Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика

Несмотря на то что в последние годы школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у нее сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, все же и сегодня задачи психологического информирования и популяризации психолого-педагогических знаний остаются актуальными.

На психологических лекциях школьный психолог удовлетворяет имеющийся у людей интерес к психологии вообще и рассказывает о конкретных возможностях практической психологии применительно к школьным проблемам в частности. При помощи правильно построенных лекций психолог стремится скорректировать систему школьных ожиданий: описать формы и методы конкретной психологической помощи и возможные результаты психологической работы, что позволит ему в какой-то степени нейтрализовать неадекватные школьные ожидания и расширить представления слушателей о практической психологии в школе. Кроме этого, лекционная работа поможет психологу за довольно непродолжительный период времени охватить практически все школьные группы, а также, что немаловажно, познакомиться с ними.

Кому? Когда? Где? Что читать?

Кому? При чтении психологических лекций желательно, чтобы аудитория слушателей была однородной и интересовалась в целом общими проблемами. В школе выделяются следующие группы потенциальных слушателей психологических лекций: представители школьной администрации, учителя начальных, средних и старших классов, учащиеся начальных (для них организуются беседы о психологии), средних и старших классов и их родители (соответственно возрасту их детей).

Когда? Для чтения психологических лекций необходимо выбирать время, удобное для большинства слушателей. Для учителей это может быть специально отведенное время после уроков. Родители с удовольствием послушают интересную психологическую лекцию на родительском собрании. Школьники – либо на одном из уроков (по договоренности с классным руководителем), либо сразу после уроков.

Продолжительность психологической лекции может колебаться от 15-20 минут до одного часа.

Где? Можно выбрать либо актовый зал школы, либо одну из классных комнат. Не рекомендуется читать лекции в учительской или кабинете директора.

Что читать? При составлении тематической программы лекций психолог должен учитывать два основных условия: состав аудитории и ее интересы.

Что интересно школьной администрации, учителям, школьникам и их родителям? (Или о чем следует помнить, составляя программы лекционных курсов)

Интересы школьной администрации
  • Каковы возможности практической психологии относительно повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе?
  • Как строить программу развития школы?
  • Может ли психолог помочь в организации дифференцированного обучения?
  • Может ли психолог оказать помощь в организации специализированных классов (например, экономических, педагогических, математических и других)?
  • Как эффективно управлять педагогическим коллективом школы?
  • Как конструктивно разрешать конфликты, возникающие между школьной администрацией, учителями и родителями?
Общие интересы учителей
  • Как организовать эффективные взаимоотношения с родителями?
  • Как правильно строить беседы с родителями?
  • Как научиться сбрасывать усталость и утомление после рабочего дня?
Интересы учителей начальных классов
  • Какие программы обучения и воспитания младших школьников наиболее эффективны?
  • Какую психолого-педагогическую литературу следует читать, например, при желании освоить методику развивающего обучения?
  • В чем различия между разными системами развивающего обучения (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.)?
  • Где и когда организуются обучающие семинары для учителей начальных классов, желающих освоить определенную систему обучения младших школьников?
  • Каким образом учитель может помочь «трудному» ребенку (зажатому и скованному, гиперактивному и не умеющему контролировать свое поведение, часто плачущему, отказывающемуся от общения, и т.п.)?
Интересы учителей средних классов
  • Как заинтересовать подростков учебой?
  • Что делать с «трудным» подростком, который прогуливает уроки (грубит, нарушает дисциплину, имеет низкую успеваемость и т.п.)?
  • Как взаимодействовать с подростком, совершившим асоциальный поступок?
  • Как культурно организовать свободное время подростков?
  • Как реагировать на то, что подростки курят?
  • Как относиться к ранней любви подростков?
Просмотров: 5166
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • «Драки» в детском саду
  • Анкета для педагогов
  • Беседа – интервью для изучения психологических особенностей личности «трудных» школьников
  • Все ли благополучно в школе?
  • Диагностика профессиональной направленности старшеклассников
  • Жуйков Сергей Федорович (1911 – 1993)
  • Как успешно читать в школе лекции по практической психологии
  • Какую роль играют родители в появлении у ребенка проблемы с поцелуями?
  • Класс
  • Менчинская Наталья Александровна (15.01.1905 – 06.07.1984)
  • Нужно ли формировать умение учиться у дошкольников?
  • О месте психолога в учреждениях дополнительного образования
  • Обеспечение кабинета детского психолога
  • Основные проблемы дезадаптации обучающегося (воспитанника) на различных образовательных уровнях
  • Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя
  • Отчуждение подростка от родителей
  • Педагогический тренинг в школе. Какой должна быть психологическая подготовка школьного учителя?
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса
  • Психологические особенности начального этапа обучения
  • Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы. Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте
  • С друзьями о родителях
  • Содержание диагностической беседы с подростком
  • Список примерных вопросов для тех, кто готовится к собеседованию
  • Стандартная беседа Нежновой
  • Схема обследования ребенка в начальной школе
  • Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации)
  • Типичные проблемы игровой терапии и что делать, если...
  • Трудовая и учебная деятельность младшего школьника
  • Я - концепция и характер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь