Рощупкина Наталия Алексеевна. О формировании информационной компетентности у будущих школьников посредством сюжетно-ролевой игры.

О формировании информационной компетентности у будущих школьников посредством сюжетно-ролевой игры.

Автор: Рощупкина Наталия Алексеевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ детский сад №72 "Акварель". г.Старый Оскол, Белгородская область

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность в дальнейшей его жизни, в школьном обучении.

 

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Поэтому столь важной и актуальной в наше время является использование игры в целях формирования информационной компетентности у будущих школьников. В связи с этим поставила перед собой цель: формирование у детей эмоционально-положительного отношения к миру профессионального труда, через расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых, организацию сюжетно-ролевых игр. Исходя из цели, определяются задачи: — расширить знания детей о различных профессиях;

  • формировать эмоционально- положительное отношение к труду взрослых
  • расширить социализацию личности ребёнка

Опираясь на труды Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина в работе с детьми, использую следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:

  • Экскурсии
  • Встречи с людьми разных профессий
  • Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы
  • Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала
  • Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране
  • Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни
  • Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях
  • Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра
  • Этические беседы.

Также для детей подготовительной к школе группы разработана тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые ( «Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу»); производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых ( «Строители», «Супермаркет», Библиотека», «Медицинский центр», «ГИБДД», общественные ( «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия ( «По родному краю», «По сказкам», «Путешествие на Север»). Новыми играми старших дошкольников являются игры в «Школу», «Библиотеку», «Спасатели», «Почта». При ознакомлении детей с игрой «Школа» провожу предварительную работу:

  • Экскурсия в школу, беседа с работниками школы, наблюдения за их трудом
  • Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа»
  • Показ фильма или мультфильма о школьной жизни
  • Беседа по картине «На уроке»
  • Изготовление с детьми игровых атрибутов.

Аналогично проводится предварительная работа и с другими сюжетно-ролевыми играми. Сюжетно-ролевая игра «Школа» имеет связь с другими играми, где прослеживается обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, дает ребенку возможность действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств. Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с ветеранами — способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей. Особое место отводится отбору художественной литературы. Художественная литература позволяет дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознаёт явления, которые наблюдал в жизни. Поэтому обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствовало появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения интереса дошкольников к героическому подвигу (например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л. Кассиля «Твои защитники» и др.). Под влиянием рассказов о воинах возникают игры детей. Сначала организовываю военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагается выполнить то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро прыгать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполняются на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель) следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, ползаньем, перепрыгиванием. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствует формированию у детей целеустремленности, настойчивости.

Исполнение ролей «солдат» требовало от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» — отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание.

Перед каждой игрой, с детьми проводится разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Руководство взрослого, который передаёт детям свой нравственный опыт, приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играет особую роль. Общение с взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняли. Чтобы придать игре целенаправленный характер, была разработана карта-схема. Изготовили карту вместе с детьми, на которой наметили, где должны стоять часовые, где расположен медпункт. А затем дети уже самостоятельно намечали свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждали их, чертили карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница). В игре использовались те основные движения, которые предусмотрены программой. Например, в игре «Переправа через мост» — ходьба приставным шагом по скамейке; в игре «Танкисты» — катание на двухколесном велосипеде по прямой, повороты направо и налево; в игре «Что умеют солдаты» — прыжки в длину с места — 60—70 см.

В такой взаимосвязи сюжетно-ролевой и спортивной игр заложены возможности совершенствования движений ребенка, а также повышения двигательной активности, что тоже особенно актуально в настоящее время. Сам фактор физической тренировки в сюжетно-ролевых играх способствует проявлению волевых качеств: самостоятельности, решительности, настойчивости. Будущие школьники, имеющие развитые игровые навыки, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т.е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с усвоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Просмотров: 500
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Шарунова Вера Евгеньевна. Образовательный потенциал игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре — «Школа».
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Батталова Гульназ Вагизовна. Статья о важности сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста.
  • Мочуга Ульяна Юрьевна. Значение сюжетно – ролевых игр и мультфильмов в жизни современных детей дошкольного возраста
  • Суханова Тамара Олеговна, Тилина Людмила Юрьевна. «О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»
  • Киселёва Олеся Владимировна. Сюжетно – ролевая игра как средство присвоения социального опыта детьми 7– ого года жизни.
  • Божко Татьяна Петровна. Методическая разработка 'Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре'
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Борисова Наталья Дмитриевна. Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
  • Карелина Яна Александровна. Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Белокопытова Наталья Александровна. Конспект беседы с элементами сюжетно-ролевой игры «Военный госпиталь».
  • Пальцева Елена Владимировна. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» «Проект сюжетно-ролевой игры «Потерялся в торговом центре» с детьми подготовительной к школе группе»
  • Михачик Наталья Валентиновна. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
  • Нина Александровна Ишмуратова. «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» на тему «Кафе» в подготовительной группе
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Презентация 'Социально-коммуникативное развитие дошкольников в сюжетно-ролевой игре'
  • Светлана Гоцуляк. Презентация 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'
  • Семенова Ирина Викторовна. Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх (5-7 лет)
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Замятина Екатерина Алексеевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на самолете» с детьми 5-6 лет
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Надежда Шагина. «Сюжетно-ролевая игра как средство усвоения детьми младшего возраста социального опыта»
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Федотова Любовь Сергеевна. «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Обезьянка-хулиганка на празднике у Кошки» в старшей группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь