Методическая разработка "Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»
Мария Алексеевна Иванова, педагог- психолог. Г. Москва ЮЗАО ГБОУ школа № 46 (дошкольное отделение№2).
В наше время все больше внимание уделяются современным технологиям, а именно гаджеты, смартфоны, портативные игровые приставки, планшеты, ноутбуки и другие современные устройства. Да действительно, мир развивается и необходимо научить детей овладевать новыми средствами коммуникации. Но не стоит забывать, что человек не компьютер, а живое существо, и ему присуще свои законы развития, т.е. познание мира проходит через ощущения и восприятие.
Скачать конспект
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Ребенок с рождения познает мир с помощью тактильных ощущений, (берет в рот, пробует на язык, трогает руками), т.е. подносит предмет к тем местам, где располагается большее количество тактильных точек (язык, губы, ладошки, пальчики).
По статистике, 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, а еще 30% — до восьми лет, мне кажется, что особое внимание нужно обратить на детей раннего и дошкольного возраста. Как помочь не потерять желание узнавать новое, научиться искать ответы на свои вопросы? Поняв, что ребенок познает мир через сенсорные ощущения, зрительные, слуховые, тактильные и тому подобное. Изучив литературу, наблюдая за поведением детей, для себя решила, что следует обогатить у детей сенсорный опыт, предоставить им возможность самим действовать с предметами, вовлекать их в игру.
… «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают больше всего.»
«Упражнять чувства это не только пользоваться ими: это – учиться хорошо, судить с помощью их, учиться, так сказать, чувствовать; ибо мы умеем осязать, видеть, слышать только так, как научились».
Ж.Ж. Руссо
Как же это сделать? Задавала себе вопрос.
Роль педагога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно, опытным путем, действуя с предметами познавать многогранный мир, показать оптимальные способы деятельности, создать условия освоения детьми своего личного опыта.
А если учесть, что игра является основным видом деятельности, думая над вопросом: “Что такое игра в жизни ребенка?» стала наблюдать за детьми, изучать литературу. Приняла к сведению, что «Игра и есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего» Л.С. Выготский. В своей жизни дети очень любопытны, им интересно все, но у них еще нет достаточного опыта, знаний о назначении предметов, способов деятельности и, вследствие этого, у детей пропадает интерес. Интерес необходимо развивать и поддерживать. Об этом напоминает цитата: “Хорошо развитое любопытство ребенка — вот то, что важнее всего в процессе обучения” Бертон Л.Уайт.
На глаза попалась одна мудрая китайская пословица: “Скажи мне, и я забуду, покажи мне и, может быть, я запомню, сделай меня соучастником и я пойму”. Поэтому играть необходимо с детьми в роли партнера, показывая пример, соблюдать правила игры, устанавливать вместе с детьми свои «законы», слышать ребенка, принимать его точку зрения и т.д.
Когда встала задача помочь малышам создать инструментарий для ощупывания, познакомилась с опытом других коллег. Мое внимание привлекла сенсорная панель. Изготавливая эту панель, стремилась использовать различный (по ощущениям) материал. Учитывала его качества: мягкий – твердый; гладкий – шершавый; теплый — холодный и т.д. Для привлечения интереса постаралась создать игровые образы: щетки — машина, лисенок, мягкая метелка — хвост жар-птицы. Переживала, появится интерес у детей к этой задумке. Но, к радости, сенсорная панель вызвала необычайный интерес, как у маленьких, так и у старших дошколят. И желание пощупать и потрогать не ослабевает до сих пор, но этого мало, панель — это статический материал, его можно только потрогать и погладить, малышам это недостаточно, а старшим нужны более разнообразные действия с этим материалом. Я подумала, а что если этот материал использовать для развивающих игр, дать возможность детям, действовать с этим материалом. Изготовила карточки с рисунками геометрических форм, появились игры: “Потрогай и найди похожую”, “Повтори рисунок из того же материала”, “Повтори рисунок на песке, на бумаге, на доске”. Изготовила небольшие карточки с мешочком, что бы дети тактильно могли узнать рисунок. Так появились игры “Найди такой же рисунок через материю”, “Запомни и повтори ряд из предложенного материала”, “Нарисуй по образцу”, “Нарисуй рисунок по своему желанию”.
Я поняла, что ребенок действует с предметами с большим желанием, производит действия, создает свой замысел. Предложила детям выбрать из материала на сенсорной панели — любимый, и задала вопрос: На что это похоже? К сожалению, ответы были однозначными. Важно не только предлагать дидактические игры ребенку, а дать возможность сравнивать предметы, которые его окружают. Зная, что дети любят маленькие игрушки, подобрала предметы быта маленького размера и предложила разложить их (сортировать) по материалу, из которого они сделаны. Наблюдала, с каким восторгом и интересом рассматривали дети предметы, ощупывали, и соотносили с образцами. Предложила по дороге домой или дома найти предметы из стекла, металла, дерева, ткани. И дети называли домашние предметы и объекты, встречающие по дороге в большем количестве. Они стали более внимательны, старались запомнить то, что видели, сравнивали, анализировали.
Так же, для обогащения тактильного опыта детей, изготовила фишки, с наклеенными мелкими предметами, которые изготовлены из разных материалов (пластмасса, метал, дерево, фетр и ткань, резина). Фишки изготовила с учетом, что бы можно было использовать не только в целом комплекте, а единично.
Первая пара фишек состоит из пластиковых бусинок в виде звездочек разного цвета, на 2-ой паре фишек наклеены металлические ключи, третья пара фишек — деревянные насекомые, 4-ая пара фишек — цветочки из фетра и бабочки из ткани, 5 пара фишек- пластмассовые сердечки разного цвета, и 6-ая пара, ладошки из вспененного полистирола. Играя с этими фишками, можно использовать различные задания, а именно:
1 фишка «Бусины-звездочки».
- Вместе с ребенком, ощупывая фишки с бусинами, пытаемся понять, какие ощущения возникают при наложении ладошки и кончиков пальцев к отдельным бусинам. (Это упражнение используется на всех фишках).
- Посчитай, сколько звездочек у меня, и сколько у тебя, а у кого больше?
- Сколько зеленых “звездочек”, а синих, а красных, а желтых? А сколько “звездочек” на моей фишке? Столько же желтых, зеленых, красных, синих?.
- Найди одинаковое количество разных по цвету “звездочек” и.д.
2 фишка «Ключи».
- Потрогай, и скажи, что это такое?
- Скажи, на какой фишке больше а на какой фишке меньше ключей.
- Какие сказки ты знаешь, где есть ключи?
*
3 фишка «Насекомые».
- Потрогай и скажи, что это такое?
- Скажи, божьи коровки одинаковые или разные?
- Чем они отличаются?
- Найди одинаковых божьих коровок.
- Какие божьи коровки ползут в низ, какие в право, в лево?
- А как назвать одним словом бабочку и божью коровку? Кто это?.
- Какие стихи, загадки, пословицы и сказки ты знаешь про насекомых.
*
4 фишка «Цветы и бабочки».
- Потрогай цветочки и бабочек, что из них шершавое и гладкое?
- Чем отличаются эти фишки между собой?
- В какое время года цветут цветы?
- В какое время года летают бабочки?
- Вспомни стихотворение, песенку про бабочек, цветы и время года.
*
5 фишка «Сердечки».
- Потрогай фишки, какие они на ощупь?
- Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, холодные или теплые? (при сравнении можно использовать фишки сделанные из другого материала).
- Назови: какого цвета эти сердечки?
- Разложи пушистые шарики по цвету в сердечки.
*
6 фишка «Ладошки».
- Потрогай и скажи, что это?
- Какие они на ощупь? Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, теплые или холодные?
- При представлении двух фишек, мы спрашиваем: найди правую ладошку и левую ладошку.
- Назови пальчики на ладошке (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
- Пальчиковая игра
- “этот пальчик дедушка”…… (можно использовать различные пальчиковые игры).
В дальнейшем можно использовать игры со всеми фишками, например, такие как:
- Педагог выстраивает ряд из фишек и предлагает ребенку на ощупь найти пару.
- Педагог выкладывает ряд из фишек, и предлагает ребенку потрогать и запомнить их, затем переворачивает фишки обратной стороной, и просит ребенка вспомнить и выложить такой же ряд.
- На столе картинкой вниз, лежит набор из 6 фишек, такой же набор есть у ребенка. Сначала педагог переворачивает на несколько секунд фишки которые лежат на столе и просит ребенка еще раз потрогать и запомнить их, далее переворачивает их в исходное положение. Ребенок должен держа в руках фишку, пощупать ее и найти на столе такую же.
С данным материалом можно играть и в другие игры.
Подводя итог, пришла к выводу — что игра это жизнь ребенка, где он познает, сравнивает, анализирует, соотносит, понимает назначения и способы действия. Педагогу важно предоставить возможность ребенку разнообразно использовать в своих играх многообразие окружающего мира. Самое главное, стараться, чтобы ребенок удивлялся.
|