Батищева Елена Ярославовна. Чудеса общения

Чудеса общенияЧасто родители, приводя  ребёнка к психологу, жалуются: «он совершенно меня не слушается! Я ему говорю, говорю,  а он меня не понимает!» И как следствие, частое повторение подобных ситуаций действительно приводит к отсутствию понимания, доверия и тёплых, дружеских отношений между родителями и детьми. Таким образом, происходит  эмоциональный разрыв между родителем и ребёнком, и случиться это может далеко не  только в подростковом возрасте как это принято считать, а значительно раньше.
Чтобы разобраться в причинах непонимания, давайте обратимся к основным возрастным кризисам и проанализируем возможные ошибки в воспитании.
Первым  кризисом принято считать кризис одного года. И хотя в этом возрасте ребёнок ещё очень мал,  он уже активно начинает проявлять свою самостоятельность, выражает свои желания и пытается настаивать на своём. Поскольку психика ребёнка ещё не окрепла, выразить свои  желания ему трудно, но при этом  необходимо. Отсюда и такие пугающие порой родителей «странности» поведения: ребёнок хочет есть, перемазывается весь кашей, но не даёт покормить себя с ложечки как было раньше, отталкивает родителей и одновременно не хочет, чтобы  от него отходили. К таким противоречиям в поведении нужно относиться прежде всего по возможности как можно спокойнее, и понимать, что ребёнок ведёт себя так не потому что плохо воспитан, а потому что он чувствует, что может теперь уже больше, но не всегда это получается. Что делать родителям, чтобы достичь понимания в этот период?
1.    Дайте ребёнку почувствовать вашу поддержку. Например: « Ты стараешься сделать это сам, молодец, у тебя обязательно получиться.»
2.    Давайте ребёнку  право выбора, например, дать выбрать какую-то деталь одежды на прогулку, цвет колготок, книжку для чтения и т.д.
3.    Старайтесь не говорить ребёнку слишком много предложений сразу. Говорите кратко, лаконично, спокойным голосом глядя в глаза – это помогает удержать внимание ребёнка на ваших словах.
Неважно, что ребёнок ещё совсем маленький, и не умеет говорить, поверьте, если вы будете говорить о его чувствах искренне и естественно, он вас поймёт, и обязательно прислушается к вашим словам.
Следовательно, и ошибками в общении с ребёнком этого возраста будет непонимание его возрастных изменений, чрезмерная гиперопёка, авторитарность, эмоциональная холодность, нечувствительность к чувствам и нуждам ребёнка.
Следующий  возрастной кризис – это кризис трёх лет. Этот период имеет огромное значение в становлении личности ребёнка, не зря психологи часто спрашивают родителей обратившихся за помощью, о том, как протекал кризис трёх лет. Потому как от его успешного преодоления или наоборот чересчур болезненного, зависит благополучие будущего психического здоровья.
Рекомендации по тактике поведения родителей в этот период  будут сводиться к следующим:

