Оксана Иосифовна Гатина. Система игр для тревожных детей дошкольного возраста как профилактика неврозов

Система игр для  тревожных детей дошкольного возраста как профилактика неврозовГатина Оксана Иосифовна  педагог-психолог
второй квалификационной категории МБДОУ ЦРР детский сад № 30                                                                                                              
Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.

 

Скачать конспект

По наблюдениям педагогов-психологов в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 42% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной». Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня     тревожности:                                                                    

-  такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность;
- негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.
-  отрицательно влияет на результат     деятельности;
- способствует развитию предневротических  состояний и     неврозов;

Именно поэтому нами было разработано  психологического сопровождение тревожных детей старшего дошкольного возраста 4-6 лет. Цель – исправление нарушений психического развития, гармонизация развивающейся личности и профилактика нервно-психических расстройств, обусловленных внутренними и внешними факторами психического     дизонтогенеза.

Задачи:

-  Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка и снижению уровня тревожности  детей старшего дошкольного     возраста;

- Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с тревожными детьми 4-6 лет;

 Дать родителям знания об особенностях развития детей старшего дошкольного возраста и способах эффективного взаимодействия с тревожным  ребенком;

В соответствии с  целью и задачами были выделены 3 рабочих блока: работа с педагогами,  с родителями и с     детьми.

 Диагностика тревожности детей проводится в начале учебного года - октябрь, ноябрь. Цель: определение уровня тревожности детей. Используется «Тест тревожности»  Тэммла Р. Дорки М. Амена В.. Дополнительно проводиться диагностика родителей и педагогов с целью определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М Алворд, Захаров     А.И.).

 Реализация серии игр, направленных на повышение самооценки ребенка, снятие состояния эмоционального  дискомфорта, компенсация  искажений эмоционального реагирования, устранение страхов и тревожности, снятие мышечного напряжения, обеспечение полноценного контакта ребенка со сверстниками. Были использованы игры и упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, Е.Л. Воробьевой, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, Л.М. Костиной, К. Фоппелем, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.Л.     Кряжевой.      Игры проводились педагогом-психологом в течение учебного года, 2 -3 раза в неделю. При работе требуется соблюдать определенный порядок игровых мероприятий, опираясь на план-сетку проведения серии игр.
Направление    цель    игра
Повышение самооценки ребенка
Снятие состояния эмоционального  дискомфорта    Снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
Игры и упражнения, формирующие  позитивное отношение к своему «Я», специальные приемы (психогимнастика) на развитие способности к эмоциональной децентрации.    «Дрозд»,

 «Скучно,скучно так сидеть», «Волны», «Салют»,  «Комплимент За что меня любит мама», «Старая бумага», «Похвалилки»
Компенсация  искажений эмоционального реагирования, управление собой в конкретных волнующих ситуациях    Помочь ребенку осознать собственные чувства и эмоциональные состояния,   освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения.    «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Клубочек», «Змейка», «Охота на тигров», «Доброе животное», «Гнездышко», «Качели»,
Устранение страхов и тревожности    Игры и упражнения, помогающие преодолевать негативные переживания, уменьшать тревожность.    Рисование и уничтожение своих страхов, рассказывание о своих страшных снах, придумывание выхода из описанной ситуации, проигрывание ее. Использование музыки, страшных игрушек, с которыми можно подействовать, победить их, поиграть с друзьми.
Обеспечение полноценного контакта ребенка со сверстниками    Игры и упражнение на сплочение группы. Ролевые игры, совместная деятельность.    «Ладонь в ладонь», «Липучки» Этюды, направленные на устранение негативных черт характера, придумывание историй и инсценировка их.
Снятие мышечного напряжения (по М.И. Чистяковой)
Снятие у ребенка напряжения, скованности    «Волшебный ковер», «Истории предметов», «Походка и настроение», «Сосулька», «Из семени в дерево», «Шалтай-болтай»
Диагностика эффективности проделанной работы проводится в конце учебного года с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.

 В работе с педагогами целью было систематизирование знаний и формирование навыков у педагогов, направленных на профилактику тревожных состояний у детей 4-6 лет. Было запланирована и проведена работа с педагогами: практикум  «Обучение эффективному взаимодействию с тревожными детьми и их родителями», консультации «Проблема детских страхов», «Как избежать неврозов у детей» и пр.  По итогам года был проведен с педагогам круглый стол «Эффективность работы по профилактике коррекции тревожности и неврозов у детей дошкольного возраста»  целью обсуждения итогов проделанной работы и ознакомление воспитателей с рекомендациями, которые в дальнейшем помогут при решении проблем, связанных с тревожными состояниями у детей.    Для родителей были проведены  следующие мероприятия с целью осознания родителями причин тревожности и невротического заболевания ребенка и формирование у них соответствующего психологического настроя: консультации «Проблема детских страхов»,  «Роль стиля отношения родителя с ребёнком в формировании его личности», практикум с элементами тренинга «Как помочь тревожному ребенку». Так же были проведены совместные занятия родитель-ребенок по работе над страхами (по выборке психолога, результаты диагностики ребенка и взрослого).

Отдельного заболевания и диагноза «детский невроз» в медицине не существует.  Неврозы у детей, как и взрослых – это обратимое расстройство психики. Решиться помочь детям полностью избавиться от неврозов и снизить уровень тревожности – это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая возня с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, как и чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.

Просмотров: 590
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе ребенком 5-6 лет с повышенным уровнем тревожности
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна. Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
  • Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция тревожности в дошкольном возрасте
  • Кузяшина Светлана Петровна. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)
  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Оксана Алексеевна Стариченко. Игры, направленные на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Бахметьева Л.Е., Васюта Т.В.. Семинар практикум для психологов ДОУ: «Арт-терапевтические технологии в работе с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания»
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Котельникова Ольга Ивановна. «Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников».
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь