации детьми сюжетно-ролевых игровых ситуаций.
Цель: создание условий для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами реализующего свои замыслы
Задачи:
- развивать общую моторную координацию и мелкую моторику руки, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
- обучать началам работы на швейной машинке;
- учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;
- формировать умение выполнять последовательную цепочку действий;
- развивать умение доводить работу до конца;
- воспитывать навыки сотрудничества на занятии, инициативности, доброжелательности, уважения к труду швеи, направленного на благо общего дела. Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями студии «маленькая швея»;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий;
- развивать стремление ребенка к самостоятельности.
Система педагогического процесса по обучению шитью на швейной машинке предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель — обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки. Авторы этой модели В. И. Логинова, Н. М. Крылова.
Мизинец – задумка (что я задумал сделать? О ком позаботиться?) Безымянный – материал (из чего буду делать?)
Средний – инструмент (чем буду делать?) Указательный – порядок действий (буду делать по порядку) Большой – результат (у меня получилось то, что я задумал)
Особенности построения занятий
Занятия построены таким образом, чтобы в конце работы над каждым предметом изделия ребенок видел результаты своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.
Создать условия:
- для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка
- для формирования нравственно-личностных качеств; — для творческой реализации личности в области декоративно-прикладного искусства
- для формирования культуры труда и совершенствованию трудовых навыков. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание: трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи.
Занятия строятся на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого ( «ситуация успеха», «развивающее обучение»)
- принцип доступности обучения и посильности труда
- принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций
- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях
- принцип научности
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью
- принцип систематичности и последовательности
- принцип сознательности и активности обучаемых
- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности)
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Структура занятия включает в себя следующие этапы реализации методики обучения шитью на швейной машинке:
I – подготовительный этап — вхождение в занятие, история:
- подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности — познавательная часть;
- дидактическая игра для развития мелкой моторики рук.
II – основной (практический, творческий) этап — дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
III –итоговый.
Методика обучения шитью на швейной машинке носит ступенчато — преемственный характер и состоит из трех модулей, каждый из которых можно рассмотреть и как самостоятельную завершенную единицей как часть одной целой методики. Переход от одного модуля в другой происходит независимо от времени обучения, а определяется только возможностями и желанием ребенка: обучение по каждому модулю может продолжаться от одного до трех лет с выполнением более сложных видов изделий.
Вхождение в занятие
- Проблемные ситуации, ситуации из практики;
- Художественное слово, стихотворения про пуговицы, нитки, иголку, швейную машинку;
- Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Познавательная часть
- Беседы,
- Работа с наглядными пособиями,
- Просмотр видео.
Практическая часть
- Техника вдевания нитки в иголку, завязка узелка
- Дидактическая игра, объяснение правил игры.
- Пришивание пуговиц
- Объяснение техники пришивания
- Пришивание пуговиц в разных вариантах
Завершающий этап
- Подведение итога, выставка готовых работ,
Примерная тематика мероприятий по обучению детей шитью на швейной машинке
№ п/п Тема Цель
блок 1. Познавательный «Тайны рукоделия»
1. «Знакомство со швейной машинкой, сведения по технике шитья.
- познакомить со швейной машинкой, правила заправки ниток, отработка техники шитья.
2. «Техника безопасности при работе на швейной машинке (с иголкой и ниткой)»
- познакомить со швейной машинкой, ее назначением и использованием;
- изучить технику безопасности при работе с иглой на швейной машинке
3. «Знакомство с тканью» Определение лицевой и изнаночных сторон.
- познакомить с различными свойствами ткани, выделять существенные признаки ткани
4. Волшебная пуговица (проект)
- Познакомить детей с пуговицей: история возникновения, ее назначение и разнообразие, из какого материала можно сделать пуговицы:
5. Работа с тканью. Пришивание пуговиц
- учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
6. Работа с тканью. Пришивание пуговиц
- учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
7. «Секреты волшебной пуговицы»
- продолжать учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
- развивать мышцы рук, глазомер.
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
8. «Тайна волшебной шкатулки» (ручные швы)
- познакомить с основными видами ручных швов ( «вперед иголка», «петельный») общие сведения о нитках;
- развивать мелкую моторику рук.
9. «Игольница»
- продолжать знакомить со стежком по прямой, для стягивания деталей;
- учить шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику рук.
Модуль (блок) 2. «Путешествие Лоскутика»
1. «Разные дорожки» Шитье прямой дорожки
- познакомить с раскройкой лоскутка;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
2. «Разные дорожки» Шитье извилистой дорожки
- закрепить умение раскраивать лоскуток;
- закрепить умение шить по волнистой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
3. «Разноцветные кружочки» разноцветное шитье по кругу.
- закрепить умение раскраивать лоскуток;
- закрепить умение шить по кругу на детской швейной машине
4. «Новогодние игрушки»
- учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре.
- закрепить правила техники безопасности на швейной машинке, ножницами;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
5. «Секреты пуговицы»
- продолжать учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы с различным количеством дырок;
- развивать мышцы рук, глазомер.
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
6. «Подарок папе»
- учить располагать изображения на лоскутке;
- продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
- воспитывать любовь и уважение к папе
7. «Подарок маме»
- учить располагать изображения на лоскутке;
- продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
- воспитывать любовь и уважение к матери
8. «Волшебный мешочек»
- учить делать простейшую выкройку из ткани;
- продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
- развивать мелкую моторику;
- украшать мешочек аппликацией;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
9. «Сумочки с плетеными ручками»
- закрепить умение раскраивать лоскуток;
- закрепить умение шить по волнистой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
Модуль (блок) 3. «Лоскутная мозаика»
1. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Изготовление прихваток»
- познакомить с раскройкой ткани;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
2. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Веселый рушник» (полотенце)
- продолжать учить кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
3. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Фартук»
- продолжать учить кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
4. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Изготовление салфетки для сюжетно-ролевой игры»
- продолжать учить кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
5. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Скатерть – самобранка»
- продолжать учить кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
6. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Думочка»
- закрепить умение детей кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
7. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Простынь»
- закрепить умение детей кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
8. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Наволочка»
- закрепить умение детей кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
9. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Волшебное покрывало»
- закрепить умение детей кроить ткань;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
Модуль (блок) 4. «Кукольное ателье»
1. «Платье для куклы»
- Учить детей раскраивать ткань при помощи лекала;
- закрепить умение наметывать детали раскроя;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
2. «Правила обработки боковых швов изделия платья»
- учить детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей платья;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
3. «Пошив платья для куклы»
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
4. «Выбор нового фасона блузки»
- учить выбирать новый фасон блузки;
- продолжать учить детей раскраивать ткань при помощи лекала;
- закрепить умение наметывать детали раскроя;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
5. «Правила обработки боковых швов изделия блузки»
- продолжать учить детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей блузки;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
6. «Пошив блузки для куклы»
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
7. «Красивая юбка для куклы»
- продолжать учить детей выбирать новый фасон юбки;
- закрепить умение детей раскраивать ткань при помощи лекала;
- закрепить умение наметывать детали раскроя;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
8. «Пошив юбки для куклы»
- закрепить умение детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей юбки;
- закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.
9. Дефиле, демонстрация готового изделия.
- показ эксклюзивной демонстрации одежды для кукол;
- умение задумать и показать готовый результат — дефиле
|