1.Соблюдайте единство требований к ребёнку в семье.
2.Доводите начатые дела до конца, если вы приняли решение убрать игрушки, значит, их нужно убрать, но предварительно создав мотивацию к уборке в игровой форме.  Например, сказать ребёнку: «давай соревноваться, кто быстрее  будет прибираться ты или я? Предложить рассортировать игрушки по цветам и группам это может быть  весёлым и развивающим занятием одновременно. Или же расскажите ребёнку сказку о игрушках где выводом будет,  бережное отношение  к своим вещам.  Ребёнок должен чувствовать вашу последовательность и стабильность поведения.
3.Избегайте чрезмерной авторитарности. Сразу оговоримся, что есть ситуации, когда это необходимо из  соображений безопасности ребёнка.
4.Скучные, рутинные для ребёнка занятия старайтесь перевести в игру, создав перед этим увлекательную  для ребёнка игровую мотивацию.
5.Отражайте чувства, физические и эмоциональные состояния ребёнка, например: «ты, расстроен, я это вижу, я тебя понимаю»
Помните, что чем старше становиться ребёнок, тем больше вещей он может сделать самостоятельно, поощряйте это желание, не бойтесь начинать давать ребёнку какие-либо поручения, сделать его ответственным за какое-то дело, это даст ему чувство собственной значимости.
После кризиса трёх лет идёт кризис семи лет, он связан с поступлением ребёнка в школу, вхождением в новую социальную среду, страхами перед новой обстановкой, коллективом, учебными задачами. Как правило, если общение с ребёнком до этого периода протекало в позитивном эмоциональном ключе, взрослый не подавлял самостоятельность ребёнка, поощрял её,  если дома, в семье была спокойная обстановка, то этот кризис проходит безболезненно. Если же в воспитании ребёнка присутствовала гиперопёка или наоборот, её полное отсутствие, дома была тревожная обстановка,  ребёнок не овладел необходимыми коммуникативными навыками, родители были непоследовательны в своих требованиях, не достаточно уделяли внимания подготовке ребёнка к школе,  то у него возникают трудности в виде нежелания посещать школу, страхов, тревожности и впоследствии неврозов. Чем можно помочь ребёнку в этот период?
Поскольку одной из  основных проблем может быть повышенное чувство тревожности, то действия родителей должны быть направлены на гармонизацию его психо-эмоционального состояния. Помочь в этом могут следующие рекомендации:
1.    Повышенная тревожность родителей, как правило, передаётся детям, поэтому старайтесь быть спокойными и уравновешенными сами, и тогда ваша уверенность будет передаваться ребёнку.
2.    Проигрывайте, прорисовывайте с ребёнком все беспокоящие его ситуации. Например, если ребёнок боится нового коллектива, то ситуацию знакомства можно проиграть с помощью перчаточных кукол, любимых игрушек, или самим,  если ребёнка беспокоят сами учебные задачи, вы можете сочинить для него (или найти готовую) дидактическую сказку, где буквы и цифры выступают в роли приветливых и дружелюбных сказочных персонажей предлагающих отправиться с ними в удивительную страну знаний.
3.    Если ребёнок переживает из-за возможных неудач в школе, постарайтесь  создавать  ситуации успеха, где он сможет проявить себя.
4.    Отмечайте сильные стороны ребёнка, не скупитесь на похвалу.
5.    Несмотря на то, что ребёнок стал старше он по прежнему нуждается в теплом эмоциональном общении с родителями, почаще обнимайте, гладьте или просто берите его за руку, старайтесь вложить в своё прикосновение и вашу любовь и уверенность в силах ребёнка.
После кризиса семи лет идёт кризис подросткового возраста, но о нём мы более подробно поговорим в следующей статье.
Таким образом,  секрет успеха в общении с ребёнком заключатся в готовности родителей встать на его место, попытаться посмотреть на ситуацию глазами своего ребёнка, а также в умении быть гибкими и эмоционально открытыми.

Педагог-психолог  Батищева Елена Ярославовна          
МАДОУЦРР д/с №158 города Тюмени

Просмотров: 336
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Как развить логическое мышление ребёнка в период самоизоляции?»
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Хохуля Татьяна Константиновна. Если ребёнку четыре года
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Батищева Елена Ярославовна. КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ ИЗ СТРАНЫ ФАНТАЗИИ.
  • Халикова Тамила Мирселимовна. Собственная методическая разработка «Адаптация ребёнка к ДОУ. Рекомендации для родителей»
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Буракова Наталья Валерьевна. Памятка для родителей «Подготовка ребёнка к школе»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
  • Анашкина Наталия Владимировна. Тема: Как определить готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей.
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Наталья Шилдина. Анкета для родителей ребёнка, поступающего в ДОУ
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Камашева Нафиса Имамовна. Консультация для родителей «Режим дня вашего ребёнка»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Ножницы в руках ребёнка».
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Ножницы в руках ребёнка»
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Куликова Анастасия Вадимовна. Статья «Как помочь ребёнку, потерявшему одного из родителей»
  • Лаптандер Татьяна Александровна. Консультация для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду»
  • Ильиных Мария Юрьевна. Консультация для родителей «Учите ребёнка сочинять стихи»
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Телицына Наталья Михайловна. Консультация для родителей «Как познакомить ребёнка с родным селом?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь