Диагностика профессиональной направленности старшеклассников

Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

  • а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики;
  • б) определение социальных установок и помощь в их формировании;
  • в) определение мотивации выбора и ее структуры;
  • г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • д) определение выраженности и структуры способностей;
  • е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);
  • ж) осуществление профподбора, при необходимости – первичного профотбора;
  • з) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;
  • и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии»

Схема индивидуальной профориентационнной беседы с учащимися

  1. Профессиональные намерения учащегося
    1. Что собирается делать после окончания IX класса:
      • учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);
      • работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).
    2. Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?
    3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?
    4. Что советуют делать родители после окончания IX класса? Согласен ли учащийся с их мнением?
  2. Интересы
    1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?
    2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?
    3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?
    4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?
  3. Склонности
    1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?
    2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?
    3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?
    4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?
  4. Способности
    1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?
    2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?
    3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?
    4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?
    5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?
    6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?
  5. Личные качества
    1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?
    2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?
    3. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?
    4. Занимается ли самовоспитанием?
    5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?
  6. Готовность к выбору профессионального пути
    1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?
    2. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?
    3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?
    4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?
  7. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути
    1. Литература для чтения.
    2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.
    3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.
    4. Встреча со специалистом.
    5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.
    6. Дата первичной профконсультации.

Просмотров: 11185
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Профориентационные методики




Другие новости по теме:

  • 6.2. Мотивационная сфера школьника
  • 7.3.2. Определение структуры личности спортсмена
  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Анкета Оптанта
  • Беседа – интервью для изучения психологических особенностей личности «трудных» школьников
  • Биографическое интервью Т.В. Андреевой
  • Болтунов Александр Павлович (1883 – 1942)
  • Браиловский Евгений Семенович (1898 – 1948)
  • Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
  • Законы акмеологические
  • Личностные качества психолога
  • Методика «Мотивы выбора профессии»
  • Направленность личности педагога
  • Педагогическое мастерство
  • Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети?
  • Призвание
  • Профессиональная пригодность
  • Профессионально важные качества педагога
  • Профессиональные интересы и их диагностика
  • Профессиональные качества психолога
  • Профессиональные тесты
  • Психологические особенности и задачи развития в ранней юности (психолого-педагогическая характеристика старшеклассника)
  • Психология судебная
  • Самоопределение личности
  • Системные свойства урока
  • Способности
  • Структуры учебной деятельности
  • Сущность проблемно-развивающего обучения
  • Схема изучения личности (пример)
  • Схема психолого-педагогической характеристики на учащегося



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь