|
Личный зайчик, личный дневник
Личный зайчик, личный дневник
Особое место в воспитании дошкольников занимает вопрос о собственности на игрушки – чьими они считаются, может ли он ломать, разбирать и менять их на другие в детском саду или во дворе. Ребенок должен быть уверен в том, что игрушки принадлежат ему, никто не может их отнять у него. Никогда не попрекайте его тем, что игрушки покупались на ваши деньги – этим вы ставите ребенка в бесправное положение, и унижение возвращается бумерангом к пожилым родителям, когда дети вырастают. Пусть ребенок осознает, что у мамы или папы тоже есть дорогие для них вещи – старые игрушки, безделушки, которые ребенок, однако, не может брать без их разрешения. Остальные правила обращения с личными вещами зависят от поведения самого ребенка. Если он болезненно относится к тому, чтобы взрослые переставляли игрушки и наводили порядок, а тем более выбрасывали старые и сломанные, – не следует этого делать без его согласия. Ребенок должен быть уверен и в том, что ничто не исчезло из дома за время его отсутствия – это поддержит его доверие и к маме (родителям), и к миру в целом. Не следует также передаривать игрушки без обсуждения с ребенком, – время от времени дети возвращаются к, казалось бы, давно забытым играм и забавам, а передаривание вещей может вызвать у ребенка ревность и чувство покинутости. Для того, чтобы определить, насколько правильно ребенок привязан к вещам, которые определяет как свою собственность, проделайте следующее психологическое упражнение «Песочный домик». Расскажите ребенку следующую сказку. «Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик, оставит домик себе или подарит маме?» Типичные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит маме», «Прежде чем подарить домик маме, покажет его папе», «Поделит его с мамой», «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и пр. Ответы, на которые следует обратить внимание: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый», «Никому его не отдаст», «Поиграет, а потом разрушит его», «Будет жить в домике всю жизнь», «Почему он должен отдавать домик маме?» и т.д. Упражнение предлагается проводить с детьми от двух до четырех лет. Ребенок старшего возраста может оказаться более гибким в ответах, допуская возможность обмена или дарения вещей как признака любви и привязанности к кому-то. При наличии ответов, подобных тем, что представлены во второй группе, стоит задуматься о суверенности мира вещей вашего ребенка. Достаточно ли он уверен в неприкосновенности своих игрушек? Быть может, их просто очень мало? Тогда нужно найти способ (купить, сшить, переделать что-то старое) обновить предметы, принадлежащие вашему ребенку лично. Всегда полезно еще раз обозначить вслух, что он – хозяин своих вещей, и распоряжается ими только он. Особой деликатности требует и обращение с вещами, подаренными отцом ребенка, – даже в минуты справедливого раздражения старайтесь не критиковать подарков и не избавляться от них при первой же возможности – это может стать одним из неумных и недальновидных уроков мстительности, ведь, помимо чувства горечи, такие поступки могут побудить ребенка взять реванш, «обозначить» свое влияние в доме, выбросив вещи, подаренные в ответ вам кем-либо из близких людей. Понятно, что, оставшись одна, мама имеет меньше материальных возможностей дарить игрушки детям. И все-таки постарайтесь не потерять ориентиров и верно оценивать их отношение к вещам. Если малыш-дошкольник «разобрал» игрушку из любопытства, не следует сильно ругать его, это возрастное явление, которое вскоре исчезнет и превратится в другие виды познавательной деятельности. Просто постарайтесь, чтобы впредь подобные эксперименты проходили под наблюдением взрослого, и желательно предоставить для этого менее ценные предметы – вышедшие из употребления радиоприемники, часы, фонарики, коробочки от старых парфюмерных наборов и т.п., что представляет для детей огромную ценность. Но если вы видите, что любая новая игрушка провоцирует агрессивные действия ребенка, что он с ненавистью отрывает ручки у куклы или выцарапывает глаза у зверюшек, – стоит задуматься о смысле этих действий и обратиться к детскому психологу. Обмены игрушками среди детей возможны, но при условии, что все участники детских «сделок», а также родители согласны с условиями, в противном же случае кто-то всегда остается обиженным. Не запрещайте ребенку меняться, просто побудите его задуматься о том, что вещь, которую он отдает, была ему дорога и покупалась по его просьбе и желанию, а его партнер может еще и передумать. Однако ошибочным было бы усиливать значение этих простых, в сущности, безобидных действий, подчеркивая, что отданная «курочка без тебя скучает и горько плачет» или что «щенок убежал и стал теперь бездомным». Нередко именно в подобных игровых, символических действиях ребенок проигрывает переживание собственной брошенности и тех перемен, что произошли в его жизни после распада семьи, и это является одной из наиболее естественных и продуктивных форм переживания стресса. Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|