|
Методика «Схематизация» автор Р.И. БардинаЦель: исследование уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. МатериалТетрадь из 12 страниц, на каждой из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Первые две страницы (А и Б) содержат вводные задачи (см. рис.1), в одной из которых ребенок должен учитывать только последовательность ориентиров, а в другой – только направление поворота. Остальные десять страниц содержат основные задачи (№№1-10). В 1 и 2 задачах ребенку необходимо учитывать только направления поворотов (рис.2), в задачах 3 и 4 – только конкретные ориентиры и их последовательность (рис.3), в задачах 5 и 6 - сочетание ориентиров в определенной последовательности (рис. 4), в задачах 7-10 необходимо учитывать как сочетание ориентиров, так и направления поворотов (рис.5-6). ИнструкцияДля первой вводной задачи (Рис. 1 А) дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и при необходимости объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй вводной задаче (Рис. 1 Б) взрослый говорит: «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются. К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция, решение не проверяется и ошибки не исправляются. К задачам 1-2: Инструкция «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его». К задачам 3-4: Инструкция «Посмотрите на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите нужный домик». К задачам 5-6: Инструкция «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, зачеркните нужный домик на полянке». К задачам 7-10: Инструкция «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его». Количество баллов, полученных ребенком, устанавливается по шкале оценок (см. таблицу ниже). Для этого необходимо найти цифру, находящуюся на пересечении номера задачи и номера того домика, который ребенок в этой задаче выбрал. Номера домиков к разным задачам методики указаны на рисунках 7-9. После этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл – 44.
1 тип. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки, они принимают задачу найти домик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные элементы «письма» и полян¬ки. Как правило, совершаются неверные выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована. 2 тип. Характерна незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые обнаруживаются необходимые для выполнения задания методы работы. У каждого поворота дорожки дети обраща¬ются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут делать это стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути. Задачи 7-10 дети этой группы вообще не решают, так как не способны учесть сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но простран¬ственные представления носят фрагментарный характер. 3 тип. Характерна ориентировка на один признак. В этом случае дети могут соотносить «письмо» с изображениями на полянке до конца работы, но успешно используют или только ориентир, или только изображение направления пути. Дети этой группы не реша¬ют задачи, требуют одновременного учета направлений пути и ориентиров. 4 тип. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, пра¬вильно решают первые шесть задач. В последних 4 задачах они действуют верно лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра. 5 тип. Это высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи таким образом, могут учесть одновременно оба параметра и все предложенные задачи решают в основном верно. Л.А. Венгер и др. «Психолог в детском саду». – М.: ИНТОР, 1995 г. – 64 с. Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|