Дверь на засов, сердце на замок

к оглавлению

Дверь на засов, сердце на замок

С детьми школьного возраста и подростками в основном следует придерживаться тех же самых правил – они должны иметь свою территорию, свои вещи и быть уверенными в их целости и сохранности. Типичным возрастным явлением является увеличение психологической дистанции со стороны подростков, их желание иметь свою компанию, свой круг общения и новые виды деятельности, которыми ребенок хочет заниматься без взрослых. Нужно примириться и с тем, что иногда придется оставить их одних, уйдя к подруге или по личным делам, – даже если подросток не решается попросить об этом, будьте уверены, что, предложив такой вариант, вы обретете горячую благодарность и признательность своего ребенка и его друзей. Даже если вам кажется, что вы незаслуженно оттесняетесь сверстниками ребенка, наберитесь терпения и не обижайтесь – все вернется на круги своя, лишь постарайтесь не терять эмоциональной связи с ребенком и сохранить хоть какой-либо вид общей для вас деятельности. И уж конечно, честь и хвала родителям, которые могут выдержать общение с компанией своих подрастающих детей, дать им приют на время вечеринок или приготовления домашних заданий – этот родительский подвиг со временем будет высоко оценен и вашими детьми, и их друзьями.

Подростки нуждаются в большей личной территории, которая нужна уже не только для того, чтобы играть, но и чтобы общаться, слушать музыку, смотреть фильм, размышлять. Иногда они готовы часами проводить время в ванной комнате или туалете, – это свидетельствует о том, что в квартире нет более уединенного, защищенного и комфортного для них места. Привыкните к мысли, что ребенку трудно быть всегда у вас на глазах, не входите без стука в его комнату, если он закрыл дверь, – иначе вы спровоцируете его завести на двери крючок или шпингалет. Другая распространенная форма выражения отдаления – стремление подростка входить и выходить через окно (конечно, в тех домах, где это позволяет архитектура). По-прежнему актуально уважение личных вещей вашего ребенка, однако место игрушек постепенно занимают другие предметы, имеющие отношение к школьной и личной жизни детей, – дневник со школьными отметками и личный дневник, книги, записки друзей, письма. Для всего этого должно быть надежное место, где ребенок может спрятать все свои ценности. Чутко реагируйте на желание ребенка удалиться от вас – если вы подозреваете, что он прячет дневник с плохими отметками, и устраиваете обыск в его портфеле, то это самое неразумное, что вы можете сделать. Лучше постарайтесь вызвать ребенка на откровенность. Если угрозами и порицаниями вы отнимете дневник, будьте уверены, – со следующей двойкой дневник просто «потеряется», а ребенок приучится легко и безболезненно для себя лгать вам. Оправданием ему будет ваше бесцеремонное вторжение в его психологическое пространство.

Особого внимания требует и отношение к личным дневникам. В какой-то момент времени дневник становится самым сокровенным предметом для ребенка, и ваша попытка его прочесть не будет прощена никогда. Есть исключительные случаи, когда, подозревая неблагополучие в жизни ребенка, вы ищете его причины в записях, но и в этом случае ребенок не должен узнать об этом, даже когда сам станет родителем. Вещи малозначительные и неважные на наш взгляд порой оказываются для подростков вопросами жизни и смерти.

И еще несколько слов – о новом для нас явлении, о деньгах, заработанных ребенком. Мы считаем, что любые финансовые разногласия есть признак дисгармоничности семьи, в которой в нормальном случае все доходы идут в общую казну. Но если ребенок хочет утаить от вас какие-то деньги, то, убедившись в законности их появления, выскажите ему свои пожелания, однако никогда не отнимайте денег. Не обманывайте ребенка – если вы взяли деньги «взаймы», возвратите долг. И уж совсем недопустимо проводить какие-либо параллели между личными деньгами ребенка и не выплаченными отцом алиментами. Все высказанные пожелания выполнить вовсе не трудно. Они полезны и для взрослых людей, партнеров и супругов. Но у взрослых больше средств, чтобы дать понять, какую психологическую дистанцию они хотели бы установить. Невнимание же к суверенности личности ребенка и подростка, накапливаясь, приводит к таким асоциальным явлениям, как ложь, воровство, вандализм, бороться с которыми значительно труднее.

Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова.


Просмотров: 2236
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Адаптация мамы при поступлении ребенка в детский сад
  • Благополучный развод? Да!
  • Близко и далеко
  • Великое переселение
  • Все ли благополучно в школе?
  • Доверие и контроль
  • Еще о свободном времени
  • Здравствуй, моя юность!
  • Личный зайчик, личный дневник
  • Мне все под силу
  • Мой дом – это я!
  • На прежнем месте
  • Наука расставаться
  • Не лучше ли промолчать?
  • Не расставаться никогда!
  • Не только любить, но и уважать друг друга
  • Неприкосновенность вещей и чувств
  • Об алиментах
  • Отдаю всю себя...
  • Отец-алкоголик
  • Отчим – очень хорошо, но нужна и мама!
  • Подготовьтесь к разговору
  • Примерим отчима!
  • Пространство личности – психологическое и материальное
  • Рекомендации родителям – Как творчески развивать ребенка
  • С друзьями о родителях
  • Союз или вражда?
  • Тест для мамы «Правильно ли вы воспитываете ребенка?»
  • Что делать, если ребенку хочется, чтобы терапевт поиграл с ним в Угадайку
  • Что делать, если ребенок хочет принести в игровую комнату игрушку или еду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь