Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 48 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 50 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylistnet/psylistnet_news.php on line 51
|
Как успешно читать в школе лекции по практической психологииЯ присутствовала на выступлениях и лекциях по различной тематике: студенткой в университете, на общественной работе, деловых совещаниях в различных профессиональных сферах. Могу утверждать: чтение лекций по практической психологии для слушателей, не имеющих психологического образования, отличается существенными особенностями. Во-первых, практическая психология направлена на описание событий и фактов душевной жизни людей, и поэтому явно или неявно практической психологией интересуются все – и учителя, и родители, и школьники. Во-вторых, большинство слушателей, конечно же, считают себя знатоками практической («жизненной») психологии. У каждого человека есть свой личный опыт, своя система ценностей. В-третьих, слушатели интуитивно предполагают, что психолог будет читать лекцию «по психологически»: увлекательно, свободно, понимая и принимая мнения и позиции присутствующих, излучая внутренний свет доброжелательности и уверенной открытости. Они ждут от психолога приятного, содержательного общения, открытия для себя чего-то нового и полезного, мудрых и глубоких размышлений о жизни. К сожалению, многие практические психологи не придают должного значения данному обстоятельству: читают лекции «как получится». Конечно, если психолог заехал в школу только для прочтения лекции, – это ситуация, скажем, малопроблемная. Кто-то из слушателей что-то понял и заинтересовался, кто-то остался равнодушным, а кто-то сделал для себя вывод о том, что психология – это «слишком умная наука» или «очень скучная и непонятная». Совершенно другие задачи стоят перед психологом, который постоянно работает в школе. «Не психологично» читать лекции он не имеет права. Если школьный психолог не сумеет увлечь аудиторию темой и своей профессией, его личный авторитет снизится, а общее отношение школы к психологии будет ухудшаться. Конкретный пример. Молодая девушка-психолог читала лекцию перед старшеклассниками во время выпускных экзаменов. Лекция была посвящена описанию способов саморегуляции в стрессовых ситуациях (снятие страха и волнения перед экзаменами). Именно потому, что тема лекции была действительно нужной и важной для старшеклассников, в переполненном актовом зале сидели не только школьники, но и их родители. Возможно, молодой психолог не ожидала такой популярности, а может быть, и не имела еще достаточного опыта публичных выступлений, но она очень волновалась, нервничала, краснела, боялась посмотреть в зал, судорожно перебирала свои записи. Всем своим видом она демонстрировала страх, зажатость, скованность. И хотя лекция была интересной и содержательной, в целом выступление не удалось. При выходе из зала один из старшеклассников сказал своему другу: «Она сама показала, как не надо сдавать экзамены! Если я буду волноваться так, как волновалась она, я вообще ничего не смогу сказать на экзамене!» Профессия психолога – разговорная. Как профессионал психолог должен хорошо владеть различными коммуникативными техниками общения и в индивидуальной беседе, и в публичном выступлении, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией. Давайте поговорим о психотехнике чтения-демонстрации психологических лекций в школе. Как преодолеть волнение и страх? В деловой, психологической и психотерапевтической литературе основная часть рекомендаций по технике чтения лекций посвящена разработке способов нейтрализации волнения и страха лектора: как помочь выступающему снять внутреннее напряжение, «не бояться» своих слушателей и свободно, раскованно выступать перед аудиторией. Начнем с самого главного: как понять, отчего возникают излишнее волнение и страх перед слушателями? Попробуйте определить основную причину своего сверхволнения: недостаток опыта чтения публичных лекций; ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе; неверие в то, что слушателям будет интересно; наличие в личном опыте факта провала лекции; чрезмерное погружение в свои переживания. Какую причину вы еще можете назвать? Упражнение «Как понять самого себя»Упражнение направлено на активизацию самопознания того, каким образом в вас возникает состояние напряженности в аудитории, когда вы читаете лекции. Представьте как можно отчетливей одну из таких ситуаций. Закройте глаза, и пусть перед вашим внутренним взором всплывут детали этой ситуации – обстановка классной комнаты или актового зала и лица слушателей. Представьте, что вы направляетесь к месту выступления. По мере того как вы идете, что вы начинаете ощущать? Двигайтесь в своих внутренних образах медленно, не упускайте при этом ни одной тонкости из своих ощущений. Постарайтесь как можно полнее и реальнее почувствовать изменение своего состояния. Какие образы у вас возникают? С кем из присутствующих связано ваше волнение? Со слушателями? («Они смотрят на меня», «Они будут меня критиковать, задавать сложные вопросы», «Они не будут слушать».) С самим собой? («Я так боюсь сказать что-то не так», «Боюсь быть непринятым слушателями», «Очень хочу быть блестящим оратором и вызывать восхищение аудитории», «Боюсь критики и несогласия с моей точкой зрения».) Итак, вы определили, где «проживает» ваше волнение и напряжение? Общие советыПримерно за день до лекции в аудитории, где вы будете читать лекцию, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться в ходе чтения лекции, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку вашего выступления и т.п. За несколько часов до лекции, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте свое выступление (спланируйте сценарий). При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что лекция пройдет успешно (спланируйте успешный сценарий!). Вечером перед сном задайте себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, вы должны почувствовать, что лекция будет успешной! Если вы работаете над своим состоянием и уже начинаете избавляться от страхов и сверхволнения перед публичным выступлением, сделаем второй – и самый главный – шаг. Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|