Иванова Мария Алексеевна. Методическая разработка 'Развивающие игры для дошкольников' «играем – развиваемся»

Методическая разработка "Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»

Мария Алексеевна Иванова, педагог- психолог. Г. Москва ЮЗАО ГБОУ школа № 46 (дошкольное отделение№2).

В наше время все больше внимание уделяются современным технологиям, а именно гаджеты, смартфоны, портативные игровые приставки, планшеты, ноутбуки и другие современные устройства. Да действительно, мир развивается и необходимо научить детей овладевать новыми средствами коммуникации. Но не стоит забывать, что человек не компьютер, а живое существо, и ему присуще свои законы развития, т.е. познание мира проходит через ощущения и восприятие.

 

Скачать конспект

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Ребенок с рождения познает мир с помощью тактильных ощущений, (берет в рот, пробует на язык, трогает руками), т.е. подносит предмет к тем местам, где располагается большее количество тактильных точек (язык, губы, ладошки, пальчики).

По статистике, 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, а еще 30% — до восьми лет, мне кажется, что особое внимание нужно обратить на детей раннего и дошкольного возраста. Как помочь не потерять желание узнавать новое, научиться искать ответы на свои вопросы? Поняв, что ребенок познает мир через сенсорные ощущения, зрительные, слуховые, тактильные и тому подобное. Изучив литературу, наблюдая за поведением детей, для себя решила, что следует обогатить у детей сенсорный опыт, предоставить им возможность самим действовать с предметами, вовлекать их в игру.

«Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают больше всего.»

«Упражнять чувства это не только пользоваться ими: это – учиться хорошо, судить с помощью их, учиться, так сказать, чувствовать; ибо мы умеем осязать, видеть, слышать только так, как научились».

Ж.Ж. Руссо

Как же это сделать? Задавала себе вопрос.

Роль педагога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно, опытным путем, действуя с предметами познавать многогранный мир, показать оптимальные способы деятельности, создать условия освоения детьми своего личного опыта.

А если учесть, что игра является основным видом деятельности, думая над вопросом: “Что такое игра в жизни ребенка?» стала наблюдать за детьми, изучать литературу. Приняла к сведению, что «Игра и есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего» Л.С. Выготский. В своей жизни дети очень любопытны, им интересно все, но у них еще нет достаточного опыта, знаний о назначении предметов, способов деятельности и, вследствие этого, у детей пропадает интерес. Интерес необходимо развивать и поддерживать. Об этом напоминает цитата: “Хорошо развитое любопытство ребенка — вот то, что важнее всего в процессе обучения” Бертон Л.Уайт.

На глаза попалась одна мудрая китайская пословица: “Скажи мне, и я забуду, покажи мне и, может быть, я запомню, сделай меня соучастником и я пойму”. Поэтому играть необходимо с детьми в роли партнера, показывая пример, соблюдать правила игры, устанавливать вместе с детьми свои «законы», слышать ребенка, принимать его точку зрения и т.д.

Когда встала задача помочь малышам создать инструментарий для ощупывания, познакомилась с опытом других коллег. Мое внимание привлекла сенсорная панель. Изготавливая эту панель, стремилась использовать различный (по ощущениям) материал. Учитывала его качества: мягкий – твердый; гладкий – шершавый; теплый — холодный и т.д. Для привлечения интереса постаралась создать игровые образы: щетки — машина, лисенок, мягкая метелка — хвост жар-птицы. Переживала, появится интерес у детей к этой задумке. Но, к радости, сенсорная панель вызвала необычайный интерес, как у маленьких, так и у старших дошколят. И желание пощупать и потрогать не ослабевает до сих пор, но этого мало, панель — это статический материал, его можно только потрогать и погладить, малышам это недостаточно, а старшим нужны более разнообразные действия с этим материалом. Я подумала, а что если этот материал использовать для развивающих игр, дать возможность детям, действовать с этим материалом. Изготовила карточки с рисунками геометрических форм, появились игры: “Потрогай и найди похожую”, “Повтори рисунок из того же материала”, “Повтори рисунок на песке, на бумаге, на доске”. Изготовила небольшие карточки с мешочком, что бы дети тактильно могли узнать рисунок. Так появились игры “Найди такой же рисунок через материю”, “Запомни и повтори ряд из предложенного материала”, “Нарисуй по образцу”, “Нарисуй рисунок по своему желанию”.

Я поняла, что ребенок действует с предметами с большим желанием, производит действия, создает свой замысел. Предложила детям выбрать из материала на сенсорной панели — любимый, и задала вопрос: На что это похоже? К сожалению, ответы были однозначными. Важно не только предлагать дидактические игры ребенку, а дать возможность сравнивать предметы, которые его окружают. Зная, что дети любят маленькие игрушки, подобрала предметы быта маленького размера и предложила разложить их (сортировать) по материалу, из которого они сделаны. Наблюдала, с каким восторгом и интересом рассматривали дети предметы, ощупывали, и соотносили с образцами. Предложила по дороге домой или дома найти предметы из стекла, металла, дерева, ткани. И дети называли домашние предметы и объекты, встречающие по дороге в большем количестве. Они стали более внимательны, старались запомнить то, что видели, сравнивали, анализировали.

Так же, для обогащения тактильного опыта детей, изготовила фишки, с наклеенными мелкими предметами, которые изготовлены из разных материалов (пластмасса, метал, дерево, фетр и ткань, резина). Фишки изготовила с учетом, что бы можно было использовать не только в целом комплекте, а единично.

Первая пара фишек состоит из пластиковых бусинок в виде звездочек разного цвета, на 2-ой паре фишек наклеены металлические ключи, третья пара фишек — деревянные насекомые, 4-ая пара фишек — цветочки из фетра и бабочки из ткани, 5 пара фишек- пластмассовые сердечки разного цвета, и 6-ая пара, ладошки из вспененного полистирола. Играя с этими фишками, можно использовать различные задания, а именно:

1 фишка «Бусины-звездочки».

  • Вместе с ребенком, ощупывая фишки с бусинами, пытаемся понять, какие ощущения возникают при наложении ладошки и кончиков пальцев к отдельным бусинам. (Это упражнение используется на всех фишках).
  • Посчитай, сколько звездочек у меня, и сколько у тебя, а у кого больше?
  • Сколько зеленых “звездочек”, а синих, а красных, а желтых? А сколько “звездочек” на моей фишке? Столько же желтых, зеленых, красных, синих?.
  • Найди одинаковое количество разных по цвету “звездочек” и.д.

2 фишка «Ключи».

  • Потрогай, и скажи, что это такое?
  • Скажи, на какой фишке больше а на какой фишке меньше ключей.
  • Какие сказки ты знаешь, где есть ключи?

*

3 фишка «Насекомые».

  • Потрогай и скажи, что это такое?
  • Скажи, божьи коровки одинаковые или разные?
  • Чем они отличаются?
  • Найди одинаковых божьих коровок.
  • Какие божьи коровки ползут в низ, какие в право, в лево?
  • А как назвать одним словом бабочку и божью коровку? Кто это?.
  • Какие стихи, загадки, пословицы и сказки ты знаешь про насекомых.

*

4 фишка «Цветы и бабочки».

  • Потрогай цветочки и бабочек, что из них шершавое и гладкое?
  • Чем отличаются эти фишки между собой?
  • В какое время года цветут цветы?
  • В какое время года летают бабочки?
  • Вспомни стихотворение, песенку про бабочек, цветы и время года.

*

5 фишка «Сердечки».

  • Потрогай фишки, какие они на ощупь?
  • Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, холодные или теплые? (при сравнении можно использовать фишки сделанные из другого материала).
  • Назови: какого цвета эти сердечки?
  • Разложи пушистые шарики по цвету в сердечки.

*

6 фишка «Ладошки».

  • Потрогай и скажи, что это?
  • Какие они на ощупь? Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, теплые или холодные?
  • При представлении двух фишек, мы спрашиваем: найди правую ладошку и левую ладошку.
  • Назови пальчики на ладошке (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
  • Пальчиковая игра
  • “этот пальчик дедушка”…… (можно использовать различные пальчиковые игры).

В дальнейшем можно использовать игры со всеми фишками, например, такие как:

  1. Педагог выстраивает ряд из фишек и предлагает ребенку на ощупь найти пару.
  2. Педагог выкладывает ряд из фишек, и предлагает ребенку потрогать и запомнить их, затем переворачивает фишки обратной стороной, и просит ребенка вспомнить и выложить такой же ряд.
  3. На столе картинкой вниз, лежит набор из 6 фишек, такой же набор есть у ребенка. Сначала педагог переворачивает на несколько секунд фишки которые лежат на столе и просит ребенка еще раз потрогать и запомнить их, далее переворачивает их в исходное положение. Ребенок должен держа в руках фишку, пощупать ее и найти на столе такую же.

С данным материалом можно играть и в другие игры.

Подводя итог, пришла к выводу — что игра это жизнь ребенка, где он познает, сравнивает, анализирует, соотносит, понимает назначения и способы действия. Педагогу важно предоставить возможность ребенку разнообразно использовать в своих играх многообразие окружающего мира. Самое главное, стараться, чтобы ребенок удивлялся.

Просмотров: 387
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь