Как успешно читать в школе лекции по практической психологии

Я присутствовала на выступлениях и лекциях по различной тематике: студенткой в университете, на общественной работе, деловых совещаниях в различных профессиональных сферах. Могу утверждать: чтение лекций по практической психологии для слушателей, не имеющих психологического образования, отличается существенными особенностями.

Во-первых, практическая психология направлена на описание событий и фактов душевной жизни людей, и поэтому явно или неявно практической психологией интересуются все – и учителя, и родители, и школьники.

Во-вторых, большинство слушателей, конечно же, считают себя знатоками практической («жизненной») психологии. У каждого человека есть свой личный опыт, своя система ценностей.

В-третьих, слушатели интуитивно предполагают, что психолог будет читать лекцию «по психологически»: увлекательно, свободно, понимая и принимая мнения и позиции присутствующих, излучая внутренний свет доброжелательности и уверенной открытости. Они ждут от психолога приятного, содержательного общения, открытия для себя чего-то нового и полезного, мудрых и глубоких размышлений о жизни.

К сожалению, многие практические психологи не придают должного значения данному обстоятельству: читают лекции «как получится». Конечно, если психолог заехал в школу только для прочтения лекции, – это ситуация, скажем, малопроблемная. Кто-то из слушателей что-то понял и заинтересовался, кто-то остался равнодушным, а кто-то сделал для себя вывод о том, что психология – это «слишком умная наука» или «очень скучная и непонятная».

Совершенно другие задачи стоят перед психологом, который постоянно работает в школе. «Не психологично» читать лекции он не имеет права. Если школьный психолог не сумеет увлечь аудиторию темой и своей профессией, его личный авторитет снизится, а общее отношение школы к психологии будет ухудшаться.

Конкретный пример. Молодая девушка-психолог читала лекцию перед старшеклассниками во время выпускных экзаменов. Лекция была посвящена описанию способов саморегуляции в стрессовых ситуациях (снятие страха и волнения перед экзаменами).

Именно потому, что тема лекции была действительно нужной и важной для старшеклассников, в переполненном актовом зале сидели не только школьники, но и их родители.

Возможно, молодой психолог не ожидала такой популярности, а может быть, и не имела еще достаточного опыта публичных выступлений, но она очень волновалась, нервничала, краснела, боялась посмотреть в зал, судорожно перебирала свои записи. Всем своим видом она демонстрировала страх, зажатость, скованность. И хотя лекция была интересной и содержательной, в целом выступление не удалось.

При выходе из зала один из старшеклассников сказал своему другу: «Она сама показала, как не надо сдавать экзамены! Если я буду волноваться так, как волновалась она, я вообще ничего не смогу сказать на экзамене!»

Профессия психолога – разговорная. Как профессионал психолог должен хорошо владеть различными коммуникативными техниками общения и в индивидуальной беседе, и в публичном выступлении, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.

Давайте поговорим о психотехнике чтения-демонстрации психологических лекций в школе.

Как преодолеть волнение и страх?

В деловой, психологической и психотерапевтической литературе основная часть рекомендаций по технике чтения лекций посвящена разработке способов нейтрализации волнения и страха лектора: как помочь выступающему снять внутреннее напряжение, «не бояться» своих слушателей и свободно, раскованно выступать перед аудиторией.

Начнем с самого главного: как понять, отчего возникают излишнее волнение и страх перед слушателями? Попробуйте определить основную причину своего сверхволнения: недостаток опыта чтения публичных лекций; ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе; неверие в то, что слушателям будет интересно; наличие в личном опыте факта провала лекции; чрезмерное погружение в свои переживания.

Какую причину вы еще можете назвать?

Упражнение «Как понять самого себя»

Упражнение направлено на активизацию самопознания того, каким образом в вас возникает состояние напряженности в аудитории, когда вы читаете лекции.

Представьте как можно отчетливей одну из таких ситуаций. Закройте глаза, и пусть перед вашим внутренним взором всплывут детали этой ситуации – обстановка классной комнаты или актового зала и лица слушателей.

Представьте, что вы направляетесь к месту выступления. По мере того как вы идете, что вы начинаете ощущать? Двигайтесь в своих внутренних образах медленно, не упускайте при этом ни одной тонкости из своих ощущений. Постарайтесь как можно полнее и реальнее почувствовать изменение своего состояния.

Какие образы у вас возникают?

С кем из присутствующих связано ваше волнение?

Со слушателями? («Они смотрят на меня», «Они будут меня критиковать, задавать сложные вопросы», «Они не будут слушать».)

С самим собой? («Я так боюсь сказать что-то не так», «Боюсь быть непринятым слушателями», «Очень хочу быть блестящим оратором и вызывать восхищение аудитории», «Боюсь критики и несогласия с моей точкой зрения».)

Итак, вы определили, где «проживает» ваше волнение и напряжение?

Общие советы

Примерно за день до лекции в аудитории, где вы будете читать лекцию, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться в ходе чтения лекции, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку вашего выступления и т.п.

За несколько часов до лекции, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте свое выступление (спланируйте сценарий). При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что лекция пройдет успешно (спланируйте успешный сценарий!).

Вечером перед сном задайте себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, вы должны почувствовать, что лекция будет успешной!

Если вы работаете над своим состоянием и уже начинаете избавляться от страхов и сверхволнения перед публичным выступлением, сделаем второй – и самый главный – шаг.

Просмотров: 3344
Категория: ПЕДАГОГИКА




Другие новости по теме:

  • 7. Общие принципы консультирования родителей методика «SCHOOL»
  • Избавление от взаимозависимости, восстановление связи с собственной личностью
  • Искусство прощать
  • Как можно определить, умеете ли Вы хорошо целоваться?
  • Как стать привлекательным
  • Личностно-центрированная терапия
  • Методика «Педагогические ситуации»
  • Наука быть более уверенной в себе
  • Нужные слова
  • Педагогический тренинг в школе. Какой должна быть психологическая подготовка школьного учителя?
  • Поддерживайте своего партнера
  • Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • Проблемы, с которыми обращаются к психологу-консультанту
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Психологическое консультирование подростков и старших школьников
  • Развивайте сексуальные навыки и навыки общения
  • Самая обаятельная и привлекательная
  • Самоусовершенствование
  • Семейные сценарии
  • Советы экзаменующимся «Как хорошо сдать экзамены»
  • Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я?»
  • Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении» (для воспитателей дошкольных учреждений)
  • Тест «Владеете ли вы аудиторией?»
  • Техника «Путешествие к морю»
  • Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации)
  • Типичные ошибки школьного психолога-консультанта (анализ и рекомендации)
  • Ура! Гости! – Этикет для малышей Шорыгина Т.А.
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика
  • Что сказать при знакомстве с девушкой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь