Гатина Оксана Иосифовна педагог-психолог второй квалификационной категории МБДОУ ЦРР детский сад № 30 Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.
Скачать конспект
По наблюдениям педагогов-психологов в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 42% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной». Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности:
- такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность; - негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля. - отрицательно влияет на результат деятельности; - способствует развитию предневротических состояний и неврозов;
Именно поэтому нами было разработано психологического сопровождение тревожных детей старшего дошкольного возраста 4-6 лет. Цель – исправление нарушений психического развития, гармонизация развивающейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического дизонтогенеза.
Задачи:
- Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка и снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста;
- Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с тревожными детьми 4-6 лет;
Дать родителям знания об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста и способах эффективного взаимодействия с тревожным ребенком;
В соответствии с целью и задачами были выделены 3 рабочих блока: работа с педагогами, с родителями и с детьми.
Диагностика тревожности детей проводится в начале учебного года - октябрь, ноябрь. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В.. Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд, Захаров А.И.).
Реализация серии игр, направленных на повышение самооценки ребенка, снятие состояния эмоционального дискомфорта, компенсация искажений эмоционального реагирования, устранение страхов и тревожности, снятие мышечного напряжения, обеспечение полноценного контакта ребенка со сверстниками. Были использованы игры и упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, Е.Л. Воробьевой, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, Л.М. Костиной, К. Фоппелем, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.Л. Кряжевой. Игры проводились педагогом-психологом в течение учебного года, 2 -3 раза в неделю. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр. Направление цель игра Повышение самооценки ребенка Снятие состояния эмоционального дискомфорта Снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. Игры и упражнения, формирующие позитивное отношение к своему «Я», специальные приемы (психогимнастика) на развитие способности к эмоциональной децентрации. «Дрозд»,
«Скучно,скучно так сидеть», «Волны», «Салют», «Комплимент За что меня любит мама», «Старая бумага», «Похвалилки» Компенсация искажений эмоционального реагирования, управление собой в конкретных волнующих ситуациях Помочь ребенку осознать собственные чувства и эмоциональные состояния, освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения. «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Клубочек», «Змейка», «Охота на тигров», «Доброе животное», «Гнездышко», «Качели», Устранение страхов и тревожности Игры и упражнения, помогающие преодолевать негативные переживания, уменьшать тревожность. Рисование и уничтожение своих страхов, рассказывание о своих страшных снах, придумывание выхода из описанной ситуации, проигрывание ее. Использование музыки, страшных игрушек, с которыми можно подействовать, победить их, поиграть с друзьми. Обеспечение полноценного контакта ребенка со сверстниками Игры и упражнение на сплочение группы. Ролевые игры, совместная деятельность. «Ладонь в ладонь», «Липучки» Этюды, направленные на устранение негативных черт характера, придумывание историй и инсценировка их. Снятие мышечного напряжения (по М.И. Чистяковой) Снятие у ребенка напряжения, скованности «Волшебный ковер», «Истории предметов», «Походка и настроение», «Сосулька», «Из семени в дерево», «Шалтай-болтай» Диагностика эффективности проделанной работы проводится в конце учебного года с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.
В работе с педагогами целью было систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет. Было запланирована и проведена работа с педагогами: практикум «Обучение эффективному взаимодействию с тревожными детьми и их родителями», консультации «Проблема детских страхов», «Как избежать неврозов у детей» и пр. По итогам года был проведен с педагогам круглый стол «Эффективность работы по профилактике коррекции тревожности и неврозов у детей дошкольного возраста» целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей. Для родителей были проведены следующие мероприятия с целью осознания родителями причин тревожности и невротического заболевания ребенка и формирование у них соответствующего психологического настроя: консультации «Проблема детских страхов», «Роль стиля отношения родителя с ребёнком в формировании его личности», практикум с элементами тренинга «Как помочь тревожному ребенку». Так же были проведены совместные занятия родитель-ребенок по работе над страхами (по выборке психолога, результаты диагностики ребенка и взрослого).
Отдельного заболевания и диагноза «детский невроз» в медицине не существует. Неврозы у детей, как и взрослых – это обратимое расстройство психики. Решиться помочь детям полностью избавиться от неврозов и снизить уровень тревожности – это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.
|