Автор: Рощупкина Наталия Алексеевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ детский сад №72 "Акварель". г.Старый Оскол, Белгородская область
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность в дальнейшей его жизни, в школьном обучении.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Поэтому столь важной и актуальной в наше время является использование игры в целях формирования информационной компетентности у будущих школьников. В связи с этим поставила перед собой цель: формирование у детей эмоционально-положительного отношения к миру профессионального труда, через расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых, организацию сюжетно-ролевых игр. Исходя из цели, определяются задачи: — расширить знания детей о различных профессиях;
- формировать эмоционально- положительное отношение к труду взрослых
- расширить социализацию личности ребёнка
Опираясь на труды Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина в работе с детьми, использую следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:
- Экскурсии
- Встречи с людьми разных профессий
- Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы
- Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала
- Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране
- Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни
- Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях
- Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра
- Этические беседы.
Также для детей подготовительной к школе группы разработана тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые ( «Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу»); производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых ( «Строители», «Супермаркет», Библиотека», «Медицинский центр», «ГИБДД», общественные ( «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия ( «По родному краю», «По сказкам», «Путешествие на Север»). Новыми играми старших дошкольников являются игры в «Школу», «Библиотеку», «Спасатели», «Почта». При ознакомлении детей с игрой «Школа» провожу предварительную работу:
- Экскурсия в школу, беседа с работниками школы, наблюдения за их трудом
- Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа»
- Показ фильма или мультфильма о школьной жизни
- Беседа по картине «На уроке»
- Изготовление с детьми игровых атрибутов.
Аналогично проводится предварительная работа и с другими сюжетно-ролевыми играми. Сюжетно-ролевая игра «Школа» имеет связь с другими играми, где прослеживается обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.
Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, дает ребенку возможность действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств. Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с ветеранами — способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей. Особое место отводится отбору художественной литературы. Художественная литература позволяет дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознаёт явления, которые наблюдал в жизни. Поэтому обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствовало появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения интереса дошкольников к героическому подвигу (например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л. Кассиля «Твои защитники» и др.). Под влиянием рассказов о воинах возникают игры детей. Сначала организовываю военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагается выполнить то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро прыгать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполняются на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель) следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, ползаньем, перепрыгиванием. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствует формированию у детей целеустремленности, настойчивости.
Исполнение ролей «солдат» требовало от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» — отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание.
Перед каждой игрой, с детьми проводится разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Руководство взрослого, который передаёт детям свой нравственный опыт, приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играет особую роль. Общение с взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняли. Чтобы придать игре целенаправленный характер, была разработана карта-схема. Изготовили карту вместе с детьми, на которой наметили, где должны стоять часовые, где расположен медпункт. А затем дети уже самостоятельно намечали свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждали их, чертили карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница). В игре использовались те основные движения, которые предусмотрены программой. Например, в игре «Переправа через мост» — ходьба приставным шагом по скамейке; в игре «Танкисты» — катание на двухколесном велосипеде по прямой, повороты направо и налево; в игре «Что умеют солдаты» — прыжки в длину с места — 60—70 см.
В такой взаимосвязи сюжетно-ролевой и спортивной игр заложены возможности совершенствования движений ребенка, а также повышения двигательной активности, что тоже особенно актуально в настоящее время. Сам фактор физической тренировки в сюжетно-ролевых играх способствует проявлению волевых качеств: самостоятельности, решительности, настойчивости. Будущие школьники, имеющие развитые игровые навыки, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т.е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с усвоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
|