В «Конвенции о правах ребёнка» статья8 (1) закреплено право ребёнка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство и семейные связи.
Исходя из содержания статьи, задача педагогов и семьи должна быть направлена на воспитание у ребёнка знаний о себе, о своей семье, ощущения собственного «Я»
Семья — первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. уверенны в себе и это очень важно. Будучи членом семьи, ребёнок вступает в систему существующих семейных отношений. В России, ещё совсем недавно память о своём роле считалась священной. Её бережно хранили не только дворяне и купцы, но и другие сословия. Память о далёких предках передавалась из поколения в поколение. В почитании своего рода воспитывается чувство причастности к прошлому и стремление достойно его продолжить. Необходимо продолжить эту традицию — знание своей родословной. Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.
Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.
Как же доступно и просто рассказать ребёнку о семье? Приведу несколько простых рекомендаций.
О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье больше всего из предложенного. Обязательно посоветуйтесь с вашим ребёнком, выслушайте его мнение, и чем старше ребёнок, тем важнее обсуждение любого предложения.
Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?".
Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата. Попытайтесь вместе с ребёнком нарисовать герб семьи – схематический рисунок с геометрическими фигурами, изображениями птиц и зверей, — глядя на который, любой человек быстро сможет понять, кто вы и чем занимаетесь. Подумайте с ребёнком, чем ваша семья отличается от других и чем она может гордиться. Семейный герб рассказывает о его владельцах. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции. Знание родословной способствует развитию представлений об индивидуальном своеобразии семьи, воспитанию гордости за свою семью, чувства собственного достоинства, эмоциональной устойчивости. Этим родители ориентируют ребёнка на сложные социальные отношения: знание всех членов семьи, ближних родственников, их профессии, события из их жизни. Формируется понятие того, кому из взрослых обращаться по имени отчеству, а кого называть тётей, дядей, сестрой и т. д. Все члены семьи взаимосвязаны определёнными обязанностями. Будучи членом семьи, ребёнок вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Именно в семье ребёнок получает опыт общения с людьми, формируется умение понимать чувства и настроение других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о близких. Он разделяет общие заботы, выполняет определённые трудовые обязанности.
Ребёнку важно понять, что с его мнением считаются, его идеи обсуждают взрослые, в его заботе нуждаются. Это создаёт условия для формирования активной жизненной позиции. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание и каприз ребёнка, то создают условия для воспитания эгоцентризма. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, т. к. они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни, передают нравственные и культурные ценности из поколения в поколение. Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормой поведения и добрыми привычками.
Добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую. Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях, переписке, описаниях и мемуарных воспоминаниях. В этот вид деятельности постепенно вовлекается и дошкольник, понимая с возрастом причастность к своей многочисленной родне. Несомненно, полезно иметь в разнообразии своих семейных традиций коллекционирование. Неважно чего: марок, моделей машин в картинках, книг и так далее. Но уж если коллекционировать книги, то не просто стремиться к их количеству, а весьма продуманно приобретать, к примеру, словари, энциклопедии, произведения любимых авторов или определенный жанр. И ребенок со временем почувствует, что данная работа взрослыми проводится не для улучшения интерьера квартиры, а для углубления познаний в той или иной области. К таким семейным увлечениям взрослых, бесспорно, приобщаются дети. Великолепно сделать семейной традицией походы и всякого рода «вылазки» на природу. Только советуем очень вдумчиво подойти к такого рода экскурсиям: чтобы было интересно и вам и вашим детям. Семью укрепляют общие дела и заботы, праздники, культурные и спортивные увлечения, совместный отдых.
Ребёнок, как участник всех внутри семейных событий, проникает всем, чем живут родители, впитывает их идеологию, манеру поведения, судит их оценками. Велико влияние эмоционально — нравственного климата семьи на становление личности ребёнка. В спокойной обстановке ребёнок спокоен, ему свойственны чувства защищённости, эмоциональной уравновешенности. Но если ребёнок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитание ставится под угрозу. Эмоциональное благополучие ребёнка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это главное условие гармоничного развития личности. Воспитание личности не требует каких-то специально организованных занятий с детьми, хотя ребёнок, как личность, развивается и тогда, когда родители учат его строить и рисовать, когда читают ему книги, едут с ним в транспорте, смотрят телевизор. Важно чтобы всё это было делом семьи, понятным и близким ребёнку.
|